Развитие психики человека в онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:30, реферат

Краткое описание

Современный этап развития нашего общества называют «переходным периодом». Наиболее зримые изменения происходят в социально-трудовой сфере. Особенность и новизна исторического момента, переживаемого нашей страной, не могут повлиять на переосмысление многих социальных технологий. Есть все основания отнести к их числу профессиональную ориентацию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………… 3
Основная часть …………………………………………………………………………….6
1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте………… 6
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте…………………….. 6
1.2. Представления старшеклассников о будущей профессии……………………9
1.3.Особенности профессионального самоопределения старшеклассников…. .13
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников……………………………………………………18
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………. .. 18
2.2. Результаты диагностики……………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………....... ..23
Глоссарий…………………………………………………………………………… …..25
Список используемых источников………………………………………………… …..27

Файлы: 1 файл

Курсовая Гордеевой М.Н. психология 2.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Однако выбор профессии не может  основываться только на способностях человека. Профессиональное самоопределение  является частью личностного самоопределения, человек выбирает те профессии, которые  отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.

Специфика трудностей, связанных с  профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных  условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

Главной целью консультационного  сопровождения профессионального  самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш  взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими  ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост.

Автономная личность имеет представление  о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных  объективных препятствиях и путях  их преодоления. В общем ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Основой выбора профессии сегодня  являются представления личности о  будущем, которые выводят ее за рамки  наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется  в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)

Профессиональное самоопределение – событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим собой, и на место жительства, поездки и переезды, и на многое другое – трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

Выбор, совершаемый в  процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах настолько разнообразны, что требуется специальная работа сознания лишь для того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом выборе.

Чтобы сделать полноценный  выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить возможно более  полное и адекватное представление  о каждой из альтернатив. В том, что  касается отдельных следствий тех  или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения затрагивают практически все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом

Итак, помимо собственного социального  опыта личности, установка может  быть продуктом стихийной или  целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень  сопереживания происходящим событиям.

Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.

Однако, личные профессиональные планы  выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный  выбор в ситуации профессионального  самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины  взаимосвязи жизненных событий  и экстрополяции этой картины  в будущее.

Имеющиеся данные позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий.                                                                                                                                                                                                    1.3 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Профессиональное самоопределение  личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.4

Профессиональное самоопределение  тесным образом связано с понятием "профессиональная ориентация" (это  многоаспектная, целостная система  научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту); этап предварительного выбора профессии (7-10 лет); этап пробного выбора профессии (11-14 лет); этап реального выбора профессии (15-17 лет); этап профессионального обучения и этап профессионализации.

 На каждом из этапов профессиональное  самоопределение характеризуется  различной степенью сформированности.

Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;

теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные  результаты профориентация в современных  условиях всё ещё не достигает  своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально  не изменилась и старший подросток  остался в школе, он тем самым  отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении.

Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Существует четкая тенденция, проявляющаяся  на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страхом перед решительным шагом.

Профессиональное самоопределение  становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности существенны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что впереди будет еще лучше.

Начинает развиваться  нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

 Знания об окружающем мире  и нормах морали объединяются  в его сознании в единую  картину. Благодаря этому нравственная  саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование  своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. 

В настоящее время  социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение.

Осуществление себя в профессии  включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

 Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным.

Для обоснованности профессионального  выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.5

У молодых людей, обеспокоенных  своим профессиональным будущим, стремящихся  учиться в профессиональном учебном  заведении или получить профессию  в процессе работы, наблюдается опережающее  развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют  представления о своем профессиональном "Я".

Имеющиеся различия в  самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше;  определенные  качества

личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут

быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Наконец, надо учитывать вмешательство  личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

Итак, психологические особенности  профессионального самоопределения  старшеклассников является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

Профессиональное самоопределение  тесно связано с профориентацией  и рассматривается как сложный  динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.6

Таким   образом,  профессиональное    самоопределение    тесно    связано   с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.                                2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников

Информация о работе Развитие психики человека в онтогенезе