Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, реферат
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории подросткового периода
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением.
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература
У подростков с девиантным поведением потребность в дружеском, интимно-личностном общении незначительно, но все же выражена, но у большинства процентов подростков эта важнейшая потребность не удовлетворяется. Таким образом, дефицит социально ценного общения с родителями, учителями, друзьями создает такую социальную ситуацию развития данных подростков, при которой они оказываются вне сферы положительного влияния важнейших факторов формирования личности.
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
Правильный социально-
Т.к. общение – комплексный
и многогранный процесс, развивающийся
в диалектическом единстве и борьбе
противоположной, то и управление его
содержанием, регулировка структуры
– сложная и чрезвычайно
Формирование новых
Работа с подростками с девиантным поведением – большая социальная проблема.
Перед каждым исследователем и практическим работником, изучающим трудных детей, стоят три задачи:
выявить отрицательные особенности личности данного школьника, которые необходимо исправить;
выявить положительные задатки или особенности, на которые можно опереться и которые необходимо развить в процессе коррекционной работы;
выявить причины отклонения поведения, условия возникновения отрицательных особенностей, чтобы ликвидировать их.
В связи с этим изучению подлежат: среда, окружающая подростка в настоящее время, и та, в которой он рос, развивался, воспитывался в прошлом, индивидуальные психологические особенности, влияющие на его поведение; состояние педагогической и социальной запущенности; состояние физического и психического здоровья.
Важным звеном в профессиональной
деятельности педагога и школьного
психолога является работа по преодолению
трудновоспитуемости и
Система воспитательной работы
с подростками в нашей стране
представлена школой, семьей и общественностью.
В этой системе ведущая роль принадлежит
школе, т.к. она обладает специально
подготовленными кадрами и
Самое главное в работе с подростками с девиантным поведением – высокое педагогическое мастерство, свободное владение сложной техникой индивидуальной работы и большим инструментом количественного воздействия. При единстве общих педагогических целей техника, методическая тактика, приемы и средства воспитательного воздействия в перевоспитании, в процессе которого перед педагогом стоит подросток, с уже сложившимися отрицательными привычками, особенностями поведения, убеждениями, интересами и т.д., иные, чем в обычном воспитательном процессе.
В основе работы с трудными подростками должен лежать принцип двойного и противоположно направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.
Работа по перевоспитанию подростков с девиантным поведением требует особого к ним подхода, применения некоторых специфических методов и приемов воспитания. Неотъемлемым компонентом этой деятельности является ее планирование, во многом определяющее успех работы. Комплекс подходов к перевоспитанию подростков с девиантным поведением предполагает осуществление системы воспитательных мероприятий, в ходе которых решались бы в единстве задачи развития личности и, прежде всего, тех ее качеств как формирование нравственно-правовых взглядов, трудовая подготовка и воспитание гражданственности. Приступая к работе целесообразно начинать с тех отрицательных проявлений, которые легче всего можно будет преодолеть в данный момент, т.к. достигнутый успех внушит самому подростку уверенность в реализации возможности исправления и будет служить для него одним из стимулов самовоспитания, воспитатель обретет уверенность в реальную возможность перевоспитания этого подростка.
В комплексном подходе к воспитательной работе с подростками с девиантным поведением необходимо выделять основные факторы, опираясь на которые можно оптимально решить эту проблему:
I. Педагогизировать условия
жизни и воспитания подростка
в семье, нейтрализовать
II. Помочь подростку восстановить
в школе позицию нормального
ученика, овладеть учебной
III. Выявить у подростка
интересы, склонности или способности
к какой-либо деятельности, привлечь
его к участии в спортивной
секции. Содержательное проведение
подростком свободного времени,
IV. Изолировать подростков
от микросреды, во дворе или
на улице. Нейтрализация
V. В структуре личности
подростка необходимо выделить
те побудительные силы, которые
толкают его на определенные
поступки и стимулируют
Учитывая современные
психологические особенности
Сущность педагогической
трудности заключается в том,
что подросток не хочет или
не может нормально, адекватно реагировать
на обычные меры педагогического
воздействия, требует к себе особого
подхода, дополнительных педагогических
усилий. При изучении трудных детей
каждый индивидуальный случай представляет
особую проблему, требующая от педагога,
школьного психолога
В основе работы с подростками с отклоняющимся поведением должен лежать принцип двойного и противоположного направленного педагогического воздействия: блокировка отрицательного и наращивание, развитие положительного в таком подростке. В этом и заключается сущность перевоспитания.
