Развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;
2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции у дошкольников посредством игры;
3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
4. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
5. Оценить эффективность коррекционной программы.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы формирования саморегуляции дошкольников
Понятие саморегуляции
Формирования саморегуляции в детском возрасте
Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов эксперимента
3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 770.00 Кб (Скачать)

 

В ходе исследования поставлена следующая цель – выявить особенности  развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.

Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:

1. Определить уровень развития  саморегуляции у детей с умственной отсталостью;

2. Выявить у испытуемых характерные особенности саморегуляции:

а) принятия из инструкции взрослого общей или конкретной программы деятельности;

б) действий самоконтроля по заданным параметрам деятельности детей на протяжении всего срока  занятия;

в) сличения достигнутого результата с заданием взрослого;

3. На основе полученных  результатов разработать и апробировать  комплекс игровых упражнений, способствующих  развитию саморегуляции.

4. С помощью метода  математической статистики определить  эффективность коррекционной программы.

В работе использовались следующие методы:

  1. Наблюдение
  2. Беседа
  3. Метод количественного анализа

Методы, которые мы избрали, соответствуют требованиям нашего исследования и дают наиболее объективные  результаты.

Исследование была организовано в 3 этапа:

1 этап – констатирующий  – выявление первоначального  уровня сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью.

2 этап – формирующий  – подборка и апробация комплекса игровых упражнений, направленных на развитие саморегуляции.

3 этап – контрольный  – повторное обследование уровня сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью.

2.2. Организация  и анализ констатирующей части  эксперимента по выявлению особенностей  саморегуляции у детей с умственной  отсталостью

 

Для реализации поставленных задач нами были подобраны следующие методики:

  1. Методика Ульенковой Н.В.

В основу методики Ульенковой Н.В. положен принцип моделирования  интеллектуальной деятельности, в структуре  которой на передний план выведен  регулятивный компонент. Дети должны принять  задание взрослого, содержащее ряд  правил и подчинить ему свою деятельность в отведенном временном интервале. Задание состоит в следующем. На тетрадном листе в одну линейку надо в течение 15 минут писать простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила:

1. Писать палочки и черточки в определенной последовательности;

2. Не писать на полях;

3. Правильно переносить системы знаков с одной строки на другую;

4. Писать не на каждой строчке, а через одну.

Оценочные критерии степени  сформированности саморегуляции детей:

  1. Степень полноты принятия задания – ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем;
  2. Степень полноты сохранения задания до конца занятия – ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные компоненты; полностью теряет задание;
  3. Качество самоконтроля по ходу выполнения задания – характер ошибок допускаемых ребенком: замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их;
  4. Качество самоконтроля при оценке результата деятельности – ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяет ее; ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончании.

Процедура проведения экспериментального занятия с испытуемыми по данной методике.

Перед ребенком педагог кладет тетрадный лист с разлиновкой в одну линейку. Затем он ставит общую цель занятия: «Перед тобой лежит лист из школьной тетради. Сейчас ты будешь писать карандашом, как настоящий школьник. Ты будешь писать палочки и черточки, соблюдая при этом четыре правила. Сейчас я покажу на доске, как нужно писать палочки и черточки, и скажу, какие правила  при этом нужно помнить».

Далее следует краткое (не более 4 – 5 минут) инструктирование ребенка. «Смотри и запоминай, как я буду писать на доске», - говорит педагог, подходя к доске, разлинованной так же, как тетрадный лист. «Я пишу на доске, - продолжает он, - палочки и черточки в таком порядке: сначала я пишу одну палочку, потом черточку. Дальше нужно писать две палочки –  черточку. Затем три палочки – черточку, а потом все повторить снова. Надо все время считать, чтобы не ошибиться. Это первое правило, которое вам надо соблюдать при письме. (Педагог повторяет это правило еще раз). Второе правило: необходимо заполнить всю строчку до полей (показывает) – писать на полях нельзя, школьник не пишет на полях. Третье правило: надо правильно переходить с законченной строчки на новую: на новой строчке продолжать писать то, что не  поместилось на старой. Смотри: я написала две палочки, а черточка не поместилась, я ее переношу на новую строчку, а дальше три палочки – черточку и т.д. (Объясняет разные варианты переноса). Четвертое правило: между строчками должно быть расстояние в одну линейку, иначе у тебя все написанное сольется, будет выглядеть некрасиво»,

Педагог по написанному  на доске повторяет еще раз все правила. Правила повторяются вместе с ребенком. Затем он, чтобы убедиться, правильно ли испытуемый нашел первую строчку, поля, третью строчку, просит поставить на них указательный палец. Убедившись, что ребенок достаточно ориентируются на тетрадном листе, прекращает инструктаж. Он стирает написанное на доске и говорит испытуемому: «Старайся писать правильно, аккуратно. Если что-то непонятно, то спроси сейчас».

Далее, после короткой паузы, педагог добавляет: «Писать  будешь до тех пор, пока я не скажу: достаточно проверь написанное. А теперь пиши!». Засекается время начала работы. Помощь испытуемому в процессе работы методикой не предусматривается.

В соответствии с оценочными критериями выделяется пять уровней сформированности саморегуляции деятельности детей (в направлении от высшего к низшему).

  1. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекается на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если допускает отдельные ошибки на то или иное правило, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все, чтобы работа не только была выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. Данный уровень саморегуляции в деятельности ребенка оценивается баллом «5».
  2. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускает  немногочисленные ошибки  на те или иные правила, но не замечает и не устраняет их; также не устраняет ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного; качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. Этот  уровень саморегуляции в деятельности ребенка оценивается баллом «4».
  3. Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца не может ее сохранить в принятом объеме, в результате пишет палочки и черточки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но прежде всего по тому, что не запомнил правила выполнения задания; ошибок не замечает, не исправляет их ни по ходу работу, ни в конце занятия; после сигнала об окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату равнодушен. Данный уровень саморегуляции ребенка оценивается баллом «3».
  4. Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет; не использует и время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы индифферентен. Этот уровень саморегуляции в деятельности ребенка оценивается баллом «2».
  5. Ребенок совсем не принимает задания, более того, он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой; пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе; о саморегуляции на заключительном этапе говорить также не приходится. Данный уровень оценивается баллом «1».

 

  1. Методики для выявления особенностей саморегуляции в некоторых видах детской деятельности (извлечение из комплекта методик Семаго Н. Я., Семаго М. М. для оценки развития деятельности детей):

Конструктивная деятельность:

  • «Пирамидка»

Методика предназначена для выявления умений принимать инструкцию, работать самостоятельно.

Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е. умения работать самостоятельно, ориентируясь на инструкцию.

Процедура проведения: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку.   Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценивается принятие и  понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

Оценочный критерий: оценка действий ребенка производится в баллах:

  1. балла – ребенок понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размеров колец;

3    балла –  ребенок понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после повторения инструкции переходит к самостоятельному выполнению задания;

2    балла –  ребенок понимает цель, нанизывает  кольца без учета размера, после повторения инструкции действия не изменяются;

1       балл – ребенок не понимает цель, действует неадекватно.

 

  • «Разрезные картинки»

Методика складывания  разрезных картинок используется для  исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе  пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).

Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е., умения работать на результат.

Стимульный материал:

  1. Карточка из плотной бумаги с изображением Мяча, разрезанная на 5 частей.
  2. Карточка из плотной бумаги с изображением Кастрюли, разрезанная на 4 части.
  3. Карточка из плотной бумаги с изображением Варежки, разрезанная на 5 частей.
  4. Карточка из плотной бумаги с изображением Пальто, разрезанная на 4 части.

Процедура проведения: ребенку предлагают сложить картинку из частей по образцу: «Видишь, две картинки, одна целая, а другая сломалась, попробуй собрать ее».

Оценка результатов:

 «5 частей»             «4 части»

5 баллов -

4 балла -

3 балла -   

2 балла -     

1 балл -    

до 100 секунд        

до 120 секунд        

до 140 секунд        

до 160 секунд      

до 180 секунд        

до 80 секунд

до 100 секунд

до 120 секунд

до 130 секунд

до 180 секунд


Перевод итоговых оценок в тестовые оценки:

5 баллов – ребенок  получил ИО 5 баллов    

4 балла – ребенок  получил ИО от 4 – 5 баллов 

3 балла – ребенок  получил ИО от 2 – 4 баллов 

2 балла – ребенок получил ИО от 1 – 2 баллов

1 балл – ребенок получил ИО от 0 – 1 балла

 

  • «Дорисуй фигуры»

Методика предназначена  для исследования воображения, умений понимать инструкцию, выполнять задание самостоятельно, работать на достижение конечной цели.

Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е., умения понимать инструкцию, выполнять задание самостоятельно, работать на результат.

Стимульный материал: альбомный лист бумаги с нарисованными одинаковыми кругами, цветные карандаши.

Процедура проведения: на альбомном листе нарисовано 3 небольших одинаковых круга и два дорисованных, как пример. Предложите ребенку, дорисовывая, превратить эти круги в интересные картинки.

Обратите внимание ребенка  на то, что у него должно получиться 3 разных, оригинальных рисунка (дорисованные из кругов предметы могут быть не связаны общим сюжетом). Во время дорисовывания лучше находиться рядом с ребенком, проявлять интерес к процессу его творчества, но не подсказывать и не оценивать его действия.

Малооригинальные варианты рисунков (часто встречающиеся): солнце; мяч;

Оригинальные варианты рисунков (редко встречающиеся): руль; тарелка; колесо машины; монета.

Оценка результатов:

5 баллов – из 3 картинок 1 – 2 являются оригинальными

4 балла – из 3  картинок  есть 1-2 оригинальные картинки

3 балла – картинки  малооригинальные, но разнообразные

Информация о работе Развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры