Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, реферат
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории подросткового периода
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением.
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература
Оглавление
Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические
основы исследования
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература
ВВЕДЕНИЕ
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
Потребность в общении, в непосредственных контактах с др. людьми – одна из главных социальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы.
Одним из фундаментальных
вопросов психологии отношений является
адекватность отношений к миру, объектам,
др. людям, обществу, самому себе. Неадекватное,
искаженное отношение вызывает затруднения
в жизнедеятельности человека, общении,
общества. Объективная необходимость
в сотрудничестве и субъективная
потребность в общении ведут
к образованию особых объединений,
которые называются группами. Среди
них есть официальные группы - специально
созданные обществом для
Часто встречающиеся
факты безразличного или
С психологической точки зрения межличностные отношения рассматривают как взаимонаправленную психофизическую реакцию между индивидуумами в процессе их интеллектуального и эмоционального обмена.
Цель нашего исследования: выявление особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением, ограничиваясь рассмотрением этого явления у подростков .
Объектом исследования выступают младшие подростки с
девиантным поведением
Предмет: особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением: желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество, желание устанавливать близкие отношения с другими, контроль отношений с другими.
Развитие и становление
личности подростка – результат
ее взаимодействия со средой, характера
ее взаимоотношений с окружающими
людьми в системе отношений
«родители-дети», «педагоги-дети», «дети-дети»
и т.д. Социально-педагогическая запущенность
– следствие нарушений
Исходя из этого, гипотезой данного исследования является: подросток с девиантным поведением имеет очень сильную потребность быть принятым обществом и стремление контролировать отношения с другими, но он очень осторожен в выборе лиц при установлении глубоких эмоциональных отношений.
Методологический аппарат Исследования проблемы межличностных отношений является составной частью реализации системного подхода к исследованию проблем коллективного воспитания.
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ ПОДРОСТКА
1.1Развитие теории подросткового периода
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6–12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами- языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не приходится говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует отметить тот факт, что Коменский впервые выделил отрочество как особый период детства (хотя и вкладывал в это несколько иное понимание).
Следующий, кто обратил внимание на подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762 году романе “Эмиль” он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как “второе рождение”, когда человек “рождается в жизнь” сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода – рост самосознания. Но собственно научную разработку идеи Руссо получили фундаментальный двухтомный работе С. Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”, вышедшей в 1904 году. Холла справедливо называют “отцом “ психологией переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом
Анализ причин смены социогенетической
модели развития на эволюционную показывает,
что для этого имелись
Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э. Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не сводим к каким-то ни было природным или социальным детерминантам. Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется кризисом связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие “Я”, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Но, положив начало систематическому изучению процесса самосознания и ценностных ориентаций, Шпрангер по нашему мнению явно недооценил ведущую роль в этом процессе практической деятельности.
Психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к внутреннесемейным отношениям. Это направление, у истоков которого стоял З. Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики связывают прежде всего с изменением объекта : от членов семьи- к несемейным отношениям. Главное упущение классического психоанализа на наш взгляд, это то, что он связывает подростковый кризис исключительно с фактом полового созревания, хотя уже наблюдениями культуроантропологов было доказано отсутствие однозначной связи между этими явлениями.
В целом эволюционная модель, используемая для объяснения развития всеми перечисленными направлениями, обусловила тот дуализм биологического и социального, который на долгие годы стал преткновения для всей западной возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос: а что влияет больше – и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от дуализма.
Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.И. Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.
Итак, рассмотренные теории подросткового возраста, условно обозначаемые как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть описан этот период онтогенеза и специфику проблем. Однако в дальнейшем потребовалось совместить все разнородные содержательные представления ,которые выработали теории первого круга. Для их объединения необходимо было найти принцип, благодаря которому мозаичная картина подросткового кризиса приобрела бы целостность.
Эклектическое объединение разных аспектов развития послужило базой и для разработки понятия “задачи развития ”, которые широко используются современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи сформулировал Р. Хавигурст:
1). достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола 2). достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли 3) приспособление к изменениям своего физического состояния, приятие и эффективное использование своего тела 4) достижение экономической независимости 5) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности 6. подготовка к браку и семейной жизни 6) развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов, необходимых для компетентного участия социальной жизни 7) достижения социально ответственного поведения 8) выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится поведение.
При анализе логике психического
развития, связи этого развития с
окружающей средой отечественные психологи
исходят из того, что непосредственно
условия жизни не определяют психического
развития, поскольку оно зависит
от типа взаимоотношений ребенка
с его окружением. Специфичные
для возрастного этапа
Подростковый возраст
необходимо рассматривать не как
отдельно взятый этап, а в динамике
развития, поскольку без знания закономерностей
развития ребенка в онтогенезе, противоречий,
составляющих силу этого развития,
невозможно выявить психические
особенности подростка. В основе
такого исследования лежит деятельностный
подход, рассматривающий развитие личности,
как процесс движущей силой которого
является, во-первых, разрешение внутренних
противоречий, во-вторых, смена типов
деятельности, обусловливающее перестройку
сложившихся потребностей и зарождения
новых. В процессе изучения отечественные
психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что
ведущий для подросткового
Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. Но несмотря на это мы можем выделить основные моменты, определяющие подростковый период развития, отметить его главные характеристики.
1.2Физиологическое развитие подростков
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.
Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде всего – что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно.
В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:
1.предпубертатный, подготовительный
период.2. собственно пубертатный период,
в течение которого осуществляются основные
процессы полового созревания.3.
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту.