Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и ранней диагностики этих нарушений для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь развития сенсорно-перцептивных способностей с речью.
Тема данной работы: Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР
Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы восприятия у детей с нарушением речи 8
1.1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей
у дошкольников 12
1.3. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи 25
2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей 25
2.2. Этапы работы по развитию сенсорно-перцептивных
способностей у детей с нарушением речи 33
2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Литература 46
Новый ведущий описывает свойства уже данной игрушки.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.
Цель: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Материал: флажки по числу играющих ( двух цветов).
Ход игры
«Ребята, вы получаете по одному флажку, с ними вы можете ходить по залу, пока звучит музыка, но как только я скажу: «Найди пару!» вы должны быстро найти себе пару с флажком такого же цвета, взяться за руки и построиться в колонну(в заранее обозначенном педагогом месте). Побеждает пара, первой выполнившая задание.»
варианты:
Найди пару с флажком другого цвета.
Использовать флажки трех цветов, а по заданию строиться тройками.
Цель: развивать восприятие цвета.
Ход игры:
Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.
Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Цель: совершенствовать восприятие цвета; развивать зрительную память.
Ход игры
Дети встают в круг и в течение нескольких минут внимательно смотрят друг на друга. Затем выбирается ведущий. Ему завязывают глаза. Ведущий дотрагивается до кого-либо в круге, и этот человек называет себя. Ведущий должен рассказать о цвете одежды этого человека.
Цели: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений.
Материал: флажки разных цветов.
Ход игры
Играющие делятся на команды, в каждой команде выбирается капитан. «Вот у нас две команды, капитанам я вручаю флажки: Первой команде- флажок красного цвета, второй команде – флажок зеленого цвета. Вы должны запомнить цвет флажка своей команды. Пока будет звучать музыка, вы двигаетесь по залу. По моей команде «К своим флажкам!» капитаны останавливаются и поднимают вверх флажки. Остальные участники должны быстро собраться вокруг своего капитана. Выигрывает та команда, которая первая правильно выполнит задание.»
Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры:
Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы.
б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.
в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.
г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.
д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).
ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.
Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, координацию движений.
Материал: шарики разных цветов, закрепленные на стойках, или разноцветные игровые модули.
Ход игры
«Ребята, по моему сигналу вы можете ходить по залу, но после того как я назову цвет какого-нибудь шарика, например: «Зеленый!», вы должны быстро построиться вокруг этого шарика. Вам все понятно? Тогда начинаем»
Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.
Цель: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений.
Материал: игровые модули разных цветов.
Ход игры
Группу детей делят на команды «Ребята, у нас две команды, каждая команда строится вокруг своего «домика» (куба), у каждого «домика» свой цвет.(Педагог строит детей возле своих модулей) По моему сигналу вы выходите гулять, т.е. ходите по залу. Но как только я скажу «Найди свой цвет!» каждая команда должна быстро построиться вокруг своего «домика».» Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.
Варианты:
- Во время свободного передвижения детей педагог может переставлять модули или менять их местами.
- Каждому игроку вручается жетон или флажок цвета своей группы. По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того модуля, который соответствует цвету жетонов.
Цель совершенствовать восприятие формы, цвета.
Материал: заготовки фигур для изготовления ракеты, образец ракеты
Ход игры
Каждый ребенок получает комплект заготовок ракеты. «Ребята, Знайка решил построить еще одну ракету, чтобы полететь на Луну, но потерял чертеж. У него осталась только картинка этой ракеты, вот она (показывает детям образец ракеты) помогите, пожалуйста, ему собрать ракету. У вас у каждого на столе лежат заготовки – геометрические фигуры из них мы и будем складывать ракету. Посмотрите еще раз внимательно на картинку, посчитайте, сколько вам необходимо квадратов и треугольников, что бы собрать ее. Итак, приступаем к постройке». Педагог может помогать ребятам. Отмечаются ребята, которые быстро и правильно выполнили задание.
Цель: совершенствовать восприятие цвета и формы; развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук.
Материалы: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники.
Ход игры
По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. «Ребята, к нам залетал ветерок и разбросал наши фигурки. Помогите мне собрать фигурки, кроме треугольника (квадрата, круга и т.д.)» по команде ребята начинают собирать все фигуры, кроме указанного. Выигрывает тот, кто не перепутал и собрал больше фигур.
Варианты:
- собрать только круги. Цвет значение не имеет.
- собрать только зеленые треугольники.
Цель: совершенствовать восприятие цвета; закрепить знание о временах года; развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Материал: «деревья» - игровые модули символизирующие времена года: зеленого, желтого (или красного), белого и оранжевого цветов.
Ход игры
Ведущий показывает детям «деревья», расположенные в разных частях зала и объясняет правила игры. По сигналу дети-воробушки произвольно перемещаются по залу – «летают». По команде ведущего «Осень» (или «Весна», «Зима», «Лето») они должны быстро собраться вокруг соответствующего дерева.
Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.
Цель: развивать восприятие.
Материал: картинки с изображением машин, животных, овощей. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку. «Ребята перед вами картинка с изображением машины. Рядом у вас такая же картинка, только разрезанная на 4 части. Посмотрите внимательно на образец и сложите разрезанную картинку»
Варианты:
а) собрать более сложные картинки;
б) собрать картинку, разрезанную на 5 – 6 частей;
в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.
Цель: совершенствовать слуховое восприятие; развивать произвольное внимание, координацию движений.
