Психология преподования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

Оглавление

Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории подросткового периода
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением.
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература

Файлы: 1 файл

психология 4 курс.docx

— 61.51 Кб (Скачать)

Результаты нашей опытно-экспериментальной  работы подтверждают предыдущее положение  и в очередной раз показывает, что практика идет впереди теории, не всегда ей соответствуя , но постоянно  поставляет материалы для дальнейшего  изучения.

Таким образом, подводя итог нашей работе мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста   для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни. группы подростков на предмет их отношения к себе и к  другим людям.

Будучи важным фактором формирования личности подростка, межличностные  отношения содержат в себе огромные педагогические возможности. В тоже время, будучи во многом процессом стихийным, оно таит в себе и определенные опасности, так как может способствовать некоторому искажению доминирующих  в обществе норм и ценностей в  процессе    интериоризации их личностью, благодаря экранирующему  и трансформирующему характеру  ближайшего окружения личности.

Задача повышения эффективности  воспитательной работы с коллективом, в котором находится подросток  с девиантным поведением, требует  тщательного и разностороннего  изучения педагогических и социально-психологических  процессов, происходящих в нем. Как  показали исследования, основными процессами, изменяющими состояние школьного  коллектива, являются процессы коллективной деятельности и особенности межличностных  отношений между подростками.

Важно подчеркнуть, что особенности  личности не только формируются и  раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношение других людей их можно изменить.

Таким образом, основной подход к изучению личности подростка с  девиантным поведением можно сформулировать  так: девиантное поведение подростка  является следствием его социальной дезадаптации, которая объективно обусловлена  совокупностью определенных обстоятельств  в жизни ребенка, а субъективно  – особенностями его личности, ее нравственного развития, ее жизненной  установки, как закономерного отражения  этих обстоятельств.

Сложность с точки зрения социологии представляет категория  подростков с девиантным поведением, для которых характерны искаженные ценностные ориентации и негативные шаблоны поведения. Девиантное поведение  не может быть проявлением какого-то стихийного стечения обстоятельств, это отражение глубоких, органических процессов. Девиантное поведение выступает по отношению к личности не как динамическая функция, а как устойчивая структура.

Педагогический подход к  диагностике причин девиантного  поведения требует учета тех  микроусловий существования подростка, которые определили восприимчивость  к общественно опасной информации, сформировали асоциальность личности. Важно установить причины неэффективности  положительного воздействия среды  общества на сознание и психику подростка, условия, породившие недостаток нравственного  иммунитета к отрицательным условиям.

Девиантное поведение  подростка есть, с одной стороны, проявление неудовлетворенности личности связями в наиболее значимых для  нее сферах деятельности, а с другой – результатом дефицита полезного  общения в условиях, осложнивших  педагогический и социальный контроль за содержанием полученной подростком информации. Коммуникативность подростка  следует рассматривать  не столько  как проявление  его личностных качеств, сколько как реакцию  на отношение к нему окружающих. Беда многих родителей и педагогов  состоит  не в том, что они не хотят активного общения с  детьми, а в том, что они не смогли найти соответствующий стиль  этих отношений, и в том, что возрастные проявления подростковой независимости  и взрослая ориентация рассматривается  ими как формирующаяся способность  к самостоятельности, в то время  как это лишь форма самоутверждения  личности.

В познании процесса формирования межличностных отношений рекомендуется  идти от уровня эмпирического, когда  выяснялась его функциональная сторона, до уровня теоретического, когда раскрывалась сущность этого процесса и устанавливались  связи в его структуре.

Список используемой литературы:

1. Кон И.С. «Психология  старшеклассника», М, 1982 г

2. Кон И.С. «Психология  ранней юности», М., 1989 г.

4. Краковский А.П. «О  подростках», М., 1991 г.

5. Кулагина И.Ю. «Личность  школьника», М.,1999 г.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная  психология (развитие ребенка от  рождения до 17 лет ). М.: Изд-во УРАО., 1997,

7. Бодалев В.В. «В мире  подростка», М., 1982 г.

8. Аракелов Г.Г. «О психологии  подростка», М., 1990 г.

9. Поливанова К.Н. «Психология  возрастных кризисов», М, 2000 г.

10. Д.М. Дубравская «Основы  психологии», Издательство «Свет», Львов 2001г.


Информация о работе Психология преподования