Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:29, контрольная работа
Нет и не может быть одного-единственного рецепта, как растить ребенка, точно так же как нет идеальных детей, и нет идеальных родителей – есть только люди, которые хорошо изучили особенности поведения детей и стали более опытными. Быть родителями – значит все время учиться ими быть. Неразрывная связь матери и ребенка не возникает сразу и навсегда. Хотя нет достаточных оснований, чтобы утверждать, что отлучение матери от ребенка в момент его появления на свет негативно влияет на дальнейшие отношения родителей и детей, считается, что возникновение эмоциональной близости в этот период биологически обостренной чувствительности восприятия обеспечивает хороший старт для формирования дальнейших взаимоотношений.
ПЛАН
Введение ___________________________________________ 3
1. Основы домашнего воспитания _______________________ 4
2. Мои отношения с ребенком ___________________________ 7
Заключение ________________________________________ 11
Введение ______________________________
1. Основы домашнего воспитания _______________________ 4
2. Мои отношения с ребенком ___________________________ 7
Заключение ______________________________
Введение
Нет и не может быть одного-единственного
рецепта, как растить ребенка, точно так
же как нет идеальных детей, и нет идеальных
родителей – есть только люди, которые
хорошо изучили особенности поведения
детей и стали более опытными. Быть родителями
– значит все время учиться ими быть. Неразрывная
связь матери и ребенка не возникает сразу
и навсегда. Хотя нет достаточных оснований,
чтобы утверждать, что отлучение матери
от ребенка в момент его появления на свет
негативно влияет на дальнейшие отношения
родителей и детей, считается, что возникновение
эмоциональной близости в этот период
биологически обостренной чувствительности
восприятия обеспечивает хороший старт
для формирования дальнейших взаимоотношений.
Рождение, младенчество, детство – существует
много периодов, в течение которых укрепляется
контакт матери и ребенка. Считается, что
отцы, когда им поручают детей, не столько
нянчат их, сколько сторожат. Они на вторых
ролях, помогают матери, пока она возится
с ребенком. Это не совсем так. У них свой
подход к ребенку, и ребенок нуждается
в них. Изучение поведения отцов показывает,
что, когда им дают возможность активно
участвовать в уходе за новорожденными,
они становятся такими же заботливыми
няньками, как и матери. Они могут быть
немного менее расторопны, медленнее раскрываются,
чем матери, но способны на глубокую привязанность
к совсем крошечным детям.
ОСНОВЫ
ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ
Быть родителями – это профессия, которую постигают шаг за шагом. Она требует опыта. Приобретая опыт, вырабатывается собственный стиль общения, который соответствует личностным свойствам вашего ребенка и вашей индивидуальности. Невозможно заранее, еще не имея ребенка, выбрать линию поведения – появившись на свет, он может совершенно изменить ваши представления о воспитании. Начинающие родители должны поставить перед собой три цели.
Раньше специалисты считали, что дети играют пассивную роль в общении с родителями. Теперь известно: ребенок активно формирует ответное поведение родителей и вот каким образом. Реакции детей стимулируют родительские чувства, родителей неодолимо тянет к малышу; язык сигналов, подаваемых ребенком, так понятен, что его нельзя не усвоить. Одни сигналы невозможно не заметить (если малыш плачет, улыбается, тянется к вам), другие едва различимы (его поза, то, как он смотрит). Все родители, а особенно матери, обладают интуицией, которая помогает распознать сигнал, подаваемый ребенком, и откликнуться на него. Подобно схеме, состоящей из передатчика и приемника, мать и ребенок опытным путем настраиваются на связь до тех пор, пока прием не станет отчетливым. Время установления хорошей связи у разных пар существенно отличается. Некоторые дети подают более отчетливые сигналы, а одни родители превосходят других в умении распознавать эти сигналы. Но хорошая связь так или иначе устанавливается. Это произойдет быстрее, если мать будет открытой и готовой откликаться. Даже случайная "неправильная" реакция (например, мать начинает кормить ребенка, который хотел только, чтобы его взяли в руки) лучше, чем отсутствие реакции, потому что побуждает ребенка продолжать общаться с вами. Берите малыша на руки, когда он плачет. Как ни просто это звучит, многих родителей уверили, что они должны оставлять детей плакать, потому что нельзя поощрять "плохое" поведение. Но новорожденные не могут вести себя "плохо"; они просто выходят на связь единственным возможным для них способом. Если вообразить, каково было бы человеку, если бы он полностью лишился способности координировать движения – не мог ничего делать для себя сам, а его призывы о помощи остались без ответа. Ребенок, плач которого не замечают, не становится "хорошим" (хотя он может стать тихим); он лишается желания проявлять инициативу и привыкает к тому, чего бы совсем не хотелось: смиряется с тем, что его не поймут и потребности не удовлетворят.
