Развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;
2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции у дошкольников посредством игры;
3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;
4. Реализовать систему коррекционных занятий по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры.
5. Оценить эффективность коррекционной программы.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы формирования саморегуляции дошкольников
Понятие саморегуляции
Формирования саморегуляции в детском возрасте
Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью
2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов эксперимента
3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 770.00 Кб (Скачать)

  Содержание

 

Глава 1.  Теоретические  основы формирования саморегуляции  дошкольников

    1. Понятие саморегуляции
    2. Формирования саморегуляции в детском возрасте
    3. Особенности формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью
    4. Игровая деятельность как способ коррекции, применяемый в детском возрасте

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития саморегуляции  у детей старшего дошкольного  возраста с умственной отсталостью  посредством игры

2.1. Программа и методы  исследования

2.2. Организация и анализ констатирующей части эксперимента по выявлению особенностей саморегуляции у детей с умственной отсталостью

2.3. Организация и содержание формирующего эксперимента

Глава 3. Анализ результатов  эксперимента

3.1. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы по формированию саморегуляции средствами игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Выводы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Место и роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности [49]. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.

Исследование саморегуляции  у детей с умственной отсталостью связано с решением одной из фундаментальных проблем специальной психологии и педагогики - развитием способности к регуляции собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования ребенка как активного субъекта собственной деятельности и поведения [46].

Исследования детей  с умственной отсталостью так или иначе затрагивали регуляторную сферу. В работах, посвященных изучению познавательной деятельности у детей с аномалиями в развитии, саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т. В. Егорова, И. А. Коробейников,        В. И. Лубовский, Н. Г. Лутонян, Н. А. Менчинская, Л. И. Переслени,             Н. Г. Поддубная, В. Л. Подобед, П. Б. Шошин и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е. Б. Аксенова, Ю. Б. Максименко, О. А. Конопкин, У. В. Ульенкова и др.). Исследователи отмечали инфантильные черты личности детей с умственной отсталостью, недостаточное целеполагание, повышенную внушаемость и уход от ответственности, незрелость эмоционально-волевой сферы, неадекватную самооценку, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации (Н. Л. Белопольская, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Кулагина, Е. И. Липкина,            Т. В. Пускаева, Е. С. Слепович, О. А. Конопкин, У. В. Ульенкова и др.).

В онтогенезе способность  к саморегуляции у нормально развивающихся детей формируется к началу школьного обучения. Учебная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и поступки (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожец,        Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин).

Практическая  значимость этой проблемы обусловливают актуальность исследования психолого-педагогических условий формирования саморегуляции у детей с умственной отсталостью на современном этапе развития специальной психологии.

Таким образом, проблема  саморегуляции является одной из наиболее важных проблем психологии. Ее исследование открывает большие  возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития ребенка, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач [49].

В связи с вышесказанным  мы нашли актуальным рассмотрение специфики вопроса коррекции саморегуляции деятельности детей с умственной отсталостью, что и определило тему нашего исследования: «Коррекция саморегуляции у дошкольников с умственной отсталостью посредством целенаправленной игровой деятельности».

Цель исследования: определить эффективность коррекционной программы с использованием игры для формирования саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Объект: саморегуляция детей дошкольного возраста.

Предмет: уровень сформированности саморегуляции у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: программа системной коррекционно-развивающей деятельности, направленной на развитие саморегуляции у детей с умственной отсталостью является эффективной.

Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие  задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме саморегуляции в норме и при умственной отсталости;

2. Охарактеризовать возможности формирования саморегуляции  у дошкольников посредством игры;

3. Определить уровень сформированности саморегуляции у детей с умственной отсталостью;

4. Реализовать систему  коррекционных занятий по развитию  саморегуляции у детей старшего  дошкольного возраста с умственной  отсталостью посредством игры.

5. Оценить эффективность  коррекционной программы.

Реализация программы  настоящего исследования осуществлялась посредством следующих методов: теоретическое осмысление психолого-педагогических исследований в области специальной, возрастной и педагогической психологии; групповой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью; методы математической обработки.

Методы, которые мы избрали, соответствуют требованиям нашего исследования и дают наиболее объективные результаты.