Решающую роль в работе с подростками с девиантным поведением играет личность педагога, его профессиональное мастерство, педагогический талант. Но в этой работе он должен организовать себе в помощь все силы, влияющие на ребенка и определяющие его развитие: классный коллектив, других учителей, родителей, друзей другой стороны, хорошо налаженный режим, спорт, трудовые занятия, развитие интересов подростка к искусству, природе, технике – все это должно стать надежным союзником педагога в работе с подростками с девиантным поведением. Наряду с учителями, педагогом-организатором необходимо чтобы участвовали инспектор по делам несовершеннолетних, шефы и представители родительской общественности, шефствующих предприятий, внешкольных и других учреждений.
Применительно к теме исследования педагогическое управление межличностными отношениями заключается, прежде всего, в формировании высоких социально ценностных потребностей, в воспитании умений, навыков, привычек такого поведения, которое направлено на нравственные пути их удовлетворения, на соответствие высоких потребностей – благородным интересам. Наиболее распространенным путем формирования новых потребностей в общении является смена видов деятельности партнеров по общению с учетом склонностей интересов подростков с обязательным прогнозированием проявления новых, которые должны изменить характер существующих отношений, прервать асоциальные связи с помощью метода убеждения. Управление процессом возникновения новых потребностей общения предусматривает и изменение делового статуса личности. Смысл деятельности педагога заключен в создании для школьников с девиантным поведением, следовательно, имеющих асоциальные связи, такого положения, которое подросток мог бы рассматривать как достойное для себя, авторитетное для окружающих. Улучшение социального статуса школьника с девиантным поведением увеличивает его возможности выступать в качестве объекта желаемого общения в сфере определенных групп.
В ряд особенностей, которые необходимо учитывать при осуществлении процесса управления межличностными отношениями входит и учет возможных эмоциональных реакций окружающих, психологическую обстановку, сопряженную с ней при определении содержания и структуры предлагаемого вида деятельности. Сложность задачи педагога состоит в умении определить тот момент в динамике межличностных отношений, когда, не имея состояния эмоционального благополучия, чувства защищенности в своей референтной группе, подросток опасается риска не быть принятым в другом коллективе и оторваться от уличных приятелей. Здесь особо опасна торопливость, опережение естественного хода событий, необоснованность действий и выводов.
Осуществляя анализ межличностных отношений, педагог должен видеть психологическую природу этих отношений, состоящих из различных слоев групповой активности. Для совершенствования работы по формированию коллектива подростков целесообразно:
Добиваться, чтобы коллектив класса был тесно спаянным, сплоченным, не допускать любых форм антагонизма между отдельными учащимися путем выбора увлекательной для подростков и вместе с тем общественно значимой дл них деятельности и правильной организации системы взаимного руководства и подчинения. Организация и сплочение коллектива начинается с организации актива и укрепления его авторитета;
Необходимо, чтобы коллектив подростков был идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, развитой критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества складываются, если перед коллективом поставлена общественно полезная цель;
Организуя коллектив подростков,
необходимо ставить перед коллективом
цель, включенную в систему взаимосвязанных
общественно важных целей, с тем,
чтобы подросток в своей
Следует сформировать у коллектива подростков умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, тактику.
Сплоченный коллектив обладает большой силой воздействия на своих членов. И воздействует на них в правильном направлении.
Заключение
Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого.
Трудности подросткового
возраста неизбежны. Но далеко не для
всех он становится тяжелым и травматичным
периодом. Многое зависит от того, насколько
благополучным был
В современных научных
представлениях подтверждается существование
подросткового кризиса как
Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода.
Хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий.