Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и ранней диагностики этих нарушений для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь развития сенсорно-перцептивных способностей с речью.
Тема данной работы: Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР
Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы восприятия у детей с нарушением речи 8
1.1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей
у дошкольников 12
1.3. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи 25
2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей 25
2.2. Этапы работы по развитию сенсорно-перцептивных
способностей у детей с нарушением речи 33
2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Литература 46

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 2.35 Мб (Скачать)

В систему упражнений по развитию сенсорно-перцептивных  способностей вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию перцептивных процессов у дошкольников [14, с. 13].

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с ОНР с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Цель: развитие сенсорно-перцептивных способностей.

Тематический план занятий по развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР представлен в таблице №7

Таблица №7

занятия

Наименование темы

Цели и задачи занятия

Методы, методики применяемые на занятии.

1,2,3

Фигуры

Совершенствовать восприятие формы

Дидактические игры, подвижные игры, упражнения

4,5,6,7

Цвет

Совершенствовать восприятие цвета

Дидактические игры, подвижные игры

8

Слуховое восприятие

Совершенствовать слуховое восприятие

Дидактические игры, подвижные игры, упражнения

9

Восприятие пространства

Совершенствовать восприятие пространства

Дидактические игры, подвижные игры

10

Восприятие времени

Формировать и совершенствовать восприятие времени

Дидактические игры, подвижные игры




 

Занятие № 1

Тема: Фигуры

Цель: развивать и совершенствовать восприятие формы, учить сравнивать предметы между собой.

Оборудование: полотняный мешочек с мелкими предметами; карточки с изображением геометрических фигур закрепленные на стойках; мяч; 30 -40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона.

Ход занятия:

Задание №1 «Узнай предмет»

Задание №2 «Загадки о фигурах»

Задание №3 «Сложи фигуру»

Задание №4 «Узнай фигуру»

 

Занятие №2

Тема: Фигуры

Цель: развивать и совершенствовать восприятие формы, учить сравнивать предметы между собой.

Оборудование:

Ход занятия:

Задание №1  «Подели круг»

Задание №2 «Сложи квадрат»

Задание №3 «Поймай мяч»

 

Занятие № 3

Тема: Фигуры

Цель: развивать и совершенствовать восприятие формы, учить сравнивать предметы между собой.

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и еще несколько рисунков ламп различной формы; геометрические фигуры, вырезанные из картона;

Ход занятия:

Задание №1 «Найди такой же предмет»

Задание №2«Запрещенная фигура»

Задание №3 «Кто наблюдательнее»

Задание №4 «Слушай и рисуй»

 

Занятие № 4

Тема: Цвет

Цель: Совершенствовать восприятие цвета, а также внимание.

Оборудование: Игрушки; 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона; флажки разных цветов по числу играющих.

Ход занятия:

Задание №1 «Разговор о красках»

Задание №2 «Кому нужен желтый цвет»

Задание №3 «Найди игрушку»

Задание №4 «Найди пару»

 

 

Занятие № 5

Тема: Цвет

Цель: Совершенствовать восприятие цвета, а также внимание.

Оборудование: флажки различных цветов.

Ход занятия:

Задание №1 «Цвета»

Задание №2 «Запоминаем цвета»

Задание №3 «К своим флажкам»

 

Занятие № 6

Тема: Цвет

Цель: Совершенствовать восприятие цвета, формы и величины, развивать произвольное внимание, быстроту движений

Оборудование: шарики разных цветов, закрепленных на стойках; вырезанные геометрические фигуры и пример собранной из этих фигур ракеты; карточки с изображением геометрических фигур.

Ход занятия:

Задание №1 «Узнай предмет»

Задание №2 «Цветные шарики»

Задание №3 «Найди свой цвет»

 

Занятие № 7

Тема: Цвет

Цель: Совершенствовать восприятие цвета, формы и величины, развивать произвольное внимание, быстроту движений

Оборудование:

Ход занятия:

Задание №2 «Ракета»

Задание №2 «Запрещенный цвет»

Задание №3 «Цвет времени года»

Занятие № 8

Тема: Слуховое восприятие

Цель: совершенствовать слуховое восприятие, восприятие формы, цвета; совершенствовать тактильные ощущения; развивать произвольное внимание, координацию движений.

Оборудование: картинки с изображениями животных, птиц – одна целая, другая разрезанная на 4-5 частей; магнитофон; записи голосов животных, птиц и музыки разных танцев;

Ход занятия:

Задание №1 «Составь картинку»

Задание №2 «Угадай, чья песенка»

Задание №3 «Узнай друга»

 

Занятие № 9

Тема: Восприятие пространства

Цель: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию; развивать произвольное внимание, координацию движения.

Оборудование: карточки с изображением, соответствующим заданию; бумага, карандаши по числу детей, обруч, мелкий раздаточный инвентарь; карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с рисунками (10 шт.).

Ход занятия:

Задание №1 «Выполняй правильно»

Задание №2 «Собираем урожай»

Задание №3 «Мы готовимся в поход»

 

Занятие № 10

Тема: Восприятие времени

Цель: совершенствовать восприятие времени; развивать быстроту мышления, координационные способности мелкую моторику.

Оборудование: таблички со словами, указатели старта-финиша; мелкий разрезной материал или инвентарь, соответствующий признакам различных времен года.

