Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:30, реферат
Современный этап развития нашего общества называют «переходным периодом». Наиболее зримые изменения происходят в социально-трудовой сфере. Особенность и новизна исторического момента, переживаемого нашей страной, не могут повлиять на переосмысление многих социальных технологий. Есть все основания отнести к их числу профессиональную ориентацию.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Основная часть …………………………………………………………………………….6
1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте………… 6
1.1. Особенности личности в старшем школьном возрасте…………………….. 6
1.2. Представления старшеклассников о будущей профессии……………………9
1.3.Особенности профессионального самоопределения старшеклассников…. .13
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников……………………………………………………18
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………. .. 18
2.2. Результаты диагностики……………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………....... ..23
Глоссарий…………………………………………………………………………… …..25
Список используемых источников………………………………………………… …..27
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования
В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, а также проанализировать полученные данные.
Мы предположили, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию,
отличаются изменениями в
Экспериментальная база нашего исследования – средняя общеобразовательная школа п.Айгурский. исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9, 10 и 11 классов.
На основе беседы, на первом этапе исследования, были выбраны те школьники, которые уже выбрали будущую профессию - 20 человек. Эти школьники вошли в состав экспериментальной группы. Там же были выявлены школьники, которые еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, которые вошли в состав контрольной группы - 20 человек.
В работе были использованы следующие экспериментальные методики:
1. Для отбора на различные типы профессий
в соответствии с классификацией типов
профессий – методика "Дифференциально-
3. Для исследования мотивации общения подростков – методика "Потребность в общении" А.Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Потребность в общении является ведущей в подростковом возрасте. Снижение этой потребности влечет за собой социальную дезадаптацию во взрослом обществе. Вот почему так важно выяснить, насколько общительны подростки.
1. По результатам методики "ДДО
Климова" мы получили
На диаграмме 1 показано, как распределились предпочтения наших испытуемых из экспериментальной группы.
Диаграмма 1 (Приложение А) Диагностика предпочитаемых
типов профессий у школьников, выбравших
будущую профессию.
Диаграмма 2 (Приложение А) Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, не определившихся с выбором.
Итак, из диаграммы 2 (Приложение А) мы видим, что среди наших испытуемых из контрольной группы не обнаружилось значительных предпочтений какого либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип "человек-художественный образ", а наименьшее количество выборов получила категория "человек-человек".
Таким образом, полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".
2.2. Результаты диагностики
По результатам методик "Направленность на отметку" и "Изучение направленности на приобретение знаний" мы получили следующие обобщенные результаты. В диаграмме 3 (Приложение А) показана величина средних баллов направленности на отметку и на знания.
У школьников, выбравших будущую профессию отмечается повышение мотивации и на учебу, и на отметку. В то время как школьники, не определившиеся с выбором, менее мотивированы, как на учебу, так и на отметку.
Диаграмма 3 (Приложение А) Сравнительное исследование учебной мотивации школьников
Таким образом, можно видеть следующее: учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
Исследование мотивации достижения у подростков
По результатам методики "Потребность в достижении" мы получили следующие обобщенные результаты. В группе школьников, выбравших профессию, средний балл по данной методике заметно выше, чем в группе школьников, не определившихся с выбором. Это значит, что школьники, выбравшие профессию, более заинтересованы в достижении поставленных целей
Графическое представление полученных данных приведено в диаграмме 4 (Приложение А)
Диаграмма 4 (Приложение А) Результаты исследования по методике "Потребность в достижении"
Таким образом, потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.
Исследование мотивации
По результатам методики "Потребность в общении" мы получили следующие обобщенные результаты диаграмма 5 (Приложение А).
Диаграмма 5 (Приложение А) Выраженность потребности в общении у подростков
Итак, мы видим, что школьники, выбравшие будущую профессию испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.
Для того чтобы более подробно исследовать направленность мотивации общения у школьников обеих групп, мы проанализировали данные методики "Мотивация общения" диаграмма 6 (Приложение А)
Диаграмма 6 (Приложение А) Направленность мотивации общения
Итак, мы видим, что в группе школьников, выбравших будущую профессию (1) стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором (2) наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.
Обобщая полученные данные, можно сделать следующие основные выводы по главе 2: Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".
Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
Потребность в достижении
в группе школьников, не выбравших
профессию, в целом
В группе школьников, выбравших будущую профессию, стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.
Школьники, выбравшие будущую
профессию испытывают большую
потребность в общении, чем
те, которые не имеют четкого
представления о будущей
Заключение
Итак, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Профессиональное
Образ будущей профессии достаточно
сложное образование, включающее эмоциональные
и когнитивные компоненты. Соответствие
эмоционально-оценочных
Профессиональные установки
Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:
Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".
Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);
Потребность в достижении
в группе школьников, не выбравших
профессию, в целом
В группе школьников, выбравших будущую профессию, стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.
Школьники, выбравшие будущую профессию испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.
Полученные данные подтверждают гипотезу нашего исследования о том, старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости — вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность профессиональных планов молодых людей позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией, что, к сожалению, сейчас не осознается в должной мере большинством родителей и даже педагогов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Индивид |
Отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного. |
2. |
Концепция |
Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности |
3. |
Мотивация |
Динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. |
4. |
Нравственная саморегуляция |
Уверенность в себе, опирающаяся на совесть, – база для нравственной саморегуляции личности, ее активности на поприще свершения добрых дел. |
5. |
Профессиональное |
Профессиональное |
6. |
Профессиограмма |
Оценка человеком своего знания, нравствственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Комплексное описание профессиональной деятельности. |
7. |
Психодинамика |
Обозначает любую теорию, описывающую изменение и развитие личности. |
8. |
Ролевая идентификация |
Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним |
9. |
Самосознание |
Оценка человеком своего знания, нравствственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. |
10. |
Экстраполяция |
Исправлять, изменять. |
1. |
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 2001.-376с.- ISBN 5-2232-5523-2. |
2. |
Андерсонс, Г.В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст]/ Г.В. Андерсонс // Гуманизация образования.-2007.- №3. – 375с. ISBN 5-000326-5 |
3. |
Андреева Г.М.; Социальная психология [Текст] Г.М. Андреева. М.: Аватар, 2004-395с. ESBN 23-7685-1 |
4. |
Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте [Текст] / О.Е. Байтингер. СПб., 2006.-117с. ISDN 5-314-00016-3 |
5. |
Винтин И.А. Особенности социального
самоопределения |
6. |
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения молодежи/ [Текст]Е.А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.-283с.ISBN 5-305-0044-1 |
7. |
Кон И.С. Психология старшеклассников [Текст] /И. Кон –М,: Просвещение. 2004-207с. ISBN 5-482-00430-9 |
8. |
Майерс Д. Социальная психология [Текст]/ Д. Майерс, Пер. с англ., -СПб.: Питер Ком, 2003. -688с.ISBN 5-87604-097-5 |
9. |
Е.А. Климов Профессиональная ориентация [Текст] Е.А. Климов 2005г. – 347с. ISBN 5-294-00678-5 |
10. |
Первин Л., Психология личности [Текст] Психодлогия личности./ Л. Первин. М., 2000-456с. ISBN 5-367004-5 |
11. |
Андерсонс, Г.В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы [Текст]/ Г.В. Андерсонс // Проблема, профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы, 2004г.495с. ISBN 5-000496-5 |