Материал: магнитофонные записи голосов животных, птиц и насекомых – коровы, петуха, воробья, комара и др.
Ход игры
«Ребята представьте, что мы с вами гуляем в лесу, а в лесу живут разные дикие животные, птицы. Давайте послушаем как они «разговаривают».(Дети произвольно перемещаются по площадке, а педагог включает записи со звуками, издаваемыми тем или иными животным). А, теперь скажите, чьи голоса вы слышали? (Дети должны угадать, голос какого животного, птицы они слышали, и изобразить это животное или птицу в движении).
Отмечаются дети, быстро и правильно выполняющие задание.
Цель: совершенствовать тактильные ощущения, слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве.
Материал: повязки на глаза.
Ход игры
«Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы с вами будем угадывать своих друзей, и делать это будем с помощью наших ручек. Андрюша, иди ко мне, ты у нас будешь первым. Я тебе завяжу глаза и на ушко, так, что бы никто ни услышал, скажу имя одного из нас, а ты найдешь его, поочередно ощупывая волосы и одежду всех игроков. Ребят. Попрошу не подсказывать.»
Цель: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию; развивать произвольное внимание, координацию движений.
Материал: карточки с изображением, соответствующим заданию: цапли, пилы и молотки, поезда и др.
Ход игры
«Ребята, сегодня мы с вами будем изображать различные предметы. Слушайте внимательно:
Цапля: Правую руку положить на плечо рядом стоящего товарища, правую ногу согнуть в колене, носок оттянуть. Затем сменить положение.
Пила и молоток. Правой рукой выполнять движения, имитирующие пилку дров, а левой рукой одновременно имитировать забивание гвоздей.
Поезд. Задание выполняется в парах. Мальчики встают напротив девочек. Каждый берет девочку сначала за правую, потом за левую руку и выполняет круговые движения руками в направлении от девочки к себе. Затем, задание выполняют девочки.
Повтори за мной. Педагог показывает движение, дети его повторяют: правая рука вверх, левая – вниз. Правой рукой ребенок медленно похлопывает себя по голове, левой поглаживает себя по груди и животу. Затем меняет положение рук: левая – вверх, правая – вниз.
Цель: совершенствовать пространственные отношения между объектами, восприятие формы; развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
Материал: бумага, карандаши по числу детей, обруч, мелкий раздаточный материал.
Ход игры
Игру рекомендуется проводить после прогулки. Каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Педагог, используя сюжетный рассказ, предлагает детям выполнить следующее задание: в центре листа нарисовать солнце, вверху (над солнцем) – цветок, внизу (под солнцем0 – грибок, справа от солнца – яблоко, слева от солнца – дерево.
Закрепив пространственные ориентировки на листе бумаги, педагог с помощью физкультурного инвентаря (солнце – обруч; грибы, цветы, деревья – мелкий раздаточный инвентарь) раскладывает предметы в том же порядке в физкультурном зале. Предметов должно быть на один меньше чем детей. Дети двигаются по периметру зала. По команде «За цветами!» они должны быстро взять только один названный предмет. По окончании игры дети могут самостоятельно подсчитать свой «урожай».
Отмечаются дети, быстро и правильно нарисовавшие рисунок, а также собравшие большее число предметов.
Цель: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию, математический счет.
Материал: карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с рисунками (10 рисунков) или вместо рисунков знакомые детям топографические знаки (лес, дорога, старт, финиш, строение и др.), деревья, птицы и др.
Ход игры
Детям предлагаются следующие задания:
- сначала справа налево, затем слева направо сосчитать про себя, сколько цифр нарисовано, сказать педагогу их число;
- определить, каким по счету в ряду цифр стоит данное число: справа, слева;
- к цифре второй справа прибавить цифру седьмую слева;
- сосчитать, сколько рисунков всего (начинать счет справа, затем слева);
- сказать каким по счету стоит данный рисунок: справа, слева;
- рассказать сказку про рисунок, стоящий третьим справа, шестым слева.
Рис.
Примечание. При подсчете педагог, если надо, помогает детям;
Цель: совершенствовать восприятие времени суток; развивать координационные способности.
Ход игры
На одной стороне зала обозначается гнездо Совушки. В гнезде находится водящий – Совушка. Остальные дети изображают бабочек, жуков и др. они произвольно двигаются – «летают» по всему залу. По команде ведущего «Ночь!» дети должны замереть в той позе, в какой их застала команда. Совушка «вылетает» из своего гнезда и смотрит, не пошевелился ли кто. Того, кто пошевелился, Совушка уводит в свое гнездо. По команде ведущего «День!» все оживают и продолжают «летать» по залу. После двух-трех «вылетов» Совушки на охоту подсчитывается число пойманных ею детей и выбирается другая Совушка.
Цель: формировать восприятие времени; развивать быстроту мышления, скоростные качества, координационные способности.
Материал: картинки символизирующие время года и суток, указатели старта-финиша.
Ход игры
«У нас сегодня погостил дядюшка Кавардак и устроил нам кавардак, перепутал все времена года и время суток. Нам придется навести порядок. Но сделаем мы это играючи. Давайте разделимся на две команды. (Дети делятся на две команды и выстраиваются у линии старта. На противоположной стороне против каждой команды на расстоянии 8-10 метров педагог выкладывает картинки символизирующие время года и время суток). Разложите их в правильной последовательности.»
Информация о работе Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи