Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, дипломная работа
Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;
2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции у дошкольников посредством игры;
3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
4. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
5. Оценить эффективность коррекционной программы.
Глава 1. Теоретические основы формирования саморегуляции дошкольников
Понятие саморегуляции
Формирования саморегуляции в детском возрасте
Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов эксперимента
3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выводы
Заключение
Список литературы
2 балла – однообразие картинок, похожесть, идентичность первой (например, только все картинки солнца и т.п.)
1 балл – отказался рисовать, или черкание, не имеющее ничего общего с предметным рисунком.
Работы детей представлены в приложении 3.
Коммуникативно – речевая деятельность:
Методика предназначена для исследования умений диалогической речи, правильно излагать свои мысли, речевой активности.
Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е., умения понимать инструкцию, умения вступить в диалог, правильно излагая свои мысли.
Процедура проведения: «Представь себе, что я пришла к вам в группу. Как ты меня встретишь? Что ты мне скажешь? Сначала ты поздороваешься, узнаешь, как меня зовут, покажешь игрушки. Ты скажешь: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста...» (предлагается речевой образец)».
«Сейчас к тебе в гости придет лисичка. Я буду лисичкой. Подумай, что ты будешь говорить, о чем спросишь лисичку. Приготовься. (Педагог берет игрушку. Раздается стук, «лисичка» спрашивает: «Можно к вам в гости?»...)
Оценка результатов:
5 баллов – ребенок принимает цель, понимает инструкцию, сформированы навыки диалогической речи, наблюдается речевая активность, эмоциональность.
4 балл – ребенок принимает цель, понимает инструкцию с повторением, диалогическая речь сформирована недостаточно, проста, ребенок проявляет в речи эмоциональность, активность.
3 балла – ребенок принимает цель частично, понимает инструкцию с нескольких повторов, диалогическая речь сформирована слабо, ребенок замкнут.
2 балла – ребенок принимает цель частично, не понимает инструкцию, диалогическая речь отсутствует.
1 балл – ребенок не принимает цель, отказался от выполнения задания.
Методика предназначена для исследования умений самостоятельного общения.
Цель: задание направлено на выявление особенностей саморегуляции, т. е., умения самостоятельно задавать вопросы.
Процедура проведения: «У меня есть замечательная картинка. Вот она. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь произошло? Только ты должен задавать мне вопросы, спрашивать меня о том, что здесь нарисовано. Можно задавать любые вопросы по картинке. Можно задавать много вопросов, я постараюсь на них ответить».
Оценка результатов:
5 баллов – у ребенка сформированы навыки самостоятельного построения вопросов, умение диалога, наблюдается речевая активность, эмоциональность.
4 балл – у ребенка навыки умения диалогической речи сформированы недостаточно, речь проста, ребенок испытывает затруднения в постановки вопросов.
3 балла – у ребенка навыки диалогической речи сформированы слабо, самостоятельно поставить и сформулировать вопрос не может, ребенок замкнут.
2 балла – у ребенка диалогическая речь отсутствует, навыки умения постановки и формулировки вопросов не развиты.
1 балл – ребенок не смог сказать ничего, либо отказался от выполнения задания.
В результате обследования по методике Ульенковой Н. В. нами получены следующие данные, которые представлены в таблице № 2.
Таблица 2
Результаты испытуемых по методике Ульенковой Н. В.
№ п/п |
Ф. И. испытуемого |
Уровень развития саморегуляции |
Баллы |
1 |
С. Т. |
V |
1 |
2 |
Н. Я. |
V |
1 |
3 |
Д. Н. |
V |
1 |
4 |
Ч. А. |
V |
1 |
5 |
В. С. |
V |
1 |
6 |
К. Д. |
IV |
2 |
7 |
М. А. |
V |
1 |
8 |
В. В. |
IV |
2 |
9 |
Б. Г. |
V |
1 |
10 |
Ц. Н. |
V |
1 |
11 |
А. Ж. |
V |
1 |
12 |
К. И. |
V |
1 |
13 |
К. С. |
IV |
2 |
Из приведенной таблицы видно, что трое испытуемых (23 %) отнесены нами к IV уровню, так как при выполнении работы они приняли самую малую часть инструкции, написали первую часть черточек и палочек без продолжения строки. Остальные испытуемые (10 человек – 77 %), совсем не приняли задания, более того, они вообще не понимали, что перед ними поставлена какая-то задача; они не улавливали из инструкции, что им надо делать с карандашом и бумагой; пытались что-то делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе.
Работы детей представлены в приложении 1; индивидуальные дневники наблюдения за детьми в момент обследования представлены в приложении 2.
В процентном соотношении показатели испытуемых выглядят следующим образом:
Рис. 1. Уровень сформированности саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
В результате исследования по методикам для выявления особенностей саморегуляции в некоторых видах детской деятельности (извлечение из комплекта методик Семаго Н. Я., Семаго М. М. для оценки развития деятельности детей) нами получены следующие показатели, которые представлены в таблице № 3.
Таблица 3
Сводная таблица результатов испытуемых по методикам на выявление особенностей саморегуляции
№ п/п |
Ф.И. испытуемого |
Методика исследования | |||||||||
пирамидка |
Разрезные картинки |
Дорисуй фигуры |
Диалог по картинке |
Игровая ситуация | |||||||
у-нь |
балл |
у-нь |
балл |
у-нь |
балл |
у-нь |
балл |
у-нь |
балл | ||
1 |
С. Т. |
IV |
2 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
2 |
Н. Я. |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
IV |
2 |
V |
1 |
3 |
Д. Н. |
IV |
2 |
IV |
2 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
4 |
Ч. А. |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
5 |
В. С. |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
6 |
К. Д. |
III |
3 |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
7 |
М. А. |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
8 |
В. В. |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
9 |
Б. Г. |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
10 |
Ц. Н. |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
11 |
А. Ж. |
IV |
2 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
12 |
К. И. |
IV |
2 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
V |
1 |
13 |
К. С. |
III |
3 |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
IV |
2 |
Как видно из таблицы, у большинства испытуемых (10 человек - 77 %) особенности развития саморегуляции не выражены, а именно, по методике «Пирамидка» 6 испытуемых (46%) показали общий результат в 1 балл, что соответствует V (низкому) уровню развития саморегуляции, т. е. дети не смогли собрать пирамидку, не поняли цель, действовали неадекватно, 5 детей (38%) имеют общий результат – 2 балла, что говорит о наличии IV (ниже среднего) уровня развития саморегуляции – дети понимали цель, нанизывали кольца без учета размера, после повторения инструкции и обучения не учитывали размер колец. 2 человека (16%) показали результат, равный 3 баллам, что свидетельствует о III (среднем) уровне развития саморегуляции, дети понимали цель, нанизывали кольца без учета размера, после повторения инструкции и обучения переходили к самостоятельному выполнению задания.
Методика «Разрезные картинки» – 9 человек (69%) показали итоговую оценку в 1 балл, что равно 1 баллу соответствия V (низкому) уровню развития саморегуляции, а именно испытуемые совсем не принимают цель задания, более того, они вообще не понимают, что перед ними поставлена какая-то задача. 4 испытуемых (31%) показали итоговую оценку в 3 балла, что соответствует 2 баллам IV (ниже среднего) уровня развития саморегуляции, т. е. дети принимали лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряли.
Результаты методики «Дорисуй фигуры» показали о наличии у 10 испытуемых (77%) также V (низкого) уровня развития саморегуляции, дети изображали черкания, не имеющие ничего общего с предметным рисунком. 3 испытуемых (23%) показали однообразие своих изображений, похожесть, идентичность одной картинки другой.
Методика «Диалог по картинке» также не выявила высоких результатов. 9 испытуемых (69%) отказались от выполнения задания, не смогли ничего сказать, что соответствует V (низкому) уровню развития саморегуляции. 4 человека (31%) показали IV (ниже среднего) уровень развития саморегуляции, т. е. дети приняли цели частично, не понимая инструкцию, диалогическая речь отсутствует.
По методике «Игровая ситуация» результаты не отличаются по количеству баллов от других. У 10 испытуемых (77%) V (низкий) уровень развития саморегуляции, дети также ничего не сказали, отказавшись выполнять задание и 3 человека (23%) показали наличие IV (ниже среднего) уровня развития саморегуляции, т. е. диалогическая речь отсутствует, навыки умения постановки и формулировки вопросов у данных испытуемых не развиты.
В процентном соотношении показатели испытуемых выглядят следующим образом:
Рис. 2. Показатели особенностей развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Таким образом, полученные результаты диагностики в ходе констатирующего этапа указывают на необходимость проведения коррекционной работы по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
На основе результатов диагностики развитие саморегуляции исследуемой группы детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью находится на низком уровне. Можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по развитию саморегуляции посредством игры.
Формирующий этап был осуществлен в период с октября 2011 года по март 2012 года.
Основная цель формирующего этапа – разработать и апробировать комплекс занятий, игровых упражнений, способствующих развитию саморегуляции.
В соответствии с этой целью определены следующие задачи:
Комплекс игровых упражнений, представленных нами, рекомендуется применять на общеобразовательных, коррекционных занятиях, а также в свободное от занятий время, что способствует развитию самоконтроля, саморегуляции поведения в некоторых видах детской деятельности.
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Отечественными психологами и педагогами (Н.Д. Соколова, Г.В. Косова, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева и др.) доказано, что дети, имеющие умственные отклонения в развитии требуют более внимательного и целенаправленного руководства и контроля за их поведением со стороны педагога (дефектолога, психолога, воспитателя), чем их нормально развивающиеся сверстники.