Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, реферат
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.
Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории подросткового периода
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением.
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература
Трудности воспитания могут
возникнуть даже от таких на первый
взгляд безобидных особенностей ребенка
как его темперамент. В чистом
виде темпераменты практически не встречаются,
но они накладывают довольно заметный
отпечаток на личность ребенка, на его
поведение и отношение к
Для многих подростков с
девиантным поведением характерны иные
взгляды и отношение к труду
членов общества вообще, родителей
в частности, чем у подростков,
живущих в благополучных
Таким образом, подростковый
возраст характерен заметным падением
уровня общения школьников в семье,
как с точки зрения экстенсивности,
так и интенсивности. Это очень
активно проявляется в семьях
подростков с девиантным поведением,
что обусловлено их возрастными
особенностями: стремлением к
Для подростков общение с
педагогами связано в первую очередь
с удовлетворением
Многим подросткам с отклоняющимся
поведением известно отрицательное
отношение к себе со стороны большинства
членов классного коллектива, которое
они обнаруживают в процессе общения.
Однако потребность в самоутверждении
очень велика, и она толкает
часть из них на негативные способы
обеспечения себе достойного места
в коллективе, что естественно, порождает
конфликты, разбором которых приходится
заниматься педагогам. Таким образом,
при общении подростков в сфере
формальных групп вскрываются следующие
особенности: во-первых, подростки с
девиантным поведением оказываются
в неудовлетворенном положении,
так как они начинают осознавать
свое неблагополучие в системе коллективных
отношений; во-вторых, дефицит социально
ценного общения у таких
Немаловажное значение имеет
и чувство физического
Самым пагубным образом на
нравственный облик личности в целом
сказывается бедность духовной жизни
родителей, узость их морального и политического
кругозора, что тормозит формирование
познавательных и эмоциональных
потребностей, взглядов, суждений подростка,
так как родители уделяют недостаточное
внимание просвещению своих детей
в вопросах искусства, науки, проблемам
детских взаимоотношений, товарищества
и т.д. Все это создает у подростка
определенный дефицит нравственных
эстетических оценок окружающей действительности,
делает его восприимчивым к
Отклонения в нравственном развитии у некоторой части подростков возникают не сразу, они проходят несколько важных этапов, которые совпадают с их возрастными особенностями.
Условно выделенные этапы отклонений:
Предпосылки отклонений, когда ребенок не получил навыков жизни в коллективе (дошкольный этап);
Возникновение отрицательных тенденций в его нравственном развитии, когда он не воспринимает нормы жизни детского коллектива (младший школьный возраст);
Углубление отрицательных тенденций, когда он начинает выступать против общественных норм поведения (подростковый возраст).
Пробелы и просчеты в нравственном
формировании личности (нравственная
деформация), воздействие отрицательной
микросреды, безнадзорность и порождают
социальную запущенность подростка, которая
проявляется, в его крайнем выражении,
в правонарушениях и
2.2.Межличностные отношения как фактор развития личности подростков.
Через межличностные отношения подросток включается в систему общественных отношений.
Межличностные отношения являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает такой разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориентаций межличностных отношений на интеллектуальное, эмоционально-коммуникативное, и практическое взаимодействие показывает характер отношения человека и групп людей к деятельности как к игре, учебе или труду, корректирует адекватность своего поведения.
Формирование межличностных
отношений связано с рядом
проблем. Одна из причин заключается
в определении условий и
Для общественного функционирования
личности как социальной единицы
необходимо общение в определенных
сферах и кругах общения, соответствующих
ее возрастным особенностям, естественным
потребностям, общепринятым нормам, правилам
и общественным стереотипам поведения.
Система межличностных
Под общением подразумевается процесс интеллектуального и эмоционального обмена между людьми, возникновение развитие межличностных и групповых отношений, определяющих его характер
Общение имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: общение в микросреде (среда личности) и в макросреде, имеющая решающую роль.
Развитие и становление
личности есть результат ее взаимодействия
со средой. Деформация взаимоотношений
подростка с окружающими его
людьми определяет сложность структуры
личности подростка и создает
условия для асоциальной
Испытывание неудовлетворенности
с окружающими его сказывается
на положении личности в обществе.
