Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и ранней диагностики этих нарушений для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь развития сенсорно-перцептивных способностей с речью.
Тема данной работы: Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР
Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы восприятия у детей с нарушением речи 8
1.1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей
у дошкольников 12
1.3. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи 25
2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей 25
2.2. Этапы работы по развитию сенсорно-перцептивных
способностей у детей с нарушением речи 33
2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Литература 46
В результате проведения исследования к низкому уровню способности формировать образы мы отнесли детей набравших 2-3 балла; к среднему детей набравших 4-7 баллов и к высокому у кого было 8-9 баллов. (Приложение №1)
Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики «Чего не хватает на рисунке?» представлен в таблице №1. Таблица № 1
В целом по группе наблюдается 50% детей со средним уровнем способности формировать образы, т.к. дети были медлительны и испытывали затруднение в формировании образа и не смогли сделать связанные с ними умозаключения. 30% с низким уровнем, т.к. дети не справились с заданием за отведенное время, что говорит о не умении формировать образы. 20% детей с высоким уровнем, потому что справились заданием за отведенное время, в ответах делали связанные умозаключения и представляли эти заключения в словесной форме, что говорит о способности формировать образы. |
Для изучения уровня сформированности зрительно-пространственного восприятия была проведена методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Методика № 2 «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Цель: Оценить сформированность зрительно-пространственного восприятия.
Ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Выводы об уровне сформированности зрительно-пространственного восприятия: 8 – 9 баллов — высокий; 4 – 7 баллов — средний; 2 – 3 балла — низкий (Приложение№2).
Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» представлен в таблице №2.
Таблица № 2
Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Ф.И. ребенка |
Миша С., Света С., Катя Б., Таня Ф., Марина А. |
Коля О., Миша М., Андрей Т., Катя О., Саша Н. |
Методика №2 , направленная на изучение зрительно-пространственного восприятия, выполнили 50% детей со средним уровнем, т.к. на предложенное задание они затратили меньше одной минуты.
50% детей с низким уровнем, т.к. затратили много времени на нахождение всех предметов, при этом часто начинали спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходить от одного рисунка к другому, что говорит о низком уровне зрительно-пространственного восприятия и концентрации внимания.
Изучение уровня развития восприятия: соотнесения свойств предметов с эталонами проводилось по методики О.М. Дьяченко «Эталоны».
Методика № 3 «Эталоны»
(О.М. Дьяченко )
Цель: Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы.
Детям даются тетради, и предлагается внимательно рассмотреть картинки и сравнить их с эталоном, похожие картинки нужно отметить крестиком. Затем перевернуть на следующую страницу и выполнить то же самое задание только с другой фигурой-эталоном
В результате проведения исследования к низкому уровню способности соотносить предметы по форме мы отнесли детей набравших 0 – 19 баллов; к среднему детей набравших 20 – 28 баллов; и к высокому уровню набравших 29 – 32 балла;
Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики «Эталоны» представлен в таблице №3.
Таблица № 3
Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Ф.И. ребенка |
Миша С., Света С., Катя Б., Таня Ф., Марина А. |
Коля О., Миша М., Андрей Т., Катя О., Саша Н. |
При выполнении методики №3 по группе наблюдается 50% детей со средним уровнем способности соотнесения свойств предметов с эталонами, т.к. дети простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, изображения ботинка или головы собаки), безошибочно относят к нужному эталону. При анализе же объектов с выступающими за контур деталями (например, изображение корзинки или чашки с ручкой) у этих детей появляется синкретический тип ориентировки.
50% с низким уровнем, т.к.
дети при выполнении задания
ориентировались не на
Для изучения уровня овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ была проведена методика «Перцептивное моделирование»
Методика № 4 «Перцептивное моделирование»
(В.В. Холмовская)
Цель: Выявить сформированность перцептивных действий, необходимых для анализа сложной формы предметов и способность выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, способность решать задания в умственном плане.
Ребенку предлагается изображение фигуры (круга) разделенной на две части, под рисунком несколько фигурок разной формы, он должен отметить среди них те из которых сложен образец. Взрослый просматривает правильность отметок и в случае необходимости указывает на ошибку
Оценка результатов включает три уровня: низкий– 0 – 7 баллов; средний уровень – 8 – 24 баллов; высокий – 26 – 36 балла (Приложение №4).
Количественный анализ данных, полученный в результате проведения методики «Перцептивное моделирование» представлен в таблице №4.
Таблица №4
Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Ф.И. ребенка |
Миша С., Таня Ф., Катя Б. |
Коля О., Миша М., Андрей Т., Катя О., Саша Н., Света С., Марина А. |
При выполнении методики №4, направленной на умение выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, было выявлено, что 30% детей имеют средний уровень, т.к. владеют действием перцептивного моделирования и способны осуществлять все основные его операции, но в условиях решения наиболее простых задач методики. С более сложными задачами (3 -4 элемента), как правило, не справляются, начинают составлять либо неадекватные сочетания, либо подбирать элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.
70% детей с низким уровнем, т.к. обнаружили полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий. Их внимание в значительной степени было привлечено к технической стороне деятельности — расстановке крестиков на фигурах. Встречаются отдельные правильные решения, которые могут быть квалифицированы как случайные. В ряде случаев из набора элементов дети выбирают только такие, которые давались в инструкции или похожие, но не идентичные им.
Проводя количественный анализ результатов исследования, за выполнение каждого задания начисляли определённое количество баллов.
Подобный способ оформления позволяет не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребёнка в результате коррекционного обучения.
Количественная оценка полученных результатов исследования
(в процентном выражении).
Таблица № 5
Методика |
Количественная оценка (%) |
1.«Чего не хватает на рисунке» высокий уровень низкий уровень |
20 |
низкий уровень |
- |
низкий уровень |
- |
низкий уровень |
- |
Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице №6
Таблица №6
№ |
Ф.И. ребёнка |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Методика 4 |
Итоговый уровень |
1 |
Миша С. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
средний |
2 |
Коля О. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
3 |
Света С. |
высокий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
4 |
Миша М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
5 |
Катя Б. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
6 |
Андрей Т. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
7 |
Саша Н. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
8 |
Таня Ф. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
9 |
Катя О. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
10 |
Марина А. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
Таким образом, анализируя результаты, полученные в констатирующем эксперименте, экспериментальной группе нами были получены следующие данные – дети дошкольного возраста с ОНР имеют средний и низкий уровень развития сенсорно-перцептивных способностей, наибольшее затруднение у детей вызвали задания № 3 и №4.
Было выявлено, что дети с ОНР испытывают трудности при необходимости понять принцип работы, затруднение в формировании образа и не могут делать связанные с ними умозаключения, так же была обнаружена полная неспособность к соотнесению свойств предметов с эталонами и выполнению моделирующих перцептивных действий. Простые объекты, в задании №3, детали которых находятся внутри общего контура дети безошибочно относят к нужному эталону (например, ботинок, голова собаки). При анализе же объектов с выступающими за контур деталями у этих детей появляется синкретический тип ориентировки. Многие дети ориентировались не на сходство предмета с эталоном, а на внешние побочные признаки. Так, например, Миша М. изображения гитары соотнес с эталоном, имеющим форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, Саша Н. гитару соотнес с эталоном конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей. В задании №4 дети показали, что владеют действием перцептивного моделирования и способны осуществлять все основные его операции, но в условиях решения наиболее простых задач методики, но большинство с этим заданием не справились, показав полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий.
Таким образом, константность и целостность восприятия объектов и предметов у детей с ОНР нарушена.
В целом при проведении экспериментальной работы было выявлено, что в экспериментальной группе 5 человек (50%) имеют средний уровень развития сенсорно-перцептивных способностей, 5 человек (50%) – низкий уровень развития сенсорно-перцептивных способностей.
Формирующий эксперимент включает программу занятий, которые направлены на формирование сенсорно-перцептивных способностей.
Коррекционная работа по развитию сенсорно-перцептивных способностей строится на основе теории формирования перцептивных действий, разработанной А.В.Запорожцем, в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве.
Информация о работе Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи