Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и ранней диагностики этих нарушений для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь развития сенсорно-перцептивных способностей с речью.
Тема данной работы: Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР
Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы восприятия у детей с нарушением речи 8
1.1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей
у дошкольников 12
1.3. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи 25
2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей 25
2.2. Этапы работы по развитию сенсорно-перцептивных
способностей у детей с нарушением речи 33
2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Литература 46
Высокий уровень – 29 – 32 балла;
Средний уровень – 20 – 28 баллов;
Низкий уровень – 0 – 19 баллов.
Рис.3
Рис.4
Приложение №4
Методика № 4 «Перцептивное моделирование»
Автор – В.В. Холмовская; для детей от 5 лет.
Материал: тетрадь с 15 рисунками. В верхней части каждой страницы дается изображение фигуры-образца – круга или квадрата. В нижней – расположенные в один ряд разнообразные части круга или квадрата, из которых надо выбрать только те, соединение которых приведет к получению фигуры-образца. Первые три задания (а, б, в) являются вводными, фигуры на них расчленены пунктирными линиями.
Инструкция: Перед началом работы
каждому ребенку предлагается тетрадь.
Взрослый говорит: «Здесь изображен круг,
разделенный на две части. Под ним несколько
фигурок разной формы. Найдите среди них
те, из которых сложен образец, и отметьте
их крестиком».
Взрослый просматривает сделанные детьми
пометки и в случае необходимости указывает
на ошибки.
«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
На этапе вводных задач взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом. (рис.5)
В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними. (рис.6)
Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.
Оценка результатов:
За каждую правильно решенную задачу дается число очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1 – 4 дается по 2 очка, за задачи 5 – 8 – по 3 очка, за задачи 9 – 12 – по 4 очка. Ошибочными считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество очков – 36.
Высокий уровень (для детей 6-7 лет) – 26 – 36 балла;
Средний уровень – 8 – 24 баллов;
Низкий уровень – 0 – 7 баллов.
Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»
Задача № |
Детали № |
1 |
2, 5 2, 4 2, 4 2, 5 1, 4, 5 2, 4, 5 1, 2, 4 2, 4, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 3, 5 1, 2, 5, 6 |
Рис.5. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)
Рис.6. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а — образец ко всем нечетным заданиям)
Рис.6а. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б — образец ко всем четным заданиям)
Приложение№5
Дидактические игры к коррекционным занятиям по развитию сенсорно-перцептивных способностей
«Послушайте внимательно загадки и угадайте, что это за фигуры:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Круг.)
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны, и три угла,
И столько же вершин;
И трижды трудные дела
Мы вместе совершим.
Все в нашем городе — друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
(Треугольник)
В мире есть предмет такой:
Каждый угол в нем — прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?
(Квадрат)
У этой фигуры четыре угла.
Прямые они, как углы у стола.
Запомни фигуру, дружок, поскорей
Какое название у ней?
(Прямоугольник)
Цель: учить сравнивать предметы между собой, развивать восприятие у детей.
Материал: полотняный мешочек, мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушка, кубик, шарик, конфета, ручка, ластик и т.д.
Ход игры:
«Ребята, у меня в руках волшебный мешочек, в нем спрятаны сокровища, помогите мне, пожалуйста, узнать, что там находится. Миша, подойди, ко мне, пожалуйста, определи на ощупь (т.е. ручками потрогай его), не заглядывая в мешочек, что это за вещи.»
Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) – угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Цели: совершенствовать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга, закрепленные на стойках, или предметы, похожие на эти фигуры – колесо, пирамидка, модули.
Ход игры
«Ребята, давайте еще раз вспомним какие бывают фигуры. (Ведущий показывает заготовленные геометрические фигуры (вместе с детьми проговаривает их названия), которые раскладывает в разных частях зала) Молодцы, все фигуры вы знаете, а сейчас я проверю какие вы внимательные. По моему сигналу вы можете ходить по залу, но после того как я назову одну из фигур, например «Квадрат!» вы должны быстро построиться вокруг этой фигуры. Вам все понятно? Тогда начинаем»
Игра повторяется 3-4 раза. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.
Цель: развивать восприятие формы, величины, учить сравнивать предметы между собой
Материал: на каждого ребенка по два бумажных круга диаметром 6—8 см, ножницы.
Ход игры
«Ребята, сложите круг пополам и разрежьте по линии сгиба. (Если дети затрудняются, покажите.) Посмотрите, получившаяся часть круга называется половиной круга, она всегда меньше, чем круг.
Возьмите следующий круг и сложите его на четыре части и разрежьте по линиям сгиба. (Если дети затрудняются, покажите.) Получившиеся части круга называются четвертью круга.
Скажите, четверть круга больше или меньше круга? Правильно, меньше. Почему? (Потому что из целого круга получилось четыре части.)
А теперь, давайте из получившихся частей составим два круга.»
Цель: развивать восприятие формы, величины, учить сравнивать предметы между собой
Материал: По три квадрата из бумаги размером 8x8 см на каждого ребенка, ножницы.
Ход игры
«Ребята, возьмите первый квадрат, сложите его так, что бы получилось два треугольника. Разрежьте по линии сгиба.
- Затем возьмите второй
квадрат, сложите его так, что
бы получилось четыре
- Сложите третий квадрат
так, чтобы получилось восемь
треугольников. Разрежьте по линиям
сгиба. Молодцы! А теперь выложите
на столе вырезанные
- Сложите квадрат так,
чтобы получилось два
Скажите, что больше квадрат или прямоугольник? Правильно!
Теперь сложите квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата, и разрежьте по линиям сгиба. (Если дети затрудняются, покажите им заранее расчерченные квадраты.)
- Из получившихся фигур сложите три квадрата.»
Цели: развивать восприятие формы, произвольное внимание; совершенствовать работу зрительного и кинестетического анализаторов, координационные способности.
Материал: мяч.
Ход игры
«Ребята, встаньте в круг (в центре стоит водящий). Я сейчас буду называть какой-нибудь предмет и одновременно бросать мяч одному из вас. А вы должны, определить, похож этот предмет на круг (треугольник, квадрат) или нет. Тот кому кину мяч, должен поймать его, если предмет и фигура похожи, например, обруч – похож он на круг? Правильно, а раз похож то и мяч нужно, ловить, и не ловить, если предмет и фигура не соответствуют друг другу, например, холодильник – похож на круг? Нет. Итак, начинаем. Будьте внимательны!»
Выигрывает тот, кто допускает меньшее число ошибок.
Как вариант - можно группу поделить на две или три команды и водящий поочередно бросает мяч каждой команде. Выигрывает команда, игроки которой допустили меньше ошибок.
Цель: развивать восприятие формы
Материал: картинки с изображением эталона-поросенка и ещё несколько рисунков тени-поросят различной формы.
Ход игры:
«Посмотрите на картинку, здесь изображен поросенок, посмотрите внимательно и найдите тень, которая принадлежит именно этому поросенку.» Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.
Цели: совершенствовать восприятие цвета и формы; развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук.
Материалы: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники.
Ход игры
По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. «Ребята, к нам залетал ветерок и разбросал наши фигурки. Помогите мне собрать их. Все кроме фигур красного (зеленого, синего) цвета» по команде ребята начинают собирать все фигуры разных цветов, кроме указанного.. Выигрывает тот, кто не перепутал цвет и собрал больше фигур.
Варианты:
собрать только круги. Цвет значение не имеет.
собрать только зеленые треугольники.
Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.
Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.
Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.
Цель: совершенствовать восприятие формы и пространства.
Материал: листы бумаги и карандаши, листы бумаги с проставленными точками.
Ход игры
«Ребята, нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы:
- прямоугольник находился внутри круга;
- круг находился в прямоугольнике;
- прямоугольник и круг пересекались;
- прямоугольник и круг находились рядом.
Теперь возьмите следующие листочки, на них проставлены точки – соедините их. (Дети выполняют задание) Какая фигура получилась? (Треугольник.) Сколько сторон у треугольника? (Три.) Сколько углов у треугольника? (Три.)
Закрасьте углы красным цветом. (Уточните, что вершины треугольника –
это место, где пересекаются стороны.)
Цель: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание, быстроту движений.
Материал: карточки с изображением различных предметов.
Ход игры
Дети встают в круг. Один ребенок, выбранный на роль солнечного луча, выходит за дверь. Педагог раздает остальным детям карточки с разными предметами. Среди карточек есть три-четыре предмета, которым желтый цвет нужнее всего. Затем «солнечный лучик» входит и дотрагивается до кого-либо из детей. Тот, до кого дотронулись, показывает свой предмет, не называя его. «Солнечный лучик» должен решить, нужна ли ему желтая краска. Задача «солнечного луча» — как можно быстрее найти все предметы, которым нужна желтая краска.
Цель: развивать восприятие, а также внимание
Материал: знакомые детям игрушки.
Ход игры:
Несколько игрушек может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребёнок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.
Информация о работе Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи