Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 17:20, научная работа
В этой работе автор рассматривает причины критической ситуации, сравнивает мнения различных авторов по этому поводу, пытается найти пути разрешения кризиса.
Книга включает в себя 16 разделов, которые можно разделить на две части. В первой части рассматриваются следующие вопросы: описание обстановки в психологии, ее основных методологических проблем (проблема общей психологии и общего объяснительного принципа, отличие общей психологии от специальной, проблемы метода и языка психологии и др.) и взглядов различных ученых и практиков на них. Вторая часть раскрывает смысл кризиса в психологии, причины его возникновения, тенденции развития науки.
Введение …………………………………………………………………………………………3
Основное содержание работы
Как Л.С.Выготский ставит проблему кризиса? Что стоит за понятием «общая психология»?..................................................................................................................................4
Как Л.С.Выготский представляет закономерности развития и смены идей (течений) в психологической науке?...............................................................................................................5
Какие 3 типа соединения идей (синтеза психологического знания), согласно Л.С.Выготскому, присутствовали в психологической науке? Какой из них он оценивает как конструктивный?....................................................................................................................5
Почему – по мнению Л.С.Выготского – психология не может быть эмпирической научной дисциплиной? В чем состоит методологический конфликт эмпирического подхода?..........................................................................................................................................6
Каковы движущие силы кризиса? Почему психологическая практика невозможна без прочной методологической базы?................................................................................................9
Почему, говоря о новой психологии, Л.С.Выготский употребляет слово «строить»? В чем видится ему роль диалектического материализма при построении новой психологии?..................................................................................................................................10
1.7 Почему, на Ваш взгляд, Л.С.Выготский эпиграфом к своей работе взял слова: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла…»?.................................11
Заключение………………………………………………………………………………….…..12
Калужский
государственный университет им. К. Э.
Циолковского
Факультет
психологии
Реферирование работы Л.С.Выготского
«Исторический
смысл психологического кризиса»
Выполнила:
Студентка ФП-43
Терехова
Вера Олеговна
Калуга, 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.7 Почему,
на Ваш взгляд, Л.С.Выготский эпиграфом
к своей работе взял слова: «Камень, который
презрели строители, стал во главу угла…»?.......................
Заключение……………………………………………………
Введение
Данная работа входит в собрание сочинений Л. С. Выготского. Это методологическое исследование включает в себя совокупность его идей, описывающих методологию психологического познания.
Общий смысл книги можно представить так: описание и анализ кризисной ситуации, которая сложилось в психологии в начале XX века. Борьба теоретических мнений, новые факты, полученные в период интенсивного развития исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, выявляли несостоятельность психологической теории и, прежде всего недостаточность её основания – субъективно-идеалистического представления о психике. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.
В этой работе автор
Книга
включает в себя 16 разделов, которые можно
разделить на две части. В первой части
рассматриваются следующие вопросы: описание
обстановки в психологии, ее основных
методологических проблем (проблема общей
психологии и общего объяснительного
принципа, отличие общей психологии от
специальной, проблемы метода и языка
психологии и др.) и взглядов различных
ученых и практиков на них. Вторая часть
раскрывает смысл кризиса в психологии,
причины его возникновения, тенденции
развития науки.
1. Основное содержание работы.
1.1. Как Л.С.Выготский ставит проблему кризиса? Что стоит за понятием «общая психология»?
В начале 10-х гг. ХХ века психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Этот кризис являлся показателем роста науки, развитие которой привело к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.
По мнению Л.С.Выготского, движущей силой кризиса явилось развитие прикладной психологии, которое привело к перестройке всей методологии науки в естественнонаучном ключе. Кризис зародился не просто при столкновении новых фактов со старой структурой знаний, а при назревании порождаемой и стимулируемой практикой потребностей в переходе от частных теоретических схем к более общим.
На
данный момент в отдельных психологических
дисциплинах накопился
Таким образом, методологический кризис ведет эту науку к тому, чтобы создать условия для рождения общей науки. Можно сказать, что методологический кризис способствует переосмыслению и упорядочиванию накопленного психологического материала.
Выготский говорит о том, что «созрела потребность в общей психологии, а отчасти наметились границы и приблизительное содержание этого понятия». Что же автор понимал под общей психологией? В понимании общей психологии значимым моментом является её разграничение с теоретической психологией. Здесь автор ссылается на Бинсвагера: «Общая психология, следовательно, определяется как критическое осмысление основных понятий психологии, кратко — как «критика психологии». Она есть ветвь общей методологии, т. е. той части логики, которая имеет задачей изучать различные применения логических форм и норм в отдельных науках в соответствии с формальной и вещественной действительной природой их предмета, их способа познания, их проблемы» Главной задачей общей психологии автор выделяет создание теорий. А для теоретической психологии он отводит место в объекте или предмете общей психологии.
Общая
психология возникнет, если будут согласованны
накопленные данные, сведены в
систему законы, определены основные
методы и понятия, и заложены фундаментальные
принципы. В самой психологии уже осознается
идея общей науки, но ее пока не существует.
«..психология беременна общей дисциплиной,
но еще не родила ее».