Ход занятия:

Задание №1 «День и ночь»

Задание №2 «Машина времени»

Задание №3 «Четыре времени года»

Полное описание заданий в Приложении №5.

2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей

После проведения формирующего этапа нашего исследования, т.е. проведения занятий в соответствии с представленной программой, направленной на развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР, нами было проведено повторное, контрольное исследование развития восприятия у детей данной группы, и сделан анализ результатов коррекционно-развивающей деятельности.

Мы повторно провели исследование способностей формировать образы, зрительно-пространственного восприятия, умение выделять признак формы, умение выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение у детей, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа с целью увидеть динамику происходящих изменений в развитии сенсорно-перцептивных способностей.

Количественно-качественные результаты контрольной диагностики отражены в сводной таблице № 8.

Таблица № 8

Динамика развития сенсорно-перцептивных способностей у старших дошкольников

Методика

Уровни

До коррекции (%)

После коррекции ( %)

«Чего не хватает на рисунке?»

Высокий

Средний

Низкий

20 
50 
30

40

40

20

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Высокий

Средний

Низкий


50 
50

 

80

20

«Эталоны»

Высокий

Средний

Низкий

 
50 
50

 

70

30

«Перцептивное моделирование»

Высокий

Средний

Низкий


30 
70

 

50

50


 

На основании данных контрольной диагностики по исследованию уровня способности формировать образы старших дошкольников выявлено, что 40% испытуемых имеют высокий уровень способности формировать образы, в ответах детей наблюдались связанные с образами умозаключения которые представлялись в словесной форме.; 40 % обследованных имеют средний уровень, т.к. все же дети были медлительны, испытывали затруднение в формировании образа и не смогли сделать связанные с ними умозаключения; 20% детей имеют низкий уровень, т.к. дети не справились с заданием за отведенное время, что говорит о не умении формировать образы.

Сравнив результаты первичной (констатирующей) диагностики и контрольной, мы заключили, что уровень способности формировать образ у 4 детей (40 %) значительно повысился.

Сравнив результаты первичной диагностики уровня зрительно-пространственного восприятия и контрольной, выраженных в процентном соотношении, мы установили, что у детей в целом по группе прослеживается положительная динамика: у 6 дошкольников (60 %) повысился количественный показатель по изучаемому параметру.

На основании сравнения результатов первичной и повторной диагностики выявления уровня умения выделять признак формы и соотносить свойства предмета с эталоном у детей, мы заключили, что в целом по группе прослеживается положительная динамика: у 4 дошкольников (40 %) повысился количественный показатель по изучаемому параметру.

После повторной диагностики направленной на изучение у детей способности выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение и сравнительного анализа результатов с результатами  первичной диагностики, мы заключили, что дети экспериментальной группы значительно повысили уровень способности выделять составные части сложной формы – на 40 % (4 ребенка).

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице №9

Таблица №9

Ф.И. ребёнка

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Итоговый уровень

1

Миша С.

высокий

средний

средний

средний

средний

2

Коля О.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

3

Света С.

высокий

средний

средний

низкий

средний

4

Миша М.

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

5

Катя Б.

средний

средний

средний

средний

средний

6

Андрей Т.

высокий

средний

средний

средний

средний

7

Саша Н.

средний

средний

низкий

низкий

средний

8

Таня Ф.

высокий

средний

средний

средний

средний

9

Катя О.

средний

средний

средний

средний

средний

10

Марина А.

средний

средний

средний

низкий

средний


 

На основании сравнительного анализа показателей по всем методикам до и после проведения формирующего этапа мы заключили, что в группе детей изменилась ситуация с развитием сенсорно-перцептивных способностей в лучшую сторону.

Результаты, полученные в констатирующем и контрольном эксперименте, отражены в гистограмме. Гистограмма представлена на рис.1.

                                                                                                                Рис. 1.                      

 

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза – уровень развития сенсорно-перцептивных способностей детей с ОНР можно скорректировать при помощи специально созданных педагогических условий, включающих максимально комфортную обстановку для занятий с ребенком, может считаться доказанной, т. к. данные показатели демонстрируют, что уровень развития перцептивных способностей детей с ОНР можно скорректировать при помощи специально составленной программы.

 

 

 

Выводы по главе 2

 

По итогам данной главы можно сделать следующие выводы:

В ходе изучения уровня развития сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР было выявлено, что преобладает средний уровень развития формирование образа и соотнесения свойств предмета с эталоном, выполнения моделирующих перцептивных действий. Из этого следует, что константность и целостность восприятия объектов и предметов у детей с ОНР нарушена

Проведение формирующего этапа было построено на основе теории формирования перцептивных действий, разработанной А.В.Запорожцем.

Планирование занятий по ознакомлению и развитию детей дошкольного возраста с ОНР с цветом, формой, величиной предметов являлся принцип последовательности, предусматривавший постепенное усложнение заданий. В систему упражнений по развитию сенсорно-перцептивных способностей вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию перцептивных процессов у дошкольников.

В ходе проведения контрольного исследования уровня развития сенсорно-перцептивных способностей и сравнительного анализа нами была выявлена динамика развития этих способностей у детей с ОНР. У детей улучшились: способности в формировании образов и соотнесения свойств предметов с эталонами, а также улучшилось зрительно-пространственное восприятие.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Познавательные психические процессы играют значительную роль в жизнедеятельности человека. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития речи у детей.

Информация о работе Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи