Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 08:56, реферат
Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая, неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики толкуют о вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введенное К. Ясперсом понятие осевого времени, но уже не к прошлому (между 800 и 200 г. до н. э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников. Действительно, привычный мир ушедшего века, насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени. Сейчас уже ясно, что без раздумий "в масштабе человечества" нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Любые кризисы в экономике или политике преуспевающих или отстающих стран, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего сейчас человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что сейчас наступает всеобщий кризис современной мировой цивилизации, охвативший ее отношения с Природой, мировую экономику, политические отношения и культуру, и особенно самого человека. Мир на изломе, на перепутье.
Мировая ситуация начала XXI столетия 3
Техногенная цивилизация 5
Постиндустриальный этап 6
Глобальные проблемы современности 10
Экологический кризис 14
Проблема истощения ресурсов 15
Демографический кризис 16
Проблема голода и бедности 16
Угроза мирового терроризма 18
Стратегия будущего 19
Вывод 22
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный
государственный университет
Кафедра «Философии»
Реферат:
«Будущее человечества»
Выполнил:.
Проверил:.
Хабаровск 2011 г.
Оглавление
Мировая ситуация начала XXI столетия 3
Техногенная цивилизация 5
Постиндустриальный этап 6
Глобальные проблемы современности 10
Экологический кризис 14
Проблема истощения ресурсов 15
Демографический кризис 16
Проблема голода и бедности 16
Угроза мирового терроризма 18
Стратегия будущего 19
Вывод 22
Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая, неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики толкуют о вхождении человечества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введенное К. Ясперсом понятие осевого времени, но уже не к прошлому (между 800 и 200 г. до н. э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников. Действительно, привычный мир ушедшего века, насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени. Сейчас уже ясно, что без раздумий "в масштабе человечества" нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Любые кризисы в экономике или политике преуспевающих или отстающих стран, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего сейчас человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что сейчас наступает всеобщий кризис современной мировой цивилизации, охвативший ее отношения с Природой, мировую экономику, политические отношения и культуру, и особенно самого человека. Мир на изломе, на перепутье. Мир устремлен к новому глобальному порядку. Впереди развилка истории, ставящая перед настоятельной необходимостью выбора дальнейшего пути. Подобными формулами заполнены ученые труды и масс-медиа. Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. В современном мировом пространстве циркулируют высочайшие достижения общечеловеческого прогресса. Они выражены в успехах высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров.
Центры силы стремительно
расползлись, возникает многополярность,
на первый план выходит то противостояние,
которое условно можно было бы
обозначить "Север-Юг". Это противоречие
между относительно небольшой группой
высокоразвитых стран с устойчивой
политической системой, освоивших новейшую
информационно-компьютерную технологию,
с высоким уровнем
Сущности техногенной цивилизации; Во-первых, фундаментальным процессом технологической цивилизации стал технико-технологический прогресс. Во-вторых, система ценностей и жизненных смыслов, которая характерна для техногенного развития, включала представление о человеке как деятельностном существе, который противостоит природе, подчиняет своей власти и преобразует её. Ценность преобразующей, креативной деятельности присуща только техногенной цивилизации, ее не было в традиционных культурах. В-третьих, при характеристике базисных ценностей техногенных культур можно выделить понимание природы как неорганического мира, из которого можно черпать ресурсы в расширяющихся масштабах. В-четвертых, в техногенной цивилизации инновации становятся главной ценностью, чего не было в традиционных культурах, они всегда ограничивались традицией и маскировались под неё. Техногенные общества сразу же после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменятся. Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционный, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры. И то, что мы называем сегодня процессом глобализации, является продуктом экспансии именно техногенной цивилизации, вызывая целые эпохи модернизации традиционных обществ, переводя их на рельсы техногенного развития. Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений: научно-технологический прогресс и экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Большинство людей связывало с прогрессом этой цивилизации надежды на лучшее будущее. Еще полвека назад мало кто полагал, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным кризисам, когда оно окажется буквально на пороге своего самоуничтожения. Экологический, антропологический кризис, растущие процессы отчуждения, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему человечеству, - все это побочные продукты техногенного развития.
Существуют две трактовки постиндустриального общества. Во-первых, его рассматривают как простое продолжение, особую стадию техногенного развития. В этом случае не ставится проблема изменения базисных ценностей, а речь идет только о тех переменах, которые вносят новые технологии в образ жизни, социальные коммуникации, отношения между государствами. В русле такого подхода возникла интерпретация устойчивого развития как продолжение сегодняшнего технологического прогресса с некоторыми природозащитными ограничениями. Во-вторых, возможна иная точка зрения и иная стратегия глобальных цивилизационных перемен. С этой точки зрения постиндустриальное развитие, о котором сегодня много говорят философы, социологи и футурологи, не является простым продолжением техногенной цивилизации. В этом варианте формирование постиндустриальной цивилизации должно быть связано не только с технологической революцией, но и духовной реформацией, пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: ее отношения к природе, культу силы как основы преобразующей деятельности, идеалов потребительского общества, основанного на росте вещественно-энергетического потребления. Видимо, наше отношение к природе не сведется к созерцанию ее и адаптации к ней. Человек по-прежнему будет видоизменять природу. Весьма вероятно, что преодоление экологического кризиса будет связано не с сохранением дикой природы в планетарных масштабах (что уже сегодня невозможно без резкого сокращения населения Земли), а с расширяющимся окультуриванием природной среды. В этом процессе важную роль будут играть не только природоохранные меры, направленные на сохранение тех или иных естественных локальных экосистем, но и искусственное создание новых биогеоценозов, обеспечивающих необходимый уровень их разнообразия как условия устойчивости биосферы. Вполне возможно, что в этом (благоприятном для человечества) сценарии, окружающая нас природная среда все больше будет аналогичной искусственно созданному парку или саду, который уже не сможет воспроизводиться без целенаправленной деятельности человека. И в этом будет состоять предназначение человека, который так изменил облик планеты, что стал реальной силой, определяющей сохранение биосферы. В принципе эти идеи были развиты в работах В.И. Вернадского. Идеалом его философии было объединение человечества в планетарном масштабе, управление природой как особым организмом, в который включен человек. Идеи Вернадского о биосфере и ноосфере перекликались не только с идеями Леруа и Тейяр де Шардена, но и с идеями восточных культур о связи истины и нравственности. В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной культуры человек рассматривается как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Восточная традиционная система ценностей полагает человека включенным в организм природы, как бы растворенным в ней; вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, сколько вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение, включение в традицию.
Видимо синтез этих двух противоположных представлений будет связан с взаимной зависимостью этих двух векторов. Это будет не западная и не восточная система ценностей, а нечто третье, синтезирующее достижения современной техногенной культуры и некоторых идей традиционных культур, обретающих сегодня новое звучание. Предпосылки такого синтеза возникают не только благодаря осознанию опасности глобальной экологической и антропологической катастрофы, угрозы грядущего апокалипсиса, осознанию, стимулирующему поиск новых ценностей и этических регулятивов деятельности. Эти предпосылки порождаются также и современными тенденциями научно-технического развития, которое составляет один из базисных компонентов всей современной цивилизации.