1.2. Как Л.С.Выготский представляет закономерности развития и смены идей (течений) в психологической науке?
В процессе своего развития в психологии возникали и сменяли друг друга различные идеи: «всякое…открытие в какой-либо области, выходящее за пределы этой частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений и вывести психологию за ее собственные пределы в более широкие сферы знания».
. Автор размышляет о судьбе объяснительных идей в психологии и выделяет несколько этапов, через которые проходит любая объяснительная идея в своем развитии:
- фактическое открытие (перестраивает обычное представление обо всей области явлений, выходит за пределы данной частной группы явлений, где оно наблюдалось и где было сформулировано);
- распространение влияния идей в соседние области (растягивание идей, изменение самой идеи или ее применения, появление отвлеченной формулировки);
- абстрактно формулируемый принцип (отделение идеи от породивших ее фактов, тенденция к объединению);
- второе отделение идеи от основного понятия (идея включается в философскую систему, распространяется на сферы бытия и формулируется в качестве универсального принципа или целостного мировоззрения);
- борьба и отрицание (идея опять становится фактом социальной жизни: происходит признание ее как частного открытия, но отвержение как мировоззрения; другие мировоззрения отвоевывают у идеи ее первоначальную область, вырабатывают свой взгляд на нее, следовательно, происходит отмирание идеи или она продолжает существовать в рамках другого мировоззрения).
Описанная
выше схема развития объяснительны принципов
может распространяться на «любое открытие
в психологии, имеющее тенденцию превратиться
в объяснительный принцип». В качестве
примера автор рассматривает четыре психологических
течения того времени - психоанализ, рефлексология,
гештальтпсихология и персонализм. Подводя
итоги, автор отмечает, что исходя из наметившейся
тенденции всякой новой идеи в психологии
к превращениям в мировой закон, «психология
действительно должна опереться на мировые
законы… все эти идеи ждут идею- хозяина,
которая придет и поставит на место и укажет
значение каждой отдельной, частной идеи.
Путь этот предопределен объективной
потребностью в объяснительном принципе,
и именно потому, что такой принцип нужен
и что его нет, отдельные частные принципы
занимают его место». Для психологии очень
важно найти общий объяснительный принцип,
чтобы определить систему и иерархию отдельных
и частных идей.
1.3. Какие 3 типа соединения идей (синтеза психологического знания), согласно Л.С.Выготскому, присутствовали в психологической науке? Какой из них он оценивает как конструктивный?
В
психологической науке
Первый вариант представляет собой простой перенос законов, фактов, теорий, идей из одной научной школы в другую область. Это можно объяснить тем, что одной области мало своего материала, и для этого она заимствует другие идеи: «своего материала оказывается слишком мало, и такая система вбирает в себя, подчиняет себе… чужеродные тела… Обычно получается конгломерат научных теорий, фактов, с ужасающей произвольностью втиснутый в рамки объединяющей идеи».
Второй вариант предполагает логическое наложение понятий двух теорий, если же возникают противоречия, то они исключают их из системы. Автор говорит, что этот вариант выступает вроде союзного договора двух стран, при котором обе не теряют самостоятельности, но уславливаются действовать сообща, исходя из общности интересов. Этот способ обычно применяется для сведения воедино марксизма и фрейдизма. Очень грубые, резкие противоречия просто исключаются из системы, объясняются преувеличением и т.д. В обеих системах проводятся преобразования, что в конечном итоге приводит к искажению сущности этих систем. Выготский говорит об осовных ошибках этого способа сращивания – смешение метода наук и сведение всего разнородного научного состава в одну плоскость.
Автор
выступает явным противником
вышеназванных типов
Лев Семенович видит решение проблемы в возникновении третьего типа соединения идей. Необходимо подняться над фактическом содержанием научных идей, прежде чем овладеть их истинной природой. Но для этого нужно иметь точку опоры вне этих идей. Чтобы критически отнестись к чужой системе, нужно иметь собственную психологическую систему принципов.
Третий
и единственно
верный путь в этом случае является
объяснение психологического из психического,
а не из физиологического. Задача поставлена,
сформулирована и осознана в свете собственных
принципов. И после решения собственной
задачи автор предлагает на основе аналогий,
что его методом можно дополнить другую
теорию. Таким образом, психология должна
оставаться собой, не выходя за свои пределы.
1.4. Почему – по мнению Л.С.Выготского – психология не может быть эмпирической научной дисциплиной? В чем состоит методологический конфликт эмпирического подхода?
Автор ставит вопрос о необходимости принципиальной разработки понятий в общей науке и ее роль для частных дисциплин на заимствованиях из области других наук. Выготский определяет еще одну важную проблему в психологии, которая сложилось в то время: психология не может быть эмпирической научной дисциплиной. На то есть несколько важных причин.
В каждой науке есть свои определенные методы, позволяющие воссоздавать явления по их следам и влияниям, помогают выйти за пределы непосредственного восприятия. Таким образом в каждой науке есть свои косвенные метод. Это такой метод, который позволяет изучать то, что не дано в непосредственном восприятии.