Психология преподования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

Оглавление

Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории подросткового периода
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением.
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература

Файлы: 1 файл

психология 4 курс.docx

— 61.51 Кб (Скачать)

У подростков с девиантным поведением потребность в дружеском, интимно-личностном общении незначительно, но все же выражена, но у большинства  процентов подростков эта важнейшая  потребность не удовлетворяется. Таким  образом, дефицит социально ценного  общения с родителями, учителями, друзьями создает такую социальную ситуацию развития данных подростков, при которой они оказываются  вне сферы положительного влияния  важнейших факторов формирования личности.

 

2.3Особенности работы  с подростками с девиантным  поведением.

 

Правильный социально-психологический  подход к оценке явлений процесса формирования межличностных отношений  и своевременное педагогическое вмешательство предупреждает отклонения в его развитии, нормализует связи  личности с окружающей средой.

Т.к. общение – комплексный  и многогранный процесс, развивающийся  в диалектическом единстве и борьбе противоположной, то и управление его  содержанием, регулировка структуры  – сложная и чрезвычайно подвижная  система.  Она состоит из огромного  количества различных по характеру  и значимости элементов, сочетающихся между собой в определенной последовательности и взаимообусловленности.

Формирование новых потребностей общения может быть связано с  изменением условий прежних видов  деятельности подростков. Установление педагогически целесообразного  контроля заключается, прежде всего, в  строгом нормировании времени, отводимого для каждого вида деятельности (учеба, отдых и т.д.). Воздействие на потребности  общения связано и с действием материальных факторов, т.е. те материальные условия, которые способствуют формированию и развитию потребностей, порождающие асоциальные отношения. Недостаток материальных средств в удовлетворении потребностей приводит часто к антиобщественным проступкам (например, воровство). Таким образом, педагогическое управление межличностными отношениями должно заключаться, прежде всего, в предупреждении конфликта между управлением материальных запросов личности и возможности их реального удовлетворения.

Работа с подростками  с девиантным поведением – большая  социальная проблема.

Перед каждым исследователем и практическим работником, изучающим  трудных детей, стоят три задачи:

выявить отрицательные особенности  личности данного школьника, которые  необходимо исправить;

выявить положительные задатки  или особенности, на которые можно  опереться и которые необходимо развить в процессе коррекционной  работы;

выявить причины отклонения поведения, условия возникновения  отрицательных особенностей, чтобы  ликвидировать их.

В связи с этим изучению подлежат: среда, окружающая подростка  в настоящее время, и та, в которой  он рос, развивался, воспитывался в  прошлом, индивидуальные психологические  особенности, влияющие на его поведение; состояние педагогической  и социальной запущенности; состояние физического  и психического здоровья.

Важным звеном в профессиональной деятельности педагога и школьного  психолога является работа по преодолению  трудновоспитуемости и профилактике правонарушений учащихся. Педагогически  запущенные школьники представляют собой наиболее сложную категорию  учащихся, вызывают затруднения в  работе каждого учителя, поэтому  их обычно называют трудными. Каждый учитель  встречается в своей работе с  учащимися, которые не хотят учиться, с трудом поддаются воспитанию, оказывают  сопротивление воспитательному  воздействию, совершают проступки, правонарушения.

Система воспитательной работы с подростками в нашей стране представлена школой, семьей и общественностью. В этой системе ведущая  роль принадлежит  школе, т.к. она обладает специально подготовленными кадрами и осуществляет длительное и целенаправленное воздействие  на формирование личности ребенка в  прямом соответствии  с требованиями общества. Роль школы – цент работы по профилактике правонарушений среди  несовершеннолетних, которая представляет собой  тесное взаимодействие следующих  этапов: диагностирование, планирование, организация, координация и контроль. Возглавить работу с подростками  с девиантным поведением в школе  должен, прежде всего, ее директор или  его заместитель по воспитательной работе.

Самое главное в работе с подростками с девиантным поведением – высокое педагогическое мастерство, свободное владение сложной техникой индивидуальной работы и большим инструментом количественного воздействия. При единстве общих педагогических целей техника, методическая тактика, приемы и средства воспитательного воздействия в перевоспитании, в процессе которого перед педагогом стоит подросток, с уже сложившимися отрицательными привычками, особенностями поведения, убеждениями, интересами и т.д., иные, чем в обычном воспитательном процессе.

В основе работы с трудными подростками должен лежать принцип двойного и противоположно направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.

Работа по перевоспитанию подростков с девиантным поведением требует особого к ним подхода, применения некоторых специфических методов и приемов воспитания. Неотъемлемым компонентом этой деятельности является ее планирование, во многом определяющее успех работы. Комплекс подходов  к перевоспитанию подростков с девиантным поведением предполагает осуществление системы воспитательных мероприятий, в ходе которых решались бы в единстве задачи развития личности и, прежде всего, тех ее качеств как формирование нравственно-правовых взглядов, трудовая подготовка и воспитание гражданственности. Приступая к работе целесообразно начинать с тех отрицательных проявлений, которые легче всего можно будет преодолеть в данный момент, т.к. достигнутый успех внушит самому подростку уверенность в реализации возможности исправления и будет служить для него одним из стимулов самовоспитания, воспитатель обретет уверенность в реальную возможность перевоспитания этого подростка.