Групповой статус подростка зависит
от индивидуально-личностных свойств
человека и особенностей коллектива.
Старшие подростки предпочтения
в сфере личных взаимоотношений
отдают в зависимости от отношения
к коллективу, уровня социальной ответственности.
Статус подростка в коллективе оказывает
очень сильное влияние на его
поведение и самосознание, поэтому
неблагоприятное положение в
классном коллективе отрицательно сказывается
на формировании личности подростка, вызывает
у него безразличность или враждебность
к товарищам класса. Такие «изолированные»
подростки, по результатам исследования
недовольны своим положением в классе
и отрицательно относятся к одноклассникам.
Реакция подростка на сложившуюся
неблагоприятную для его
Удовлетворенность личности
подростка своими отношениями с
окружающими является решающим фактором,
определяющим характер общения. Одним
из самых серьезных факторов, определяющих
возникновение девиантного (социально
опасного) общения – несоответствие
значимости сфер общения возрастным
особенностям подростка, который удовлетворяет
свою потребность общения в трех
основных сферах: семьи, группах организованного
и свободного общения. Значимость каждой
сферы характеризует место
Сфера семьи охватывает общение с ближайшими родственниками, проживающими совместно с ним. Недостаточность или отсутствие положительных воздействий со стороны взрослых, частые конфликты с членами семьи, что является одной из причин нарушенного эмоционального равновесия – источник задержки психического развития. В семьях, где разрушены эмоциональные отношения между детьми и родителями подростки не чувствуют себя защищенными, нужными и высказывают отрицательное отношение к семье в целом. Такая семейная обстановка не только не благоприятствует развитию личности подростков, но и обуславливают разные виды отклонений в поведении. Вместе с тем сокращаются контакты подростка не только с родителями, но и с взрослыми. Кажущееся на первый взгляд частое пребывание запущенных подростков с отцами дает им малый поток социально ценной информации, нередко приводит к возникновению антиобщественных навыков, и привычек поведения, к формированию аморальных взглядов.
Намного увеличивается роль внешней среды, роль внесемейного окружения для запущенных школьников, откуда они черпают основную массу сведений о различных сторонах жизни.
Сфера организованного общения состоит из воспитательных коллективов, которые определяются как официальные группы. Именно они представляют микросреду личности в данной сфере общения. Территориально это общение в школе, в спортивных и внешкольных учреждениях и представлено такими организационными единицами как группа, класс и т.д. Взаимодействия подростка с товарищами по группе определенным образом влияют и на формирование его характера, на развитие его творческих способностей, накладывают неизгладимый отпечаток на всю его личность. Благоприятный психологический климат в коллективе не только положительно влияет на каждого его члена, но и является важным фактором повышения производительности труда, повышения успеваемости, качества подготовки специалистов. Психологический климат коллектива зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместности при выполнении коллективной работы. Функционирование каждой группы основывается на общих ценностных ориентациях ее членов. Показателем групповой «сплоченности» является ценностно-ориентационное единство, характеризующее систему взаимоотношений членов группы как совпадение групповых характеристик на значимые для них объекты. У подростков 12 лет наблюдается ярко выраженное стремление к общению с товарищами класса, желание активно участвовать в жизни класса и школы. Двенадцатилетний подросток пытается найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками, которые, в свою очередь, относятся к нему как к своему члену, которого принимают или отвергают. Это характеризует этап, связанный с выделением особой сферы жизни младшего подростка – сферы личных взаимоотношений с товарищами и коллективом класса, являющейся очень важной для него и необходимой. В 13 лет подростки в выборе партнеров ориентируются уже на моральные и деловые качества личности (честность, смелость, воля, трудолюбие и др.). Встречаются мотивировки оказания помощи одноклассникам, появляется потребность внутреннего общения, сопереживания. Для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, подростки понимают необходимость наличия у себя таких качеств, которые характеризуют нравственный облик личности. У старших подростков приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений сказывается на развитии их личности, у них развивается чувство долга и ответственности перед товарищами, формируется потребность в общении, оказании взаимопомощи. Уровень коллективной жизни старших подростков выше, чем у младших, т.к. повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, которая составляет стержень коллективной жизни.