Если
к груди кормящей матери прикрепить
датчики для измерения
Стиль сближения ускоряет развитие. Если ребенок почти не плачет, у него больше времени для развития и познания нового. Складывается впечатление, что они лучше себя ведут, чувствуют и развиваются. Неразрывная связь с родителями вызывает у малыша состояние спокойной готовности к взаимодействию или познанию окружающей действительности. В таком состоянии он лучше способен впитывать новое, не раздражается. Это состояние благотворно влияет на физиологические процессы, протекающие в организме. Энергия, не растраченная на хныканье, используется на рост, развитие и взаимодействие с окружающим миром. Можно сказать, что такие дети процветают, т.е. полностью раскрывают свои возможности. Ученые давно заметили связь между хорошим развитием и правильным домашним воспитанием. Стиль сближения развивает интеллект. Воспитание по этому методу дает пищу для развития ума. Многие современные исследования показывают, что мощный усилитель развития мозга – высокое качество связей в системе родители – ребенок и правильная реакция взрослых на подаваемые ребенком сигналы. Ускоренное развитие умственных способностей происходит из-за поступления в мозг правильной информации на том этапе жизни ребенка, когда его мозг особенно нуждается в пище. Одобряя поведение ребенка, когда он спокойно внимателен и готов откликаться на явления окружающего мира, родители создают условия, которые помогают ему осваивать новые. Воспитанные по этой системе дети, подрастая, становятся внимательными к окружающим. Они не могут спокойно слышать, как плачет другой ребенок, и стараются поскорее утешить его. В подростковом возрасте они болезненно воспринимают социальную несправедливость и пытаются что-то изменить. Они не равнодушны, и поскольку такое отношение к явлениям окружающего мира имеет у них глубокие корни, они хотят плыть против течения. Такие дети вырастают деятельными людьми, стремящимися сделать этот мир лучше.
Способность на глубокие чувства – еще одно качество, отличающее этих детей. Их научили привязываться к людям, а не к вещам. В нашем мире, среди машин и техники, они остаются тонко чувствующими людьми. Малыши, выросшие "на руках", привыкают к общению. Подрастая, они многое берут из межличностных отношений. Больше шансов, что они и в дальнейшем будут способны на полноценное общение, а став взрослыми, будут хорошими супругами, способными сопереживать и быть близкими людьми. Ребенок, выросший в атмосфере неразрывных связей с родителями, умеет любить и ценить любовь других.
Один из наиболее важных отдаленных во
времени результатов воспитания по методу
сближения связан с моделированием поведения
родителей. Помните, что вы растите чьих-то
будущих мужа или жену, отца или мать. Вероятнее
всего, ваши дети, став взрослыми, будут
поступать так же, как вы.
МОИ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Это не сентиментальность, когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль с поломанным колесиком страдает от боли так же, как израненный птенец – это отзывчивость, основа доброты и поэтичности. У ребенка бывают свои – маленькие и большие – тревоги, огорчения, заботы, несчастья. Бывает, что у ребенка какая-нибудь пустяковая, с точки зрения взрослого, обида; например, кто-то спрятал его игрушку. Но нельзя забывать, что у детей свои масштабы измерения радостей и горестей, добра и зла. Надо войти в положение ребенка, разделить с ним его горе, помочь ему. Нередко бывает, что самая желанная и дорогая для ребенка помощь – это сочувствие, сострадание, сердечное участие. Равнодушие же, безразличие потрясает ребенка. Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на слово взрослого, нужно настроиться самому на тон этой струны. Справедливость – это основа доверия ребенка. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка. Вот почему дальнейшее воспитание – это все более глубокое познание каждого ребенка. Если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой ребенок становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово родителей не доходит до глубины его сердца. Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач. В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Надо прежде всего понимать движения детского сердца. Этому невозможно научиться с помощью каких-то специальных приемов. Какими бы истоками ни питалось детское горе, у него всегда есть что-то общее: грустные, печальные глаза, в которых поражает недетская задумчивость, безучастность, тоска, одиночество. Ребенок, переживающий несчастье, не замечает игр и развлечений товарищей; ничто его не может отвлечь от горестных мыслей. Самая тонкая и доброжелательная помощь маленькому человеку – это разделить его горе, не прикасаясь к глубоко личному, сокровенному. Грубое вмешательство может вызвать озлобленность, а советы не унывать, не отчаиваться, держать себя в руках, если за ними нет подлинно человеческого чувства, воспринимаются детьми как неуместная болтливость. Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – это одно из самых важных правил воспитания. Радость как источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания. Стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений. Восприятие музыкальных произведений должно чередоваться с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки,- тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжания пчел и шмелей. Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Она ни с чем не сравнимое средство восприятия творческих сил разума. Слушая мелодии дети рисуют в своем представлении сказочные пещеры, непроходимые леса, добрых и злых существ. Самым молчаливым хочется говорить; детские руки тянутся к карандашу и альбому, хотят запечатлеть на бумаге сказочные образы. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.
Музыка доносит до юных сердец тончайшие
оттенки человеческого чувства – любви.
Воспитывающее влияние музыки в этой сфере
духовной жизни подростков огромно. Музыка,
воплотившая в себе голос любящего сердца,
восхищенного, зачарованного красотой
женщины, воспитывает в будущих женах
и мужьях, матерях и отцах романтическое,
чистое, благородное чувство нежности.
Родители подростков: пусть будет меньше
бесед и лекций, диспутов и вечеров вопросов
и ответов про любовь; пусть тихо, безмолвно
вслушиваются подростки в музыку о любви.
Заключение
Приучать к дисциплине – не значит навязывать
что-то, это значит менять ребенка изнутри.
Приучать к дисциплине означает помогать
ребенку, быть в ладу с окружающими. Ребенок,
которому хорошо, чаще и ведет себя хорошо;
его поступки контролируются внутренними
установками, а не принуждением извне.
Родители, хорошо знающие своих детей,
способны понять причины, лежащие в основе
поведения ребенка, и скорректировать
его. Близкий к родителям ребенок жаждет
одобрения. Обучить дисциплине – это создать
такие отношения между вами, которые можно
выразить одним словом – доверие. Ребенка,
который доверяет лицу, имеющему на него
влияние, легче приучить к дисциплине.
Человеку, хорошо знающему малыша и являющемуся
для него авторитетом, проще добиться
от него дисциплинированного поведения.
Родители, которых связывают с ребенком
близкие отношения, лучше отдают себе
отчет в том, чего хотят они, и способны
представить себе, какими хочет их видеть
малыш. Ребенку в этом случае легче вести
себя правильно. Плохо, когда между родителями
и детьми устанавливается дистанция. Родителей
раздражает, что их усилия не дают результатов,
и начинают действовать методом проб и
ошибок, хватаясь за рекомендации самых
разных авторов, а это приводит к еще большему
отдалению. Дети при этом сопротивляются,
они не доверяют взрослым и впадают в гнев.
Постарайтесь установить близкие отношения
с ребенком - в этом истоки его дисциплинированного
поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политическая
литература, 1982.
2. Уильям Серз, Марта Серз Ваш ребенок – М.: Изд-во