В комплексном подходе  к воспитательной работе с подростками  с девиантным поведением необходимо выделять основные факторы, опираясь на которые можно оптимально решить эту проблему:

I. Педагогизировать условия  жизни и воспитания подростка  в семье, нейтрализовать отрицательное  влияние аморального поведения  родителей, повысить их педагогическую  культуру и уровень нравственных  взаимоотношений;

II. Помочь подростку восстановить  в школе позицию нормального  ученика, овладеть учебной деятельностью;

III. Выявить у подростка  интересы, склонности или способности  к какой-либо деятельности, привлечь  его к участии в спортивной  секции. Содержательное проведение  подростком свободного времени,  организация его досуга – существенная  сторона профилактической работы  с ним;

IV. Изолировать подростков  от микросреды, во дворе или  на улице. Нейтрализация воздействия  малой референтной группы, членом  которой считает себя подросток,  возможна, если нормы и правила  поведения группы перестали бы  быть привлекательными и его  социальные потребности удовлетворяются  в положительной среде;

V. В структуре личности  подростка необходимо выделить  те побудительные силы, которые  толкают его на определенные  поступки и стимулируют соответствующее  поведение: направленность личности, потребности, мотивы поведения,  его интересы и склонности.

Учитывая современные  психологические особенности подросткового  возраста (акселерация, информность  и др.), необходимо, при формировании нравственных качеств личности подростка  с девиантным поведением наполнять  их новым содержанием.

Сущность педагогической трудности заключается в том, что подросток не хочет или  не может нормально, адекватно реагировать  на обычные меры педагогического  воздействия, требует к себе особого  подхода, дополнительных педагогических усилий. При изучении трудных детей  каждый индивидуальный случай представляет особую проблему, требующая от педагога, школьного психолога исследовательской  работы, перед которой встает задача найти то особое сочетание существенных моментов, которое позволяет понять происхождение интересующих педагога, психолога особенностей личности и правильно построить гипотезу относительно педагогических воздействий. Важнейшими требованиями к изучению личности подростков с девиантным поведением является: во-первых, подросток должен изучаться не как изолированный индивид, а как член группы или коллектива детей и взрослых, с которыми от связан условиями жизни и деятельностью, во-вторых, изучаться через систему отношений, в которых он жил и формировался как личность, в которых живет и формируется сейчас. Этот метод изучения может быть назван социально-индивидуальным. Его суть – в изучении личности через общение с окружающими людьми.

В основе работы с подростками с отклоняющимся поведением должен лежать принцип двойного и противоположного направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.

Решающую роль в работе с подростками с девиантным поведением играет личность педагога, его профессиональное мастерство, педагогический талант. Но в этой работе он должен организовать себе в помощь все силы, влияющие на ребенка и определяющие его развитие: классный коллектив, других  учителей, родителей, друзей другой стороны, хорошо налаженный режим, спорт, трудовые занятия, развитие интересов подростка к искусству, природе, технике – все это должно стать надежным союзником педагога в работе с подростками с девиантным поведением. Наряду с учителями, педагогом-организатором необходимо чтобы участвовали инспектор по делам несовершеннолетних, шефы и представители родительской общественности, шефствующих предприятий, внешкольных и других учреждений.

Применительно к теме исследования  педагогическое управление межличностными отношениями заключается, прежде всего, в формировании высоких социально  ценностных потребностей, в воспитании умений, навыков, привычек такого поведения, которое направлено на нравственные пути их удовлетворения, на соответствие высоких потребностей – благородным  интересам. Наиболее распространенным путем формирования новых потребностей в общении является смена видов деятельности партнеров по общению с учетом склонностей интересов подростков с обязательным прогнозированием проявления новых, которые должны изменить характер существующих отношений, прервать асоциальные связи с помощью метода убеждения. Управление процессом возникновения новых потребностей общения предусматривает и изменение делового статуса личности. Смысл деятельности педагога заключен в создании для школьников с девиантным поведением, следовательно, имеющих асоциальные связи, такого положения,  которое подросток мог бы рассматривать как достойное для себя, авторитетное для окружающих. Улучшение социального статуса школьника с девиантным поведением увеличивает его возможности выступать в качестве объекта желаемого общения в сфере определенных групп.

В ряд особенностей, которые  необходимо учитывать при осуществлении  процесса управления межличностными отношениями  входит и учет возможных эмоциональных  реакций окружающих, психологическую  обстановку, сопряженную с ней  при определении содержания и  структуры предлагаемого вида деятельности.  Сложность задачи педагога состоит  в умении определить тот момент в  динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток  опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо  опасна торопливость, опережение естественного  хода событий, необоснованность действий и выводов.

Осуществляя анализ межличностных  отношений, педагог должен видеть психологическую  природу этих отношений, состоящих  из различных  слоев групповой  активности. Для совершенствования  работы по формированию коллектива подростков целесообразно:

Добиваться, чтобы коллектив  класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма  между отдельными  учащимися путем  выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно  значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного  руководства и подчинения. Организация  и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;

Необходимо, чтобы коллектив  подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой  требовательностью к каждому  члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно  полезная цель;

Организуя коллектив подростков, необходимо ставить перед коллективом  цель, включенную в систему взаимосвязанных  общественно важных целей, с тем, чтобы подросток в своей деятельности мог руководиться системой перспективных  целей;

Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.

Сплоченный коллектив  обладает большой силой воздействия  на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.

 

Заключение

 

Переходный самый трудный  возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже)  – человек из ребенка превращается во взрослого.  

Трудности подросткового  возраста неизбежны. Но далеко не для  всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько  благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит  и от самого подростка, от пути который  он выбрал сам  для себя.

В современных научных  представлениях подтверждается существование  подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность.

Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки  и их родители плохо осведомлены  в этой области, что приводит к  значительным трудностям и болезненности  в протекании данного периода.

Хотя основные психологические  характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты  изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных  и других условий.

Информация о работе Психология преподования