Глобализация - светлое будущее человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную тему, чем глобализация. Ей посвящены десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты.

Файлы: 1 файл

Кувалдин.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Глобализация - светлое будущее человечества?

Виктор Кувалдин

На пороге XXI века мегаобщество приобретает реальные очертания 

Сегодня трудно найти более модную и дискуссионную  тему, чем глобализация. Ей посвящены  десятки конференций и симпозиумов, сотни книг, тысячи статей. О ней говорят и спорят ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели, люди искусства, журналисты. 

Предметом оживленных дебатов служит буквально все - что  такое глобализация, когда она  началась, как она соотносится  с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. Обилие мнений, подходов, оценок само по себе, однако, не гарантирует основательной проработки темы. Глобализация оказалась трудным орешком не только для массового сознания, но и научного анализа. 

МИР, КОТОРЫЙ  СВЕРНУЛСЯ  

Глобализация  уходит корнями глубоко в толщу  истории, и все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно определить и как  век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы и важны  для понимания ее перспектив. 

Историки и  политики еще долго будут спорить  о богатейшем наследии уходящего  века, но его идейно-политические итоги  вряд ли будут пересмотрены в обозримом  будущем. Вкратце они сводятся к  следующему: права человека имеют  основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции. Эта система ценностей и установок, создателем и активным пропагандистом которой исторически выступил Запад, получила широкое распространение и признание в современном мире. 

Сближение взглядов и подходов, характерное для современного человечества, так или иначе проявляется  в общественной практике. После краха "социалистического лагеря" рыночная экономика, политическая демократия, идейный  плюрализм, открытое общество стали общезначимыми ориентирами в движении вперед. Впервые в истории абсолютное большинство живущих на Земле людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства. Это - идейный фундамент глобализации. 

Как сто и  двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция (ИР), базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. 

Под воздействием ИР формы пространственно-временной  организации социальных связей и  отношений претерпевают глубокую трансформацию. Пространство частной и публичной жизни обретает третье измерение, меняющее привычную систему координат. Из плоскостного оно становится сферическим, позволяющим прокладывать новые пути, быстро и легко налаживать коммуникации между различными частями земного шара. Геометрический образ глобализации удачно найден Пьером Тейяром де Шарденом в формулировках типа "скручивание" (l"enroulment), "свертывание на себя" (reploument sur lui-meme), "мир, который свернулся" (un monde, qui s"enroule). Мир без границ, где утрачивают былое значение территории и расстояния, начинает обретать реальные очертания. 

В новом социальном пространстве время ускоряет свой бег. То, на что раньше уходили месяцы и годы, можно сделать за считанные  дни. Процесс социального взаимодействия интенсифицируется, приобретает невиданную ранее динамику. Пространство общественного бытия уплотняется и перемешивается, становясь более однородным. 

Не впадая в  крайности и преувеличения, мы можем  констатировать: если ИР - не победа разума над временем и пространством, то столь существенное ослабление этих естественных ограничителей человеческой деятельности, что многое, казавшееся просто немыслимым, становится возможным. В новых видах коммуникаций, в новых формах взаимодействия, в новых созидательных возможностях человека глобализация обретает свой экономический базис. 

Конец века отчетливо  выявил опасное несоответствие между  глобальным масштабом проблем, с  которыми сталкивается человечество, и ограниченными - как правило, национально-государственными - средствами и методами их решения. Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов. 

Список опасностей и угроз, подстерегающих человечество на пороге третьего тысячелетия, можно продолжить. Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы "островного сознания". При всем желании в современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим. 

РОЖДЕНИЕ МЕГАОБЩЕСТВА  

Хотя в различных описаниях глобализационных процессов немало сходного, они понимаются и оцениваются по-разному. Тем не менее в многочисленных работах по этой проблематике так или иначе проглядывает важнейшая сущностная характеристика глобализации: речь идет о новом качестве всеобщности социального бытия, о том, что оно более не укладывается в привычные рамки национально-государственных образований. 

В соответствии со своим видением происходящего  каждый трактует этот фундаментальный  сдвиг по-своему. Одни - как безграничные возможности и перспективы, открываемые ИР перед человечеством, другие - как историческую победу принципов свободного рынка, третьи - как виртуализацию реальности, четвертые - как угрозу возрождения колониальных порядков на базе новейших технологий. 

Однако глобализация не сводится к сумме всего вышеперечисленного. Ключ к пониманию ее природы надо искать на социетальном уровне, в трансформации  того общественного устройства, в  котором мы существуем и развиваемся  в течение столетий. Национально-государственные формы человеческого бытия постепенно утрачивают свою самодостаточность. Все мы стали свидетелями и участниками грандиозной эпопеи становления единого взаимосвязанного, взаимозависимого и взаимопроникающего мира, в котором глобальные системы не только скрепляют прежде разрозненные фрагменты целого, но и оказывают на них глубокое преобразующее воздействие. Фактически речь идет о создании глобального сообщества, в рамках которого существующие национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных структурных единиц. Мы его называем мегаобществом. 

Сегодня различить  контуры рождающегося мегаобщества нелегко. "Увидеть" его мешают сложившиеся, прочно укорененные представления, заданные моделью нации-государства, которая доминировала на протяжении Нового времени (эпохи Модерна). Хотя история знает немало примеров человеческих сообществ, выходящих далеко за национально-государственные рамки, - великие империи древности, мировые религии, Европа позднего средневековья. И все-таки сегодня в обыденном сознании национальные государства предстают как универсальная форма организации общества, в которой отныне навеки отлито человеческое бытие. 

Идею мегаобщества трудно принять и потому, что оно  не имеет аналогов в истории и  соответственно опоры в наличном опыте общественного бытия. Но и современная жизнь мало напоминает былые времена. Стоит ли удивляться тому, что она не укладывается в привычные рамки, создает новые формы организации. 

Исследование  мегаобщества требует соответствующих аналитических инструментов: понятий, категорий, языка. Возможно, обществознанию предстоит пережить такую же революцию, как в свое время точным и естественным наукам в связи с созданием неэвклидовой геометрии или теории относительности. Не ставя под сомнение традиционные области знания, наука о мегаобществе будет вынуждена разрабатывать свои подходы. 

Новизна феномена создает дополнительные трудности  в понимании мегаобщества. Как  правило, явления такого масштаба становятся видны на расстоянии. Но ведь и предыстория глобализации началась не вчера. Рождение мегаобщества подготовлено длительным процессом модернизации, ставшим отличительной чертой Нового времени. В свою очередь, глобализация стимулирует и сталкивает различные модернизационные тенденции, отбирая наиболее перспективные. 

Некоторые исследователи  выделяют протоглобализацию, или глобализацию-1. Ее временные рамки очерчивают следующим  образом: середина ХIХ - начало ХХ века (до Первой мировой войны). На основании  некоторых экономических показателей  (мировая торговля, вывоз капитала, золотой стандарт и т.д.) они утверждают, что в начале ХХ века мир был более глобализирован, чем в его середине. Если вспомнить о великих колониальных империях - английской, французской и других, - развалившихся в середине века, то напрашивается предположение, что и политическая глобализация движется по синусоиде. Можно сколько угодно твердить, что глобализация необратима, что ей нет альтернативы. Исторический опыт свидетельствует, что при желании альтернатива всегда появится. В том числе и альтернатива глобализации. 

Модность глобализационной проблематики создает сильный фон  помех, мешающий спокойной работе мысли. В действительности речь идет о фундаментальных  проблемах, серьезное изучение которых  только начинается. Оно обещает вывести нас на новый уровень понимания настоящего, будущего и… прошлого. 

Так, если посмотреть на подошедший к концу ХХ век с  точки зрения нашего сюжета, то он предстает  как грандиозная сшибка различных  глобализационных проектов - колониального, фашистского, коммунистического, либерального, фундаменталистского. Человечество стремилось устроиться всемирно, но понимало (и понимает!) это по-разному. На сегодняшний день либеральный проект оказался наиболее жизнеспособным, но история на этом не заканчивается. 

С глобализационной колокольни по-новому видны и другие важнейшие явления ХХ века. Скажем, холодная война предстает не только как смертельно опасное геополитическое  соперничество двух сверхдержав, длившееся  полвека, но и как особая форма  кондоминиума, обеспечивавшая управляемость мирового развития в условиях быстрой модернизации. Или, другими словами, как весьма несовершенный, затратный и ненадежный механизм политической глобализации на биполярной основе. 

СТРОЙКА ВЕКА  

Таким образом, у мегаобщества достаточно длинная и запутанная предыстория. Ныне оно предстает как уникальный общественный проект, потенциально охватывающий подавляющее большинство стран и народов. Вокруг него разгорается нешуточная борьба различных сил. Ведь на кону интересы корпораций, больших социальных групп, влиятельных организаций, целых государств. Каждый стремится если не переделать проект заново, то хотя бы подправить его в своих интересах. 

В любом случае можно предположить, что формирование мегаобщества вряд ли пойдет проторенными путями, запечатленными в исторической практике. В частности, как отмечено выше, оно не разрушает существующие общества, а вбирает их в себя, постепенно преобразуя в соответствии со своей внутренней логикой. Впервые в истории новое мироустройство создается не огнем и мечом, а с использованием более цивилизованных методов (хотя силовое принуждение, принявшее иные формы, играет значительную роль). Мегаобщество вырастает исподволь, используя сложившиеся формы бытия как строительный материал. 

Центральная и  наиболее сложная проблема глобализации - как будут строиться отношения между формирующимся мегаобществом и национально-государственными организмами. Судя по всему, здесь нет и не может быть никакого единого образца. Все зависит от типа общества, уровня его развития, творческого потенциала, наличия ресурсов, характера отношений с внешним миром. Вопреки распространенным представлениям, в ходе глобализации "перегородки" между различными сегментами мира не рушатся, а преобразуются, становятся проницаемыми "мембранами" с управляемыми токами обменов в случае успешного вхождения в мировое пространство или полуразрушенными переборками с безуспешно латаемыми пробоинами - в случае провала. 

Перспективы глобализации видятся по-разному из столиц стран - мировых лидеров и небольших слаборазвитых государств. Для вырвавшегося вперед Запада она открывает уникальные возможности, для отставшего Юга - выбор между зависимостью и изоляцией. В соответствии с накопленным потенциалом в мегаобществе одни равнее, чем другие, растущая взаимозависимость носит асимметричный характер. Одновременно растет заинтересованность баловней мегаобщества в ликвидации наиболее вопиющих диспропорций мирового развития. При всем желании они не могут абстрагироваться от того, что происходит в зонах бедствий и потрясений. 

В отличие от обычной исторической практики почти  невозможно представить создание мегаобщества как результат целенаправленных усилий, руководимых или хотя бы скоординированных из единого центра. Куда более реалистической выглядит перспектива становления мегаобщества как грандиозного, во многом стихийного исторического процесса постепенного создания глобальных сетей поверх барьеров и границ. Само собой разумеется, что обустройство нашей планеты требует творческого воображения, колоссальных капиталовложений, напряженного труда нескольких поколений. Создание мегаобщества - повестка на XXI век. 

Информация о работе Глобализация - светлое будущее человечества