Будущее человечества в долгосрочной перспективе будет определяться успехами в поиске нового типа цивилизационного развития, который, в свою очередь, возможен как творческое взаимодействие двух исторически сложившихся и доминирующих сейчас в сознании и социальной практике цивилизационных парадигм - техногенной и традиционной. Решение этой поистине всемирно-исторической задачи возможно и посильно лишь при условии сохранения плюрализма цивилизаций на путях общепланетарного сотворчества, и поэтому потребует духовной реформации. Нужна новая гуманистическая политика, мерилом которой станет способность и готовность людей, социальных групп, элит и правительств мыслить и действовать с учетом планетарной значимости возникающих проблем и многоразличных интересов всего человечества. Новое мышление появится не само по себе и не по "заказу", а в процессе и по мере освобождения сознания от многих предрассудков и стереотипов, а также развития способности слушать и слышать друг друга, терпения и выдержки в осмыслении сложнейших вопросов и разрешении конфликтных ситуаций. Духовной (или идеологической) основой такого образа мышления и действий может стать ныне только формирующееся космо-гуманноцентристское мировоззрение людей, начинающих осознавать солидарную ответственность за жизнь на планете Земля, которую еще предстоит превратить в "общий дом" всего человечества. Необходимой предпосылкой и условием становления и распространения такого мировоззрения является признание и сохранение многообразия мира, представляющего собой общечеловеческую ценность и гарантию устойчивости мирового социума.
Но главную особенность этого общемирового процесса будет определять - путь диалога культур и цивилизаций, поиска взаимопонимания и согласованности относительно общих ценностей. Иначе говоря, - взаимного заинтересованного восприятия и обмена ценностями, в отличие от нынешнего, которое носит явно неэквивалентный характер и потому порождает острые социокультурные проблемы и конфликты. Потребуются время и немалые усилия, чтобы устранить это препятствие на пути установления полноценных и эффективных диалоговых отношений.
Особенно часто о противоречиях в развитии общества стали задумываться в последнюю треть ХХ в. С одной стороны, сегодня можно говорить об очевидных успехах западного индустриально развитого общества: только в течение ХХ в. промышленное производство выросло более чем в 50 раз, а совокупный выпуск товаров и услуг превысил их суммарное производство за всю предшествующую историю человечества. Это позволило говорить о возникновении общества нового типа – «общества потребления», или (в иной терминологии) «государства всеобщего благоденствия», характеризующегося следующими чертами:
В качестве свидетельства повышения уровня жизни отметим значительное увеличение ее продолжительности (в 2,5–3 раза) по сравнению с продолжительностью жизни в эпоху раннего индустриализма. В политике основными достижениями стали утверждение гражданских прав и свобод, идея равенства представителей всех национальностей, рас, конфессий, утверждение идеалов толерантности. С другой стороны, необходимо обратить внимание, что именно в последние время мир столкнулся с новыми противоречиями и угрозами в экономике, экологии, политике, культуре, социальной сфере, т. е. в жизни общества в целом. Осознание того, что путь развития, избранный современной цивилизацией, может привести человечество к катастрофе, приходится на 70–80-е гг. ХХ в. Именно в этот период наиболее актуальные проблемы, стоящие перед человечеством, стали называть «глобальные проблемы современности» (или «глобальные риски», «глобальные угрозы»).Термин «глобальные» в данном случае означает, как то, что при негативном развитии событий возможные последствия будут иметь планетарный масштаб, т. е. затронут все человечество, независимо от формации общества – капиталистической, социалистической, докапиталистической или постиндустриальной, так и то, что предотвратить возможную катастрофу можно только объединенными усилиями всего мирового сообщества. Таким образом, субъектом глобальных проблем выступает человечество в целом.
Столкновение с «глобальными проблемами» является одним из последствий процесса глобализации. Существует множество концепций, объясняющих, что такое глобализация. Но большинство исследователей согласны с тем, что процессы современной мировой глобализации представляют собой переход от сложившейся исторически общемировой практики существования человечества в условиях многообразия экономик, культур, идентичностей, государственных порядков, бытовых условий и т. п. к исторически новому для человечества существованию в условиях формирования единой универсальной цивилизационной целостности – глобального общества. Один из теоретиков глобализации У. Бек отмечает: «Глобализация – это все те процессы, благодаря которым народы мира инкорпорируются в единое мировое общество, “глобальное общество”…» Признаком глобализации является также появление нового типа субъектов мировой экономики и политики. Это разнообразные межправительственные организации (ООН, ВТО, МВФ, НАТО), транснациональные корпорации и банки, неправительственные организации (профессиональные, экологические, правозащитные), мировые информационные и коммуникационные сети (например, Интернет).