Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, дипломная работа
Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;
2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции у дошкольников посредством игры;
3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
4. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
5. Оценить эффективность коррекционной программы.
Глава 1. Теоретические основы формирования саморегуляции дошкольников
Понятие саморегуляции
Формирования саморегуляции в детском возрасте
Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов эксперимента
3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выводы
Заключение
Список литературы
Согласно структурно-
Такой подход дает возможность выделить единую для разных видов произвольной активности функциональную структуру процессов саморегуляции, отражающую наиболее «...устойчивое, инвариантное в процессах регуляции деятельности относительно разнообразия ее собственно психологических, содержательных и операционально-исполнительских моментов» [34]. Чем выше сформированность регуляторных функций и гармоничнее целостный процесс саморегулирования активности, тем выше будет уровень адаптации конкретного индивида.
Еще одно теоретическое основание исследования личностных
аспектов саморегуляции - это концепция
стиля саморегуляции личности, разрабатанные
Моросановой В. И. по мере накопления
данных об индивидуальных особенностях
саморегуляции [48]. Необходимость создания
данной конценпции диктовалась результатами
изучения саморегуляции в ходе решения
научно-практических задач по оказанию
психологической помощи спортсменам и
политикам, при исследовании учебной деятельности
школьников и студентов. Занятия психологической
практикой особенно ясно показывают, что
на проявление творческости, самостоятельности
и других субъектных системных свойств,
опосредствующих достижение профессиональных
и учебных целей, прежде всего, оказывают
влияние личностные особенности, характерологический
склад человека, его самосознание, направленность,
осознаваемые в различной мере побудители
деятельности. И в то же время применяемые
на практике методы личностной диагностики
и составляемые на их основе личностные
характеристики малоэффективны: они не
дают инструментальной информации о том,
как особенности личности реализуются
в индивидуальных особенностях саморегуляции,
которые определяют ее поведение в профессиональной
или учебной ситуации, в какой степени
и какими средствами конкретная личность
будет добиваться достижения поставленной
цели. Именно благодаря психологической
практике и эмпирическим исследованиям
у Маросановой В. И. сформировалась убеждение,
что личностные особенности влияют на
деятельность не непосредственно, а через
сложившиеся индивидуальные способы саморегуляции
активности.
Осознанную саморегуляцию мы понимаем
вслед за О.А. Конопкиным как системно
организованный процесс внутренней психической
активности человека по инициации, построению,
поддержанию и управлению разными видами
и формами произвольной активности, непосредственно
реализующей достижение принимаемых им
целей [50].
В индивидуальных особенностях
саморегуляции находит
В последние годы активно
развиваются взгляды на саморегуляцию
с позиций индивидуально-
Стиль саморегуляции выступает тем интегративным образованием, которое опосредует взаимовлияния различных личностных свойств (интегральной индивидуальности по В. С. Мерлину), и в то же время, является основой для формирования индивидуальных стилей конкретных видов деятельности и реализации различных видов активности [49].
В отечественной психологии
проблемы саморегуляции традиционно
рассматривались в русле
В исследовании Н. Д. Заваловой с соавторами [25] представлены результаты теоретического и экспериментального исследования регулирующей функции образа в деятельности человека.
Таким образом, проблема
саморегуляции психической
Если проблемой активности человека занимались давно и достаточно успешно, то проблема субъектной активности, т.е. активности развиваемой самим субъектом, им самим организуемой и контролируемой, стала предметом пристального изучения сравнительно недавно. Даже в работах основных разработчиков понятия «субъект» эти аспекты не дифференцируются.
С. Л. Рубинштейн считал необходимым выделить во внутреннем пространстве субъектный план психической активности, не сводимый только к уровню сознания. «Исходная специфика человека, человеческого существования заключается в том, что во всеобщую детерминацию бытия включается не сознание само по себе, а человек, как осознающее существо, субъект не только сознания, но и действия» [58].
Совершенно определенно вопрос об индивиде как субъекте психической активности сформулировала К. А. Абульханова-Славская: «Личность выступает как центр регуляции, интегрирующий показания разных уровней и разных модальностей активности...», а также «...субъект полагает себя не только как цель, но и как средство развития собственной психики» [1].
К. А. Абульханова-Славская понимает под психической саморегуляцией человека его способность к организации собственной активности; ее мобилизации, регулирования, согласования с объективными требованиями и активностью других людей. В процессе саморегуляции субъектом деятельности регулируется уровень психической активности, соответствующий данным условиям деятельности, длительность напряжения, производится точный расчет психических ресурсов и их рационального расходования. Все эти параметры системным образом регулируются самим человеком, являющимся субъектом деятельности [1].