В ходе работы для исследования использовались методики:

  1. Методика Н. В. Ульенковой (определение уровня саморегуляции)
  2. Методики для выявления особенностей развития саморегуляции в некоторых видах детской деятельности (извлечение из комплекта методик Семаго Н. Я., Семаго М. М. для оценки развития деятельности детей):

Конструктивная деятельность:

  • «Пирамидка»
  • «Разрезные картинки»
  • «Дорисуй фигуры»

Коммуникативно –  речевая деятельность:

  • «Диалог по картинке»
  • «Игровая ситуация»

Полученные результаты были обработаны методами математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента.

Исследование проводилось  на базе МАДОУ ЦРР ДС № 473                   г. Челябинска. В исследование принимали  участие воспитанники учреждения группы компенсирующей направленности – 13 детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические  основы проблемы формирования саморегуляции  посредством игры у старших дошкольников

 

1.1. Понятие саморегуляции

 

 

 В жизнедеятельности  любого человека большое значение имеет  проблема регуляции активности в  изменяющихся условиях окружающей действительности. Согласно современным представлениям, сущностной характеристикой целостной  психики человека является именно саморегуляция целенаправленной активности, способность «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности [49]. В процессах саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т. п.  
Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер.

Саморегуляция есть системный  процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней. В работах многих авторов содержится попытка вычленения собственно психологического аспекта саморегуляции. 

Развитие и становление  идей саморегуляции происходило  в тесной связи с такими направлениями  психологических исследований, как регуляция деятельности, стиль деятельности, мотивация, воля, произвольность, самодетерминация, ответственность и принятие решений, а также в контексте проблемы общей структуры и динамики человеческой активности. 

Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова положили начало формированию представлений о регуляторном характере протекания психических явлений и процессов. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психической саморегуляции принадлежит В. М. Бехтереву, а также его ученикам и последователям в лице Л. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева.

Согласно В. М. Бехтереву, психическая саморегуляция - это  сознательное воздействие человека на собственную сферу психических  явлений (психических процессов, состояний, свойств) с целью поддержания или изменения характера их функционирования [22]. А. В. Запорожец, основываясь на мысли И. П. Сеченова, выдвинул гипотезу о том, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные, благодаря тому, что они становятся ощущаемыми, т.е. осознаваемыми [27]. 

Интерес к проблеме психической  саморегуляции значительно повысился  в последние десятилетия. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения  к феномену саморегуляции в самых  различных психологических исследованиях. Например, в традиционных исследованиях регуляции психических состояний, в психологии принятия решений, в различных отраслях психологии: инженерной, возрастной, медицинской и других[49]. 

Современное представление  о саморегуляции (о содержании и  механизмах этого процесса, его формировании и проявлениях) складывается на основе общих научных принципов детерминизма и развития, на основе субъектно-деятельностного подхода к изучению психических явлений               (С. Л. Рубинштейн, М. Я. Басов, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. А.Смирнов, Б. Г. Ананьев). 

В значительной мере развитие основных положений о саморегуляции  связано с развитием системного подхода, оказавшегося наиболее плодотворным в изучении психических явлений. Исходя из системного подхода, мы полагаем саморегуляцию активности человека как систему, обладающую определенным системными качествами (целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязанность со средой), как специфическую форму активности человека, которая реализует влияние сложившихся личностных структур разного уровня индивидуальности на особенности целенаправленной активности [49].

Не менее плодотворным оказался структурно-функциональный подход, разрабатываемый в лаборатории  саморегуляции под руководством  
О. А. Конопкина в Психологическом институте РАО. Этот подход позволил выделить и исследовать основные звенья системы саморегуляции и реализующие их регуляторные процессы, и на этой основе создать модель системы саморегуляции произвольной активности человека. О. А. Конопкиным были разработаны представления о функциональной структуре системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека [33]. Им и его учениками по результатам изучения саморегуляции широкого круга профессиональной и учебной деятельности в 90-х годах была развита концепция осознанного саморегулирования произвольной активности человека, в которой обобщены данные исследований саморегуляции осознаваемой активности субъекта в достижении поставленных целей в разных видах деятельности. Ядром этой концепции является представление о целостной системе осознанной саморегуляции произвольной активности, позволяющей реализоваться субъектной целостности; понимание того, что при содержательном анализе субъектных характеристик внимание уделяется той или иной осознаваемой целенаправленной активности, которая имеет определенный личностный смысл и относительно которой человек выступает как ее инициатор и творец [34].

Информация о работе Развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игры