Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:42, доклад
Суть глобализации. Идеология.
На исходе ХХ столетия
мировая экономика как
Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global - всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества.
Понятие «глобализация» многогранно. В более широком плане – это перерастание национальных и региональных проблем в общемировые и формирование новой хозяйственной, социальной и природно-биологической глобальной среды. В более конкретном – это процесс трансформации экономических и хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геоэкономической реальности. Конкретными сферами глобализации являются также научно-технические технологии, нравственно-этические ценности (глобальная этика), новые угрозы международной безопасности и стабильности (международный терроризм, транснациональная преступность, глобальное расползание оружия массового уничтожения) и др. Категория «глобализация» тесно связана, но не совпадает с понятием «глобальные проблемы современности»: в первом случае речь идет о процессе, во втором – о проблемах, которые охвачены этим процессом.
Если «глобализация» отражает объективные, часто происходящие вне нас изменения, то другой термин – «глобализм» характеризует изменения в субъективной сфере. Появившееся в последнее время в английском языке сленговое слово «globalony» в переносном смысле означает «дутая» проблема.
Деглобализация – оборотная, подспудная сторона американского варианта глобализации (вестернизации), ибо подразумеваемая под глобализацией американизация есть ворсированное расширение рамок американского образа жизни и для США это действительно есть временная и непрочная (лже)глобализация.
Получил научную прописку и термин «глобалистика», который употребляется для обозначения новой, возникшей на стыке ряда наук отрасли социально-гуманитарного знания, имеющей свой предмет, методологический подход, инструментарий, понятийный и категориальный аппарат. Определяются содержательные параметры понятий «глобальный анализ», «глобальный вызов», «глобальный меморандум», «глобальный рынок среды», «сомкнутый мир», «объемная интерпретация глобального пространства», «мировые точки роста», «мировая институциональная система», «неоэкономика», «трансграничность мировой системы», «этноэкономическая транснационализация» и др.
1. Суть глобализации
В последние два-три десятилетия мы оказались свидетелями уникального стечения и переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. Происходящие глубокие изменения в геополитических структурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития.
Во-первых, в результате
информационно-
Во-вторых, происходит совпавшая с этой революцией и стимулированная ею смена социально-политической парадигмы.
В-третьих, вместо евроцентристского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, возникает новая всепланетарная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма центров, народов, культур, религий т.д., с другой.
В-четвертых, с распадом
СССР и социалистического
Очевидно, что когда
говорят о вступлении современного
мира в качественно новую стадию
своего развития, имеют в виду не
только смену эпохи индустриализма
постиндустриальной эпохой, на смену
которой в свою очередь пришла
эпоха информационного
В политической сфере,
по сути дела, также возникло новое
положение, характеризующееся
Наиболее зримым
проявлением и показателем
Глобализация предполагает,
что множество социальных, экономических,
культурных, политических и иных отношений
и связей приобретают всемирный
характер. В то же время она подразумевает
возрастание уровней
Идеология
Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые
отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными
представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,
преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии
формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они
осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим
классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.
Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса,
который держит в своих руках средства материального и духовного
производства. Идеология – часть надстройки и необходимый фактор
формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений.
Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место
в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и
обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного
сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология,
философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является
преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает влияние
идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии,
а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В
классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных
классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной из форм
классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и пролетарской,
социалистической идеологии. Принципы научного анализа идеологии впервые
разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой
конкретной идеологии необходимо учитывать ее социально-классовою
принадлежность (буржуазная, социалистическая, демократическая и т.д.),
характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная) и
выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни
(прогрессивная и
революционная либо
тем идеология обладает
относительной
развитии на имеющийся мыслительный материал, и поэтому ее связь с
классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно
это касается идеологических форм, удаленных от экономической основы
(философия, религия, мораль). В политической науке давно уже предложено
простое и ясное определение идеологии как «системы политических,
экономических и социальных ценностей и идей, служащих основанием для
поставки целей; последние в свою очередь, образуют ядро политических
программ» (Р.Макивер). Но идеологию относят к числу малоизученных
феноменов. Во-первых, она представляет собой неблагоприятный объект
научного анализа, т.к. вводя понятие «идеология», ученый должен доказать,
что его собственный подход свободен от идеологических пристрастий. А это
очень трудно.
Во-вторых, одна из причин негативного отношения бихевиористов к изучению
идеологии носила явно вненаучный характер, дело в том, что как уже было
сказано, первый вклад в это направление исследований внес К. Маркс.
Но именно марксизму было суждено стать наиболее массовой идеологией
прошлого столетия. К концу XIX в. миллионы людей во всем мире
придерживались
Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята
немецким ученым К. Мангеймом. Как и Маркс, он полагал, что социальная
функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-
подчинения. Если правящий класс пытается выдать свою познавательную
перспективу (способ понимания общественно-политических явлений) за
единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом качестве,
то налицо духовное образование идеологического типа. По Мангейму,
идеологиям противостоят утопии – духовные образования, порождаемые
непривилегированными классами и выражающие их стремление к социальному
реваншу. Утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои
приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм и начинает
так или иначе обосновывать неравенство.
Идеи Мангейма, впервые высказанные в 1929 г. («Идеология и утопия»),
сохраняют свое значение и по сей день. Во-первых, Мангейм преодолел
свойственное Марксу чрезмерно расширительное понимание идеологии. Теперь
этот термин применяют для отображения политического сознания, включенного
во взаимоотношения между правящей элитой и массами. Во-вторых, немецкий
социолог выделил такую важную характеристику идеологии, как ее
систематизированность. Мы видели, что в процессе социализации у человека