Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, дипломная работа
Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;
2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции у дошкольников посредством игры;
3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
4. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
5. Оценить эффективность коррекционной программы.
Глава 1. Теоретические основы формирования саморегуляции дошкольников
Понятие саморегуляции
Формирования саморегуляции в детском возрасте
Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов эксперимента
3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выводы
Заключение
Список литературы
Предлагаемый нами комплекс занятий, построен на основе органичного единства игры, речи и рисования с целью коррекции саморегуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и проведен нами с исследуемой группой детей.
Данные занятия составлены на основе методических рекомендаций Кряжевой Н. Л. и Карабановой О. А.
Занятия по формированию саморегуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью проводились нами в исследуемой группе детей во второй половине дня. Всего было проведено 16 занятий. Форма организации групповая. Занятия проводились 1 раз в неделю.
Проведенная коррекционная работа не ограничивалась занятиями. Мы также обратили внимание педагогов и воспитателей на необходимость коррекции поведения детей во время игры в группе и на улице. С этой целью, на основе методических рекомендаций О.А. Карабановой, мы разработали рекомендации для воспитателей (см. приложение 4). Также были даны советы родителям (см. приложение 5).
Подбирая игры (особенно подвижные) для детей с нарушениями поведения, мы учитывали следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Надо начинать с индивидуальной работы, затем привлекали ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходили к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тематическое планирование
занятий представлено в
Таблица 4
Тематическое планирование занятий по развитию саморегуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
№ п/п |
Тема блока занятий |
Цель занятий |
Сроки |
Содержание занятий |
1 |
I блок «Я и другие»
Занятие № 1 «Мое Я»
Занятие № 2 «Каждый привлекателен по-своему»
Занятие № 3 «Мы все разные, но живем в одной группе»
Занятие № 4 «Волшебные средства понимания» |
Развитие произвольных движений и самоконтроля.
Развитие самосознания; развитие способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
Осознание собственной неповторимости, физических особенностей.
Развитие у детей чувства принадлежности к группе.
Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми; понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне. |
июнь
1-я неделя июня; 40 минут
2-я неделя июня 40 минут
3-я неделя июня 40 минут
4-я неделя июня 40 минут
|
1. Упражнение «Слушаем себя» 2. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!» 3. Игра – разминка «Ветер дует на...» 4. Игра «Знакомство-представление» 5. Рисунок «Мне это нравится»
1. Беседа «Мой внутренний мир» 2. Упражнение «Солнечный зайчик» 3. Игра «Выдуманная биография» 4. Игра «Угадай, кто я» 5. Рисунок «Ладошка»
1. Чтение отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2. Игра «Составь фоторобот» 3. Игра «Найди друга» 4. Игра «Встань по порядку» 5. Игра-ассоциация «На кого я похож» 6. Ролевая игра «На границе»
1. Упражнение «Слушаем себя» 2. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!» 3. Игра-разминка «Ветер дует на...» 4. Игра «Знакомство –представление» 5. Рисунок «Мне это нравится» |
2 |
II блок «Радуга настроений»
Занятие № 5 «На что похоже настроение?»
Занятие № 6 «Разделенная радость – двойная радость»
Занятие № 7 «У страха глаза велики»
Занятие № 8 «Делая зло, на добро не надейся»
Занятие № 9 «Печаль беде не помощник»
|
Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.
Развитие умений у детей описывать вербально, графически свое настроение.
Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Знакомство с мимикой и пантомимикой; ознакомление детей с различными эмоциями.
Формирование у детей
представлений о языке эмоций
как знаках, подаваемых человеком
о себе; знаний о средствах выражения
различных эмоциональных
Ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения. |
июль
1-я неделя июля 40 минут
2-я неделя июля 40 минут
3-я неделя июля 40 минут
4-я неделя июля 40 минут
5-я неделя июля 40 минут
|
1. Знакомство с томами 2. Игра «Кубик» 3. Упражнение «Выбери такое же настроение» 4. Игра «Хоровод» 5. Игра «Волны» 6. Игра «Зеркало» 7. Этюд «Разные настроения» 8. Игра «Облако» 9. Игра «Нарисуй облако»
1. Прослушивание веселой музыки 2. Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры гля-
дят на братца» 3. Рассматривание пиктограммы «радость» и изображений веселых людей 4. Упражнение «Зеркало» 5. Игра «Клоун Тяп-Ляп» 6. Этюды: «Золотые капельки», «Цветок» 7. Рисунок «Оживи кружочки»
1. Чтение отрывка из русской народной песенки «Ти-ли-бом» 2. Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами 3. Упражнение «Зеркало» 4. Игра «Медвежонок» 5. Упражнение «Тренируем эмоции» 6. Этюд «Лисенок боится» 7. Рисунок «Оживи кружочки» 8. Упражнение «У страха глаза велики»
1. Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр» 2. Игра «Ругаемся овощами» 3. Игра «Море волнуется» 4. Игра-ассоциация «Злость» 5. Игра «Тигр на охоте» 6. Этюд «Гневная гиена» 7. Рисунок «Злой человечек» 8. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
1. Чтение сказки «Волк и семеро козлят» 2. Когда я грустил (рассказы детей) 3. Игра «Море волнуется» 4. Игра-ассоциация «Горе» 5. Этюд «Северный полюс» 6. Рисунок «Грустный человечек» 7. Упражнение «Дружба начинается с улыбки» |
3 |
III блок «Каков характер – таковы и поступки»
Занятие № 10 «Добрые волшебники»
Занятие № 11 «Вежливость необходима каждому»
Занятие № 12 «Честность всего дороже»
Занятие № 13 «Язык жестов и движений»
|
Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Ознакомление детей с правилами доброты. Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Ознакомление с правилами вежливости. Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера.
Ознакомление с правилами честности. Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера.
Развивать умения проявлять эмоции различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими). |
1 –я неделя августа 40 минут
2-я неделя августа 40 минут
3-я неделя августа 40 минут
4-я неделя августа 40 минут
|
1. Игра «Паровозик с именем» 2. Игра «Поем имя» 3. Игра «Колокольчик» 4. Игра «Потерялся мальчик» 5. Игра «Соседи» 6. Игра «Ветер шепчет имя» 7. Оформление листа «Меня зовут...»
1. Чтение рассказа Я. Тайца «Карандаш» 2. Беседа с детьми о необходимости уступать друг другу 3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны» 4. Разыгрывание сценки 5. Игра «Не поделили игрушку» 6. Рисунок «Общая игрушка»
1. Игра «Башенка из игрушек» 2. Игра «Мы – разные» 3. Игра «Заяц-хваста» 4. Игра «Спиной друг к другу» 5. Игра «Испорченный телефон» 6.Игра «Знакомство-представлен 7. Игра «Встань на его место»
1. Беседа «Как можно общаться без слов» 2. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» 3. Игра «Через стекло» 4. Упражнение «Артисты пантомимы» 5. Упражнение «Расскажи стихи руками» 6. Игра «Кто я?» 7. Игра «Заколдованный ребенок» |
4 |
IV блок «Я и животные»
Занятие № 14 «Общение с животным»
Занятие № 15 «Мой ласковый и нежный зверь»
Занятие № 16 Итоговое «Наши эмоции» |
Развивать у детей понимание того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.
Формирование у детей представления о связи и взаимозависимости человека и животного.
Формирование у детей представления о связи и взаимозависимости человека и животного
Закрепление полученных знаний, умений и навыков понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом, уметь контролировать свои эмоции. |
сентябрь
1-я неделя сентября 40 минут
2-я неделя сентября 40 минут
3-я неделя сентября 40 минут
|
1. Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница» 2. Рассказы детей об их домашних животных 3. Игра «Хоровод» 4. Беседа «Отличия животных от человека» 5. Игра «Мама и детеныш» 6. Игра «Повстречались» 7. Рисунок «Любимое животное»
1. Слушание аудиокассеты «Голоса животных» 2. Игра «Придумаем клички животным с картинки» 3. Игра «Большой – маленький» 4. Игра «Я и животное» 5. Игра «Изобрази животное» 6. Игра «Сказочная зверюшка»
1. Рассказываем сказки 2. Игра «Кривые зеркала» 3. Игра «Повтори фразу» 4. Упражнение «Слушаем музыку» 5. Игра «Профессии» 6. Игра «Азбука настроения» 7. Рисунок «Разные человечки» |
Таблица 4
Структура коррекционного занятия
№ п/п |
Элемент занятия |
Комментарий |
1 |
Организационной момент Ритуал приветствия |
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2 |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Музыкотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры.) |
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3 |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) |
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 5 – 7 |
4 |
Рефлексия занятия – оценка занятия. Арт-терапия, беседы |
Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) |
5 |
Ритуал прощания |
По аналогии с ритуалом приветствия |
Развернутые конспекты занятий представлены нами в соответствии с тематическим планированием.
Цели: развитие самосознания; развитие способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
Оборудование: магнитофон и кассета со спокойной музыкой, альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Дети
совместно с педагогом
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поближе познакомимся с миром, который находится внутри вас. Ваши переживания, настроения, желания — все это и есть ваш внутренний мир.
Упражнение «Слушаем себя». Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг.., ч?; происходит внутри каждого из вас. Внимательно прислушайтесь своим ощущениям... Что каждый из вас сейчас чувствует, чего хочет Что вы услышали? (Дети делятся своими впечатлениями).
Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!». А теперь у нас следующее задание. Попробуйте посмотреть на себя со стороны, а потом расскажите о себе: своем внешнем облике, поведении, желаниях (Дети выполняют задание).
Педагог. Молодцы! Продолжаем наше занятие.
Игра-разминка «Ветер дует на...». Давайте поиграем в игру «Ветер дует на...». Когда я буду произносить слова задания, все к кому эти слова относятся, бегом собираются в кружок. Итак, мы начинаем: «Ветер дует на того, кто любит рисовать..., кто хотел бы иметь собаку или кошку, а мама не разрешает..., кто любит ходить в цирк или кукольный театр..., кому нравится получать подарки..., кто любит есть конфеты...» (Дети выполняют задание. Затем проводится краткое обсуждение игры).
Игра «Знакомство-
Необходимо разбиться на пары, внимательно посмотреть на своего партнера, вспомнить все, что вы знаете о нем или что он сам рассказывал о себе. А затем познакомьте нас со своим партнером, представьте его нам. Расскажите о нем то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих.
- Рисунок «Мне это нравится». А сейчас давайте немного порисуем. Постарайтесь припомнить самое замечательное переживание, которое стало возможным благодаря вашим глазам, то есть вы можете нарисовать то, что вы когда-либо видели и это вам очень понравилось. (Дети выполняют задание).
Ритуал прощания. Дети
совместно с педагогом
Домашнее задание для родителей
1. Прочитайте ребенку стихотворение М. Бородицкой «Разговор с пчелой».
Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на ужин!»
(М. Бородицкая)
2. После прочтения стихотворения задайте ребенку следующие вопросы:
3. Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Оборудование: белые и черные кружочки; «волшебная палочка»; альбомы и цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия:
<span class="dash041e_0431_044b_