Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи и ранней диагностики этих нарушений для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь развития сенсорно-перцептивных способностей с речью.
Тема данной работы: Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР
Целью данной курсовой работы является выявление педагогических условий, способствующих развитию сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников с ОНР.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы восприятия у детей с нарушением речи 8
1.1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей
у дошкольников 12
1.3. Характеристика сенсорно-перцептивных способностей у детей с ОНР 19
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Экспериментальное изучение сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушением речи 25
2.1. Методы изучения сенсорно-перцептивных способностей 25
2.2. Этапы работы по развитию сенсорно-перцептивных
способностей у детей с нарушением речи 33
2.3. Контрольное изучение сенсорно-перцептивных способностей 38
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Литература 46

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 2.35 Мб (Скачать)

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

В многочисленных исследованиях выявлено, что в предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Спорным в детской психологии является вопрос о том, на что опирается ребёнок в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей.

Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Сложный психический процесс, каким является восприятие человека человеком, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и в труде.

Настоящее исследование направлено на изучение развития сенсорно-перцептивных способностей у детей старшего дошкольного возраста с OНP и выявление педагогических условий, способствующих развитию этих способностей  у дошкольников.

Экспериментальное изучение развития сенсорно-перцептивных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявило недостаточный уровень развития различных компонентов восприятия по сравнению с детьми с нормальным психическим и речевым развитием. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы зрительно-пространственное восприятие и способность формировать образы. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы, но восприятие образа предмета в усложненных условиях вызывает определенные трудности. Это приводит к нарушению константности и целостности восприятия объектов и предметов, что негативно отражается на речевом, познавательном и коммуникативном развитии.

Результаты констатирующего эксперимента позволили теоретически обосновать и методически разработать психолого-педагогические условия коррекционной работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Разработка психолого-педагогических условий коррекционной работы строилась на основе теории формирования перцептивных действий, разработанной А.В.Запорожцем. В систему упражнений по развитию сенсорно-перцептивных способностей вошли игры по развитию перцептивных процессов у дошкольников.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с ОНР с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Ведущее значение для оптимизации коррекционной работы имел комплексный подход к работе над всеми компонентами восприятия в процессе занятий и в разных видах деятельности.

Эффективность работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей как многоаспектного процесса зависела от взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей в процессе решения поставленных задач.

В исследовании определены психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивных способностей старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о каждом компоненте восприятия проходило в две стадии: стадия формирования ориентировочных действий, позволяющих узнать и выделить необходимый признак предмета, и стадия использования полученных навыков в различных видах деятельности.

В ходе формирования сенсорно-перцептивных действий, позволяющих выделить какое-либо свойство предмета, воспитанники развивали свои знания о цветах спектра, о форме, о пространстве и о времени.

Представления о различных свойствах предмета совершенствовались и закреплялись на всех занятиях в различных видах деятельности.

Результаты контрольного эксперимента показали эффективность проделанной работы по развитию сенсорно-перцептивных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: создание специальных условий, предполагающих целенаправленное формирование различных компонентов восприятия в коррекционно-педагогической работе, способствует не только совершенствованию всех компонентов восприятия, но и развитию речи.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что создание психолого-педагогических условий реализации развивающей работы, разработка специального содержания и приемов развития перцептивных способностей является одним из условий повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предложенный подход к развитию сенсорно-перцептивных способностей повышает эффективность коррекционно-педагогической работы, способствует совершенствованию системы дошкольного образования детей с недоразвитием речи.

 

Литература

Список литературы

1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова  Н.В. Коррекция психологического  развития младших школьников  на начальных этапах обучения. - // Вопросы психологии - 1990. - № 1.

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. - М., 1994.

3. Венгер Л.А. «О формировании познавательных особенностей в процессе обучения дошкольников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - 4.II. - М., 1981.

4. Возрастные и индивидуальные способности / Под ред. Д.Б. Эльконина,Т.В. Арагуновой.- М.: Проспект, 2000.

5. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. // Дефектология. - 1991 - №3.

6. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М, 1995

7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности дошкольников. - М., Высшая школа, 1998.

8. Дефектологический словарь в 2х томах. – Ростов на Дону., 2008г.

9. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. -М.: Просвещение, 1993.

10. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. - 1990 - № 5.

11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. // В защиту живого слова. - М., 1966 .

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М, 1990.

13. 3авгородняя А.С., Никулина Е.А. Некоторые вопросы обучения детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. - М., 1985

14. Игровые занятия по  развитию памяти, восприятия, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008. – 72 с.

15. Коваль В.В. Коррекционные игры во вспомогательной школе. // Дефектология. - 1995 - №5.

16. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. / Под ред. Селиверстова В.И. - М., 1983.

17.Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. - М., 1989.

18.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М, Владос, 1999.

19. Левяш С.Ф., Хабарова С.П. Дифференцированный подход к развитию восприятия детей с общим недоразвитием речи / Развитие субъективности личности в процессе ее социализации: Коллективная монография / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. - Минск: БГПУ, 1999.

20. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой - М.: Просвещение, 1995.

21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.

22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль: Академия развития, 1996.

23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

24. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей / Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М., 1990.

25. Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М., 1994.

26. Понятийно- терминологический словарь логопеда. - М., 1997.

27. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЕЧЕ, 1990.

28. Раевский К.М. Психологические тесты для практических психологов. - М.: Высшая школа, 2003.

29. Симонова Т.Ю. Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (тезисы доклада) // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2005.

30. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., ДРОФА 1997.-Т. 1.

31. Тегагов Б.М. Психология способностей. - М.: ВЕЧЕ, 1997.

32. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.

33. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии - М.,1989.

34. ХватцевМ.Е. Логопедия. - М., 1959.

35. Чаусова Т.А. Мир знаний. - М.: ACADEMA, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение №1

Методика № 1 «Чего не хватает на рисунке?»

Автор – Р.С. Немов

Материал: 7 рисунков (рис.1), на каждом отсутствует существенная деталь; секундомер.

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе рисунки, на каждом  из которых не хватает чего-то очень важного. Посмотри на них и постарайся как можно быстрее сказать, чего не хватает».

С помощью секундомера мы фиксируем время, затраченное ребенком на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

баллов – меньше, чем 25 секунд;

8 – 9 баллов – от 26 до 30 секунд;

6 – 7 баллов – от 31 до 35 секунд;

4 – 5 баллов – от 36 до 40 секунд;

2 – 3 балла – от 41 до 45 секунд;

0 – 1 балл – больше  чем 45 секунд.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий 

4-7 баллов – средний 

2-3 балла – низкий 

0-1 балл – очень низкий.

 

Рис.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Методика № 2 «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Таблица Поппельрейстера

Материал: 3 рисунка, с наложенными друг на друга фигурами (рис.2).

Инструкция: «Сейчас я покажу тебе рисунки, на каждом  из которых показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные тебе предметы. Посмотри внимательно и назови каждый предмет».

 Время выполнения задания  ограничивается одной минутой. Если  за это время ребенок не  сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок  справился с заданием меньше  чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Общее число всех предметов, «спрятанных»  на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок  назвал все 14 предметов, очертания  которых имеются на всех трех  рисунках, затратив на это меньше  чем 20 сек;

8-9 баллов — ребенок  назвал все 14 предметов, затратив  на их поиск от 21 до 30 сек;

6-7 баллов — ребенок  нашел и назвал все предметы  за время от 31 до 40 сек;

4-5 баллов — ребенок  решил задачу поиска всех предметов  за время от 41 до 50 сек;

2-3 балла — ребенок  справился с задачей нахождения  всех предметов за время от 51 до 60 сек;

0-1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не  смог решить задачу по поиску  и названию всех 14 предметов, «спрятанных»  в трех частях рисунка;

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8 – 9 баллов — высокий;

4 – 7 баллов — средний;

2 – 3 балла — низкий;

0 – 1 балл — очень низкий;

 

Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Методика № 3 «Эталоны»

Автор – О.М. Дьяченко

Материал: Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис.3), а также фигурки-эталоны (рис.4), которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Правильно отмеченные картинки:

Оценка результатов:

За каждую правильно отмеченную картинку ребенок получает 3 очка. Максимальный балл по всем четырем попыткам – 32 очка. За каждую ошибку (неправильно отмеченная картинка или неотмеченная нужная картинка) вычитается один балл. Итоговый балл равен разности между максимальным баллом (32) и числом ошибок.

Информация о работе Развитие сенсорно-перцептивных способностей у детей с нарушениями речи