Таким образом, мы можем констатировать, что проблема саморегуляции затрагивалась в контексте многих научных исследований, однако их содержательный анализ не является специальной задачей настоящей работы. Данный обзор ведется с позиции изучения исходного для нас понятия саморегуляции деятельности как важнейшего компонента в структуре общей обучаемости (общей способности к учению).
Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте саморегуляция и самоконтроль, т.е. способность владеть и управлять своим поведением. Саморегуляция и самоконтроль - решающие условия готовности ребенка к школьному обучению [8].
О формировании у детей дошкольного возраста саморегуляции в познавательной деятельности и поведении, как необходимом условии подготовки их к обучению в школе, говорят А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьков, указывая на важнейшую задачу детского сада – учить детей управлять своими познавательными процессами в соответствии с учебными задачами, учить устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основанные на совместном выполнении серьезной деятельности [55].
Исследования последних лет А. М. Леушина, В. И. Логинова, Н. Н. Поддъяков, С. С. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова и др. показали, что при определенной структуре содержания заданий, формируемых в процессе обучения, дети осваивают системные знания, обеспечивающие и более высокий уровень общего умственного развития, и лучшую готовность детей к последующему обучению в школе. Этому способствует и то, что в процессе обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность и вместе с тем действовать по плану и указанию взрослых. У них формируется первоначальная, элементарная способность к саморегуляции, самоконтролю и самооценке.
Формирование и развитие саморегуляции личности является одной из самых актуальных задач дошкольного воспитания [55].
Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствует или недостаточно развиты произвольные формы поведения, ребята не могут спокойно сидеть на занятиях, постоянно отвлекаются.
Учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Но формирование произвольного поведения и самоконтроля необходимо не только для подготовки ребенка к школе. Саморегуляция и самоконтроль в поведении проявляются в самых разных аспектах его жизни и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения, и в способности сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, и в общей дисциплинированности, организованности поведения [55].
Все перечисленные качества
весьма важны как для взрослого,
так и для ребенка. Недисциплинированность,
неорганизованность, импульсивность,
двигательная расторможенность не только
затрудняют проведение занятий, но и
осложняют организацию
Самоконтроль как важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, дисциплинированность, воспитывается совсем другим путем и в других условиях.
Но прежде чем говорить о путях формирования самоконтроля и произвольного поведения, разберемся, что лежит в основе овладения своим поведением.
Основная черта саморегуляции дошкольника ее осознанность, или сознательность. Чтобы управлять каким-либо свойством или движением, нужно обязательно это действие или движение чувствовать, осознавать, т.е. знать о нем. В самом деле, ведь нельзя же управлять тем, о чем ничего не знаешь. Произвольное действие отличается от непроизвольного как раз тем, что человек сознательно, по своей воле управляет ми сам, знает, что, как и зачем он что-либо делает [27].
Если рассматривать
в этом отношении поведение
Разумеется, полная погруженность в конкретную ситуацию делает невозможным взгляд на себя со стороны, осознание собственных действий. Для того чтобы знать о своих действиях, сознавать их, необходимо увидеть, что, как и зачем я делаю, что будет потом и что было раньше, т.е. посмотреть на себя со стороны. Но чтобы отойти от себя на минимальную дистанцию, следует иметь какую-то точку опоры, выходящую за пределы денной воспринимаемой ситуации. Эта точка опоры должна быть в самом ребенке, в его сознании, не сливаясь при этом с его конкретными сиюминутными действиями. И вот когда ребенок сможет с этой внутренней точки опоры посмотреть на свои сиюминутные действия и как-то отнестись к ним с точки зрения задуманной цели, или данного обещания, или правила действия, можно говорить об осознании собственных действий. А их осознание же делает возможными управление и овладение ими, т.е. произвольное поведение. До тех пор пока ребенок полностью включен в наличную ситуацию, не способен осознавать свои действия и как-то отнестись к ним, он остается рабом воспринимаемой ситуации, а его поведение импульсивным и непроизвольным [27].
Для дошкольного возраста суть формирования саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения состоит в преодолении зависимости ребенка от воспринимаемой, наглядной ситуации. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста сами вещи и предметы, окружающие их, обладают притягательностью и побуждают к действию. Его действиями руководят другие предметы, и преодолеть это руководящее действие он не в силах. Осознание собственных действий, преодоление непосредственного ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.
Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский показал, что истоки самоконтроля ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортабельные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением [16].