Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:34, лекция
Социальные отношения: понятие, виды, факторы. Формальные и неформальные отношения. Отношения манипулятивные и гуманистические. Факторы социальных отношений. Позиция, установки, локус контролю. Переживание отношений. Эмоции, их виды и факторы. Конфликты: понятие, виды, роль, в жизни человека. Причины и факторы конфликтов. Стадии развития конфликтных отношений. Решение конфликтов.
Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и группами, это отношения между группами людей и индивидами, которые занимают определенное место в обществе.
Но надзор это не только
система институтов милиции, следственных
органов и т.п., к нему относится
также и повседневное наблюдение
за поступками индивида со стороны
окружающей его социальной среды. Таким
образом, неформальная система надзора
- это постоянная оценка поведения,
осуществляемая одними членами группы
за другими, причем взаимная оценка, с
которой индивид должен считаться
в своем поведении. Неформальный
надзор играет большую роль в регулировании
повседневного поведения в
Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные контакты, взаимодействия и отношения совершались в установленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную "интерпретацию".
Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общества. Особенно важная роль в этих системах "социального контроля" принадлежит социальным институтам. Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения. Социальные институты так же, как и социальные организации, о которых речь пойдет чуть дальше, выступают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.
Как уже отмечалось выше, взаимодействия как тип социальных связей могут выступать в различных формах. Но особая роль отводится взаимодействиям, которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. В современном обществе каждому человеку, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности, приходится входить в многочисленные контакты и социальные отношения, создавать средства для удовлетворения потребностей, выполняя какую-нибудь работу для получения этих средств, в ходе чего воздействовать на других людей и реагировать на их действия. Человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.
Отношения, социальные отношения переживаются людьми эмоционально. Эмоции - форма субъектного отношения к происходящему, переживание субъектом вида отношения к действительности – к степени удовлетворения потребностей, к людям, предметам, явлениям, событиям. Непосредственно связаны с «Я» личности. Эмоции составляют как бы ткань личности, являются своеобразным склеивающим материалом, соединяющим элементы опыта («чистую» информацию). С эмоциями издревле связывалось содержание души человека.
Положительные эмоции – приятные (принятые – при-Я-тные) переживания, основанные на внутреннем объединении, создании целого. Создают силы притяжения, движения к чему-либо или к кому-либо. Служат основой для здоровых, естественных отношений и здоровья человека.
Отрицательные эмоции – неприятные переживания, основанные на не принятии, внутреннем отвержении. Создают силы отталкивания, разъединения. Приводят к нарушению целостности, разъединению и распаду отношений и болезни (физической, умственной и духовной).
Виды эмоций – систематика переживаний по сферам (двигательные, интеллектуальные, эстетические), по направленности (положительные, отрицательные), по силе и длительности (аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства). Существуют также классификации Б.И.Додонова и К.Изарда.
Аффект – сильнейшее (до максимально возможного), эмоциональное возбуждение, связанное с критическим состоянием, вызванным страхом, гневом, экстазом и т.п., которое возникает либо при внезапной угрозе жизни, оскорблении и т.д., либо после сдерживания значимых эмоций. Нарастает лавинообразно и снижает (вплоть до полного) уровень сознания и владения собой, что часто приводит к трагическим последствиям. При физиологическом аффекте сознание частично сохраняется, а при патологическом – вообще нет.
Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства, захватывающие человека и владеющие им. По силе приближаются к аффекту, а по длительности ближе к чувствам.
Собственно эмоции – ситуативные кратковременные переживания.
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер, всегда относятся к чему-то, к кому-то. Иногда называются высшими эмоциями, поскольку возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.
Настроения – состояния,
окрашивающие чувства, общее эмоциональное
состояние в течение
Фундаментальные эмоции – систематика эмоций К.Изарда, имеющих свою специфическую нервную сеть, локализацию в головном мозге, характерные мимические комплексы, индивидуальное субъективное переживание, межкультурный характер и считающиеся врожденными. По своему характеру они неспецифические, общие. К ним относятся:
• интерес-волнение – наиболее часто переживаемая положительная эмоция, связанная с увлеченностью, направленностью на что-то, познавательной деятельностью;
• радость – переживание предвкушения, получения и после получения удовлетворения, устранения негативной ситуации;
• удивление – реакция на неожиданность, не имеющую неприятный характер;
• страх – неуверенность и дурные предчувствия, ожидание неприятности, опасности;
• горе-страдание – переживание потери, одиночества, жалости к себе, собственной ненужности, непонимания;
• гнев – агрессия на другого при явном расхождении его поведения с ожиданиями;
• отвращение – переживание желания избавиться чего-то, кого-то;
• презрение – отражение обезличивания кого-то, утрату значения, обесценивания, переживание собственного превосходства;
• стыд – переживание рассогласования между нормой и своим поведением, ожидание осуждения, желание спрятаться, исчезнуть;
• вина – самоосуждение, суд над самим собой, переживание личной ответственности за нарушение норм – юридических, формальных и моральных, этических.
Б.И.Додонов разработал классификацию эмоций, основанную на их связи с потребностями. Это специфические эмоции, связанные с отношением к конкретным объектам:
• альтруистические – переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям;
• коммуникативные – на основе потребности в общении;
• глорические – эмоции самоутверждения и честолюбия, связанные с потребностью в славе;
• праксические – связаны с деятельностью, ее успешностью, отношением к самому процессу деятельности;
• пугнические – эмоции, связанные с потребностью в борьбе, риске, преодолении опасности т.н. «адреналинные»;
• романтические – основанные на стремлении ко всему необычному, необыкновенному, таинственному, чудесному;
• гностические – познавательные;
• эстетические – основанные на потребности в прекрасном, гармонии;
• гедонистические – переживание потребности в телесном и душевном комфорте;
• акизитивные – эмоции приобретения и накопления, основанные на потребности во владении ценностями в размерах, превышающих практическую нужду в них.
Стресс – неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование, общий адаптационный синдром (Г.Селье). Часть ответа организма выражается в переживаниях – как в положительных, так и в отрицательных. Степень давления (стресс – давление) зависит от готовности организма к предъявленным нагрузкам. Характеризует в той или иной степени нормальную жизнь человека.
Дистресс – состояние, вызванное нагрузками, превышающими адаптационные возможности организма. Приводит к болезням, депрессии и прочим негативным последствиям.
Депрессия – тоскливое, подавленное настроение с осознанием собственной недостаточности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.
Функции эмоций – роль эмоций в жизни человека, чем они для нас являются:
• сигнально-оценочная – эмоции «говорят» нам о нашем отношении к чему-либо, о его (ее) знаке и силе ценности для нас;
• регуляционно-побудительная – эмоции направляют деятельность человека, они связаны с потребностями, мотивацией;
• активационная – эмоции активируют нервные центры, мобилизуют организм;
• экспрессивно-релаксационная – эмоции выражают, проявляют внутреннее состояние человека, выводят энергию, снимают и «разряжают» напряжение;
• синтетическая – эмоции объединяют деятельность человека, формируют целостную реакцию организма.
Ум эмоций – ясное понимание своих и чужих чувств, управление своими эмоциями, стрессоустойчивость, склонность к оптимизму, минимальное проявление комплексов.
Комплексы – эмоционально заряженные психические элементы, представленные в виде последовательности или структуры связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. По мнению К.Юнга представляют собой «маленькую личность». Содержат интенсивный источник эмоционального возбуждения, притягивающий к себе сходные элементы опыта и вмешивающийся в деятельность психики. При достаточной силе может привести к расщеплению, раздвоению личности.
К управлению эмоциями можно
подходить с разных позиций. Самый
простой способ и самый неэффективный
– волевое сдерживание. Однако если
его применение может быть оправдано
в случае кратковременных и
Другой подход – выведение эмоций через физическую деятельность (физкультура, спорт, танцы, домашняя работа), общение или творчество (художественное, техническое). Однако этот способ дает лишь временное облегчение и не решает вопросы кардинально.
Самый принципиальный, эффективный и очевидный, но и самый трудный (вначале) путь – это изменение отношения, принятие других людей, ситуации, себя. Этот способ делает человека внутренне свободным, независимым от обстоятельств, но, главное, ведет к духовному росту человека. Этот путь ведь к воцарению мира и спокойствия в душе человека.