Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 10:42, доклад
Суть глобализации. Идеология.
вырабатывается совокупность логически не связанных между собой и часто
взаимоисключающих представлений. Восприятие идеологии приводит к частичному
вытеснению этих представлений, а оставшиеся жестко связывает друг с другом.
Поэтому идеология ,как правило, и претендует на научность. Была разработана
структурная классификация идеологий, основанная на способе связи между
отдельными ее элементами (идеологемами) и масштабах охвата идеологиями
социальной реальности. По этим признакам выделяют две основные
разновидности – открытые и тоталитарные идеологии. Последние
характеризуются тем, что стремятся дать объяснение всем без исключения
явлениям и выработать таким образом целостную политически насыщенную
картину мира. Человек, воспринявший тоталитарную идеологию, придает всему,
что он видит, политическое значение. Такой подход хорошо передает лозунг
«советское – значит, отличное». Идеологемы при этом связываются настолько
прочно, что отделить одну от другой можно только аналитически. Внешняя
характеристика тоталитарной идеологии – репрессивность, т.е. то, что она
навязывается индивиду с помощью интенсивной пропаганды, ломающей прежнюю
структуру его сознания. «Открытая» идеология описывается как прямая
противоположность тоталитарной. Связь всей этой классификации с концепцией
тоталитаризма вполне очевидна. Стоит отметить, что тоталитарная идеология в
рамках этой концепции предстает как следствие с одной стороны, и как
необходимая и самая важная предпосылка установления соответствующего режима
с другой. Главным недостатком подхода оказалось жесткое противопоставление
двух видов. Если тоталитарная и открытая идеологии не имеют между собой
ничего общего, то можно ли говорить об идеологии вообще? Попытку дать ответ
на этот вопрос предприняли ученые, работавшие в рамках структурно-
функционального подхода. Была сформулирована гипотеза, согласно которой
любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных ролей
(теория социального напряжения). В условиях изменений, в особенности
затрагивающих экономическую структуру общества, человек испытывает глубокий
дискомфорт и растерянность. Тут-то к нему на помощь и приходит идеология,
позволяющая по-новому помять и оценить свое место в обществе, а значит –
действовать в соответствии с новыми условиями. К сожалению, теория
социального напряжения не объясняет, каким именно образом эмоциональная
неудовлетворенность трансформируется в идеологические конструкты. Вариант
такого объяснения предлагает теория культурного напряжения, также
сформировавшаяся в структурно-функциональной традиции. Приверженцы этой
теории указывают на то, что смещение социальных ролей вызывает не только
психологическую болевую реакцию, но – и это главное – еще и разрушение всей
системы «знаков» (символов социокультурного характера), позволяющих
индивиду ориентироваться в мире. Социальная реальность оказывается как бы
лишенной смысла. Идеология же, пользуясь словами К. Гиртца, выступает как
средство возвращения смысла. В отличие от теории социального напряжения,
эта теория дает возможность понять, почему идеология в зрелом виде всегда
представляет собой систему ценностей и идей, а не наоборот отдельных,
логически не связанных между собой идеологем. Но и здесь остается открытым
важнейший вопрос: каким
критерием руководствуются
Почему, например, кризис Веймарской республики в Германии привел к
одновременному росту влияния коммунистической и национал-социалистической
идеологий, и почему последняя в конечном счете победила?
Очевидно, что ответить на этот вопрос невозможно. Это заставляет многих
исследователей перейти от нормального анализа социальных функций идеологи к
«применению литературных и философских концепций смысла» (Х. Дракер).
Представители этого направления уделяют большое внимание содержательному
анализу различий «классическими» идеологиями – марксизмом, консерватизмом и
либерализмом. С другой стороны, довольно широкое распространение получила
идея о том, что в современном мире идеология исчезает (Д. Белл, Р. Арон, С.
Липсет) «Конец идеологии» осмысливался на рубеже сороковых и пятидесятых
годов как следствие фундаментальной реконструкции общества в ходе НТР,
резко ограничивающей масштабы политической борьбы внутри либеральных
демократий. «Во всем западном мире есть сущностное согласие интеллектуалов
по политическим проблемам: приятие государства благосостояния, принцип
децентрализации управления, смешанная экономика и политический плюрализм.
Это и значит, что идеологический век кончился», - писал Белл.
Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации». Впереди были расовые
конфликты, Вьетнам, молодежный бунт, экономическая депрессия семидесятых
годов. Мир оказался не таким беспроблемным, как это виделось сразу после
войны. И совсем неуместными стали казаться разговоры о «конце идеологии» к
началу прошлого десятилетия, когда разразилась дуэль между «старым»
либерализмом и неоконсерватизмом. Таким образом, в современном мире
осталось место для идеологии. Правда, в семидесятых – восьмидесятых годах
заметные изменения произошли в механизмах индоктринации и «производство
идеологии», ранее находившихся под контролем партий. Как отмечает
французский политолог К. Исмаль, «сегодня правые силы не сводятся к
политическим партиям. По крайней мере, последние не вырабатывают идеологию.
Это делают клубы, ассоциации, еженедельники». И действительно, в США
ведущую роль в «неконсервативной революции» играли непартийные группы и
клубы. Созданные по инициативе подобных групп интеллектуальные и
исследовательские центры и вырабатывают идеологии, которые затем средствами
массовой информации распространяются в обществе. Идеология рекламируется,
как дорогой товар, производимый в малых сериях. Характерно, что на этом
фоне растет популярность и политическое влияние «независимых» изданий в
ущерб «партийным».
Основная сложность в изучении идеологии связана с тем, что, как и всякое
комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики,
является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические,
рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их
отношения между собой и с инструментами власти по поводу участия в
управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной
(национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое
сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов,
сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом.
Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические
и общечеловеческие идеи представления. Основными формами существования
политического сознания являются политические идеология и психология. Среди
них особую и
всевозрастающую роль играет
политическая идеология.
Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает
«учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и « логос». В
научный оборот он был введён Антуаном Дестютом де Траси, одним из
представителей позднего
поколения французских
«Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы
охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы
идеологии» (т.1-4, 1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие.
Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях»,о том, как
они возникают, и о законах человеческого мышления». По его мнению, эта
наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.
В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно
систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых
является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной
группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического
опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым
образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и
директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство
особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о
политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление
политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с
этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой.
Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.
При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре
основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она
работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических
представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические
идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее
характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений
существующих идейно-
идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-
третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой
политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции,
дивергенции, то есть «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых,
модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их
возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к
истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит