Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, дипломная работа
Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;
2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции у дошкольников посредством игры;
3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
4. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
5. Оценить эффективность коррекционной программы.
Глава 1. Теоретические основы формирования саморегуляции дошкольников
Понятие саморегуляции
Формирования саморегуляции в детском возрасте
Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов эксперимента
3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выводы
Заключение
Список литературы
В ходе исследования поставлена следующая цель – выявить особенности развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить уровень развития саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
2. Выявить у испытуемых характерные особенности саморегуляции:
а) принятия из инструкции взрослого общей или конкретной программы деятельности;
б) действий самоконтроля по заданным параметрам деятельности детей на протяжении всего срока занятия;
в) сличения достигнутого результата с заданием взрослого;
3. На основе полученных
результатов разработать и
4. С помощью метода
математической статистики
В работе использовались следующие методы:
Методы, которые мы избрали,
соответствуют требованиям
Исследование была организовано в 3 этапа:
1 этап – констатирующий – выявление первоначального уровня сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью.
2 этап – формирующий
– подборка и апробация
3 этап – контрольный
– повторное обследование
2.2. Организация
и анализ констатирующей части
эксперимента по выявлению
Для реализации поставленных задач нами были подобраны следующие методики:
В основу методики Ульенковой Н.В. положен принцип моделирования интеллектуальной деятельности, в структуре которой на передний план выведен регулятивный компонент. Дети должны принять задание взрослого, содержащее ряд правил и подчинить ему свою деятельность в отведенном временном интервале. Задание состоит в следующем. На тетрадном листе в одну линейку надо в течение 15 минут писать простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила:
1. Писать палочки и черточки в определенной последовательности;
2. Не писать на полях;
3. Правильно переносить системы знаков с одной строки на другую;
4. Писать не на каждой строчке, а через одну.
Оценочные критерии степени сформированности саморегуляции детей:
Процедура проведения экспериментального занятия с испытуемыми по данной методике.
Перед ребенком педагог кладет тетрадный лист с разлиновкой в одну линейку. Затем он ставит общую цель занятия: «Перед тобой лежит лист из школьной тетради. Сейчас ты будешь писать карандашом, как настоящий школьник. Ты будешь писать палочки и черточки, соблюдая при этом четыре правила. Сейчас я покажу на доске, как нужно писать палочки и черточки, и скажу, какие правила при этом нужно помнить».
Далее следует краткое (не более 4 – 5 минут) инструктирование ребенка. «Смотри и запоминай, как я буду писать на доске», - говорит педагог, подходя к доске, разлинованной так же, как тетрадный лист. «Я пишу на доске, - продолжает он, - палочки и черточки в таком порядке: сначала я пишу одну палочку, потом черточку. Дальше нужно писать две палочки – черточку. Затем три палочки – черточку, а потом все повторить снова. Надо все время считать, чтобы не ошибиться. Это первое правило, которое вам надо соблюдать при письме. (Педагог повторяет это правило еще раз). Второе правило: необходимо заполнить всю строчку до полей (показывает) – писать на полях нельзя, школьник не пишет на полях. Третье правило: надо правильно переходить с законченной строчки на новую: на новой строчке продолжать писать то, что не поместилось на старой. Смотри: я написала две палочки, а черточка не поместилась, я ее переношу на новую строчку, а дальше три палочки – черточку и т.д. (Объясняет разные варианты переноса). Четвертое правило: между строчками должно быть расстояние в одну линейку, иначе у тебя все написанное сольется, будет выглядеть некрасиво»,
Педагог по написанному на доске повторяет еще раз все правила. Правила повторяются вместе с ребенком. Затем он, чтобы убедиться, правильно ли испытуемый нашел первую строчку, поля, третью строчку, просит поставить на них указательный палец. Убедившись, что ребенок достаточно ориентируются на тетрадном листе, прекращает инструктаж. Он стирает написанное на доске и говорит испытуемому: «Старайся писать правильно, аккуратно. Если что-то непонятно, то спроси сейчас».
Далее, после короткой паузы, педагог добавляет: «Писать будешь до тех пор, пока я не скажу: достаточно проверь написанное. А теперь пиши!». Засекается время начала работы. Помощь испытуемому в процессе работы методикой не предусматривается.
В соответствии с оценочными критериями выделяется пять уровней сформированности саморегуляции деятельности детей (в направлении от высшего к низшему).
Конструктивная деятельность:
Методика предназначена для выявления умений принимать инструкцию, работать самостоятельно.
Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е. умения работать самостоятельно, ориентируясь на инструкцию.
Процедура проведения: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
Оценочный критерий: оценка действий ребенка производится в баллах:
3 балла – ребенок понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после повторения инструкции переходит к самостоятельному выполнению задания;
2 балла –
ребенок понимает цель, нанизывает
кольца без учета размера,
1 балл – ребенок не понимает цель, действует неадекватно.
Методика складывания разрезных картинок используется для исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).
Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е., умения работать на результат.
Стимульный материал:
Процедура проведения: ребенку предлагают сложить картинку из частей по образцу: «Видишь, две картинки, одна целая, а другая сломалась, попробуй собрать ее».
Оценка результатов:
«5 частей» «4 части»
5 баллов - 4 балла - 3 балла - 2 балла - 1 балл - |
до 100 секунд до 120 секунд до 140 секунд до 160 секунд до 180 секунд |
до 80 секунд до 100 секунд до 120 секунд до 130 секунд до 180 секунд |
Перевод итоговых оценок в тестовые оценки:
5 баллов – ребенок получил ИО 5 баллов
4 балла – ребенок получил ИО от 4 – 5 баллов
3 балла – ребенок получил ИО от 2 – 4 баллов
2 балла – ребенок получил ИО от 1 – 2 баллов
1 балл – ребенок получил ИО от 0 – 1 балла
Методика предназначена для исследования воображения, умений понимать инструкцию, выполнять задание самостоятельно, работать на достижение конечной цели.
Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е., умения понимать инструкцию, выполнять задание самостоятельно, работать на результат.
Стимульный материал: альбомный лист бумаги с нарисованными одинаковыми кругами, цветные карандаши.
Процедура проведения: на альбомном листе нарисовано 3 небольших одинаковых круга и два дорисованных, как пример. Предложите ребенку, дорисовывая, превратить эти круги в интересные картинки.
Обратите внимание ребенка на то, что у него должно получиться 3 разных, оригинальных рисунка (дорисованные из кругов предметы могут быть не связаны общим сюжетом). Во время дорисовывания лучше находиться рядом с ребенком, проявлять интерес к процессу его творчества, но не подсказывать и не оценивать его действия.
Малооригинальные варианты рисунков (часто встречающиеся): солнце; мяч;
Оригинальные варианты рисунков (редко встречающиеся): руль; тарелка; колесо машины; монета.
Оценка результатов:
5 баллов – из 3 картинок 1 – 2 являются оригинальными
4 балла – из 3 картинок есть 1-2 оригинальные картинки
3 балла – картинки малооригинальные, но разнообразные