Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и ранней диагностики этих нарушений для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь развития сенсорно-перцептивных способностей с речью.
Тема данной работы: Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР
Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы восприятия у детей с нарушением речи 8
1.1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей
у дошкольников 12
1.3. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи 25
2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей 25
2.2. Этапы работы по развитию сенсорно-перцептивных
способностей у детей с нарушением речи 33
2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Литература 46
В систему упражнений по развитию сенсорно-перцептивных способностей вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию перцептивных процессов у дошкольников [14, с. 13].
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с ОНР с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.
Цель: развитие сенсорно-перцептивных способностей.
Тематический план занятий по развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР представлен в таблице №7
Таблица №7
№ занятия |
Наименование темы |
Цели и задачи занятия |
Методы, методики применяемые на занятии. |
1,2,3 |
Фигуры |
Совершенствовать восприятие формы |
Дидактические игры, подвижные игры, упражнения |
4,5,6,7 |
Цвет |
Совершенствовать восприятие цвета |
Дидактические игры, подвижные игры |
8 |
Слуховое восприятие |
Совершенствовать слуховое восприятие |
Дидактические игры, подвижные игры, упражнения |
9 |
Восприятие пространства |
Совершенствовать восприятие пространства |
Дидактические игры, подвижные игры |
10 |
Восприятие времени |
Формировать и совершенствовать восприятие времени |
Дидактические игры, подвижные игры |
Занятие № 1
Тема: Фигуры
Цель: развивать и совершенствовать восприятие формы, учить сравнивать предметы между собой.
Оборудование: полотняный мешочек с мелкими предметами; карточки с изображением геометрических фигур закрепленные на стойках; мяч; 30 -40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона.
Ход занятия:
Задание №1 «Узнай предмет»
Задание №2 «Загадки о фигурах»
Задание №3 «Сложи фигуру»
Задание №4 «Узнай фигуру»
Занятие №2
Тема: Фигуры
Цель: развивать и совершенствовать восприятие формы, учить сравнивать предметы между собой.
Оборудование:
Ход занятия:
Задание №1 «Подели круг»
Задание №2 «Сложи квадрат»
Задание №3 «Поймай мяч»
Занятие № 3
Тема: Фигуры
Цель: развивать и совершенствовать восприятие формы, учить сравнивать предметы между собой.
Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и еще несколько рисунков ламп различной формы; геометрические фигуры, вырезанные из картона;
Ход занятия:
Задание №1 «Найди такой же предмет»
Задание №2«Запрещенная фигура»
Задание №3 «Кто наблюдательнее»
Задание №4 «Слушай и рисуй»
Занятие № 4
Тема: Цвет
Цель: Совершенствовать восприятие цвета, а также внимание.
Оборудование: Игрушки; 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона; флажки разных цветов по числу играющих.
Ход занятия:
Задание №1 «Разговор о красках»
Задание №2 «Кому нужен желтый цвет»
Задание №3 «Найди игрушку»
Задание №4 «Найди пару»
Занятие № 5
Тема: Цвет
Цель: Совершенствовать восприятие цвета, а также внимание.
Оборудование: флажки различных цветов.
Ход занятия:
Задание №1 «Цвета»
Задание №2 «Запоминаем цвета»
Задание №3 «К своим флажкам»
Занятие № 6
Тема: Цвет
Цель: Совершенствовать восприятие цвета, формы и величины, развивать произвольное внимание, быстроту движений
Оборудование: шарики разных цветов, закрепленных на стойках; вырезанные геометрические фигуры и пример собранной из этих фигур ракеты; карточки с изображением геометрических фигур.
Ход занятия:
Задание №1 «Узнай предмет»
Задание №2 «Цветные шарики»
Задание №3 «Найди свой цвет»
Занятие № 7
Тема: Цвет
Цель: Совершенствовать восприятие цвета, формы и величины, развивать произвольное внимание, быстроту движений
Оборудование:
Ход занятия:
Задание №2 «Ракета»
Задание №2 «Запрещенный цвет»
Задание №3 «Цвет времени года»
Занятие № 8
Тема: Слуховое восприятие
Цель: совершенствовать слуховое восприятие, восприятие формы, цвета; совершенствовать тактильные ощущения; развивать произвольное внимание, координацию движений.
Оборудование: картинки с изображениями животных, птиц – одна целая, другая разрезанная на 4-5 частей; магнитофон; записи голосов животных, птиц и музыки разных танцев;
Ход занятия:
Задание №1 «Составь картинку»
Задание №2 «Угадай, чья песенка»
Задание №3 «Узнай друга»
Занятие № 9
Тема: Восприятие пространства
Цель: совершенствовать восприятие пространства; закреплять пространственные ориентировки, пространственную терминологию; развивать произвольное внимание, координацию движения.
Оборудование: карточки с изображением, соответствующим заданию; бумага, карандаши по числу детей, обруч, мелкий раздаточный инвентарь; карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с рисунками (10 шт.).
Ход занятия:
Задание №1 «Выполняй правильно»
Задание №2 «Собираем урожай»
Задание №3 «Мы готовимся в поход»
Занятие № 10
Тема: Восприятие времени
Цель: совершенствовать восприятие времени; развивать быстроту мышления, координационные способности мелкую моторику.
Оборудование: таблички со словами, указатели старта-финиша; мелкий разрезной материал или инвентарь, соответствующий признакам различных времен года.
Ход занятия:
Задание №1 «День и ночь»
Задание №2 «Машина времени»
Задание №3 «Четыре времени года»
Полное описание заданий в Приложении №5.
После проведения формирующего этапа нашего исследования, т.е. проведения занятий в соответствии с представленной программой, направленной на развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР, нами было проведено повторное, контрольное исследование развития восприятия у детей данной группы, и сделан анализ результатов коррекционно-развивающей деятельности.
Мы повторно провели исследование способностей формировать образы, зрительно-пространственного восприятия, умение выделять признак формы, умение выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение у детей, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа с целью увидеть динамику происходящих изменений в развитии сенсорно-перцептивных способностей.
Количественно-качественные результаты контрольной диагностики отражены в сводной таблице № 8.
Таблица № 8
Динамика развития сенсорно-перцептивных способностей у старших дошкольников
Методика |
Уровни |
До коррекции (%) |
После коррекции ( %) |
«Чего не хватает на рисунке?» |
Высокий Средний Низкий |
20 |
40 40 20 |
«Какие предметы спрятаны в рисунках?» |
Высокий Средний Низкий |
- |
80 20 |
«Эталоны» |
Высокий Средний Низкий |
|
70 30 |
«Перцептивное моделирование» |
Высокий Средний Низкий |
- |
50 50 |
На основании данных контрольной диагностики по исследованию уровня способности формировать образы старших дошкольников выявлено, что 40% испытуемых имеют высокий уровень способности формировать образы, в ответах детей наблюдались связанные с образами умозаключения которые представлялись в словесной форме.; 40 % обследованных имеют средний уровень, т.к. все же дети были медлительны, испытывали затруднение в формировании образа и не смогли сделать связанные с ними умозаключения; 20% детей имеют низкий уровень, т.к. дети не справились с заданием за отведенное время, что говорит о не умении формировать образы.
Сравнив результаты первичной (констатирующей) диагностики и контрольной, мы заключили, что уровень способности формировать образ у 4 детей (40 %) значительно повысился.
Сравнив результаты первичной диагностики уровня зрительно-пространственного восприятия и контрольной, выраженных в процентном соотношении, мы установили, что у детей в целом по группе прослеживается положительная динамика: у 6 дошкольников (60 %) повысился количественный показатель по изучаемому параметру.
На основании сравнения результатов первичной и повторной диагностики выявления уровня умения выделять признак формы и соотносить свойства предмета с эталоном у детей, мы заключили, что в целом по группе прослеживается положительная динамика: у 4 дошкольников (40 %) повысился количественный показатель по изучаемому параметру.
После повторной диагностики направленной на изучение у детей способности выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение и сравнительного анализа результатов с результатами первичной диагностики, мы заключили, что дети экспериментальной группы значительно повысили уровень способности выделять составные части сложной формы – на 40 % (4 ребенка).
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице №9
Таблица №9
№ |
Ф.И. ребёнка |
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Методика 4 |
Итоговый уровень |
1 |
Миша С. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
средний |
2 |
Коля О. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
3 |
Света С. |
высокий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
4 |
Миша М. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
5 |
Катя Б. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
6 |
Андрей Т. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
средний |
7 |
Саша Н. |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
8 |
Таня Ф. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
средний |
9 |
Катя О. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
10 |
Марина А. |
средний |
средний |
средний |
низкий |
средний |
На основании сравнительного анализа показателей по всем методикам до и после проведения формирующего этапа мы заключили, что в группе детей изменилась ситуация с развитием сенсорно-перцептивных способностей в лучшую сторону.
Результаты, полученные в констатирующем и контрольном эксперименте, отражены в гистограмме. Гистограмма представлена на рис.1.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза – уровень развития сенсорно-перцептивных способностей детей с ОНР можно скорректировать при помощи специально созданных педагогических условий, включающих максимально комфортную обстановку для занятий с ребенком, может считаться доказанной, т. к. данные показатели демонстрируют, что уровень развития перцептивных способностей детей с ОНР можно скорректировать при помощи специально составленной программы.
По итогам данной главы можно сделать следующие выводы:
В ходе изучения уровня развития сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР было выявлено, что преобладает средний уровень развития формирование образа и соотнесения свойств предмета с эталоном, выполнения моделирующих перцептивных действий. Из этого следует, что константность и целостность восприятия объектов и предметов у детей с ОНР нарушена
Проведение формирующего этапа было построено на основе теории формирования перцептивных действий, разработанной А.В.Запорожцем.
Планирование занятий по ознакомлению и развитию детей дошкольного возраста с ОНР с цветом, формой, величиной предметов являлся принцип последовательности, предусматривавший постепенное усложнение заданий. В систему упражнений по развитию сенсорно-перцептивных способностей вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию перцептивных процессов у дошкольников.
В ходе проведения контрольного исследования уровня развития сенсорно-перцептивных способностей и сравнительного анализа нами была выявлена динамика развития этих способностей у детей с ОНР. У детей улучшились: способности в формировании образов и соотнесения свойств предметов с эталонами, а также улучшилось зрительно-пространственное восприятие.
Познавательные психические процессы играют значительную роль в жизнедеятельности человека. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Восприятие играет ведущую роль в осуществлении общения ребенка с окружающим миром и является одним из основных условий развития речи у детей.
Информация о работе Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи