Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:30, реферат
Современный этап развития нашего общества называют «переходным периодом». Наиболее зримые изменения происходят в социально-трудовой сфере. Особенность и новизна исторического момента, переживаемого нашей страной, не могут повлиять на переосмысление многих социальных технологий. Есть все основания отнести к их числу профессиональную ориентацию.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Основная часть …………………………………………………………………………….6
1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте………… 6
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте…………………….. 6
1.2. Представления старшеклассников о будущей профессии……………………9
1.3.Особенности профессионального самоопределения старшеклассников…. .13
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников……………………………………………………18
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………. .. 18
2.2. Результаты диагностики……………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………....... ..23
Глоссарий…………………………………………………………………………… …..25
Список используемых источников………………………………………………… …..27
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Ставропольский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Возрастная психология |
Тема |
Психологические особенности
профессионального |
Фамилия студента |
Гордеева |
Имя студента |
Марина |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
01402100709017 |
Введение…………………………………………………………
Основная
часть ………………………………………………………………
1.
Проблема профессионального
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте…………………….. 6
1.2. Представления старшеклассников о будущей профессии……………………9
1.3.Особенности профессионального самоопределения старшеклассников…. .13
2.
Эмпирическое исследование психологических
особенностей профессионально самоопределения
старшеклассников……………………………………
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………. .. 18
2.2.
Результаты диагностики…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………… …..27
Приложение
………………………………………………………………………………
Современный этап развития нашего общества называют «переходным периодом». Наиболее зримые изменения происходят в социально-трудовой сфере. Особенность и новизна исторического момента, переживаемого нашей страной, не могут повлиять на переосмысление многих социальных технологий. Есть все основания отнести к их числу профессиональную ориентацию.1
В нашей стране, как
и за рубежом ситуация выбора профессии
после окончания школы
Профессиональное
Изучение проблемы
Прежде чем строить конкретные жизненные планы, решать вопрос: «Кем быть?», человек должен беспристрастно оценить свои склонности и возможности, т.е. он должен разобраться в самом себе и найти таким образом адекватный образ собственного «Я».
Значимость проблемы выбора будущей профессии школьники начинают осознавать уже с 14-15 лет. Подавляющее большинство подростков в этот ответственный период испытывают довольно болезненное и противоречивое состояние: «Я должен и обязан определиться, чем я буду заниматься после школы» и «Я не знаю, какое занятие мне выбрать», потому что «Мне нравится много разных профессий или мне не нравится не одна профессия». Разрыв между чувством долга и неготовностью к принятию решения, переживаемые подростком, говорит о том, что они попадают в острую проблемную ситуацию.2
Люди по-разному определяют свой жизненный путь. Одни уже с детства вынашивают мечту стать летчиком, врачом, предпринимателем и становятся таковыми, а другие, даже окончив среднюю школу, никак не могут решить, куда им пойти учиться или работать. Человек не может достигнуть наибольшего успеха, пока не найдет своего места. Каждый человек силен в каком-то своем деле, но слаб во всяком другом. Поэтому необходимо выбирать себе такое занятие, которое более всего соответствует индивидуальным особенностям и способностям.
В 1920-х годах немецкий психолог Эдуард Шпрангер сформулировал теорию, согласно которой «открытие Я», за которым следует выработка жизненного плана и системы личностных ценностей, составляет главное новообразование подросткового возраста (у девушек -13-19 лет, у юношей – 14-22 года).
Психологическим аспектам
становления личности подростка
посвящено множество работ. В
этом возрасте окончательно формируется
интеллектуальный аппарат, что делает
возможным осмысленное
Если выбор юношей или девушкой профессионального пути сделан случайно, ошибочно и резко не соответствует их ранее сложившимся мотивам, способностям, то может возникнуть глубокая неудовлетворенность, стремление переориентироваться. Отсюда работа и учеба в полсилы, отсюда текучесть кадров, увеличение числа «неудачников» и другие нежелательные последствия морального и экономического порядка. Поэтому при исследовании профессиональной направленности необходимо считаться с теми личностными качествами, характерологическими особенностями, которые сформировались к подростковому возрасту.
Объект исследования: профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования: особенности
профессионального
Цель исследования: Изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников.
Исходя из поставленной цели, определим задачи:
1.
Провести теоретический анализ
литературы по проблеме
2.
Изучить и проанализировать
3.
Экспериментальным путем
1. Проблема профессионального
1.1 Особенности личности в
Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.
Выбор профессии молодым
Поэтому столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения.
Многочисленные исследования, проведенные
социологами, психологами,
Система ценностных ориентаций,
как психологическая
Формирование личностной
Система личностных ценностей
складывается в процессе
Многие исследователи придавали большое
значение сформированности у индивида
системы его ценностных ориентаций. Так,
например, Колберг Л., занимаясь развитием
индивида, исследовал стадии морального
развития личности и связывал их со стадиями
умственного развития по Пиаже.
Якобсон П.М., выделяя психологические
аспекты созревания личности и исследуя
критерии ее социальной зрелости, отмечал
важную роль динамических сдвигов в ядре
личности, связанных с открытием и усвоением
ценностей, норм, требований и правил общества.
1. Позиция членов семьи. Часто
семья является доминирующим
фактором при выборе той или
иной специальности. Семья
2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди.
В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.
3. Позиция друзей. Иногда выбор
учебного заведения или
4. Престиж. Часто выпускники
школ стремятся овладевать
5. Позиция учителей и школьных
педагогов. Педагоги могут
6. Информированность. Наличие
достаточного количества
7. Личные профессиональные планы.
8. Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.
Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей специальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет.
Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте.
Как видим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден – осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.