Психология преподования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем…». И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

Оглавление

Введение
1 глава. Характеристика психологии подростка.
1.1Развитие теории подросткового периода
1.2Физиологическое развитие подростков
1.3Развитие мышления в переходном возрасте
2 глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением.
2.1Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
2.2Межличностные отношения как фактор развития личности подростков
2.3Особенности работы с подростками с девиантным поведением
3.Заключение
4.Литература

Файлы: 1 файл

психология 4 курс.docx

— 61.51 Кб (Скачать)

Трудности воспитания могут  возникнуть даже от таких на первый взгляд безобидных особенностей ребенка  как его темперамент. В чистом виде темпераменты практически не встречаются, но они накладывают довольно заметный отпечаток на личность ребенка, на его  поведение и отношение к окружающим. И нет ничего опаснее, как путать особенности темперамента с нравственными  качествами личности.

Для многих подростков с  девиантным поведением характерны иные взгляды и отношение к труду  членов общества вообще, родителей  в частности, чем у подростков, живущих в благополучных семьях. Нередко они затрудняются при  беседе назвать размер заработной платы, место работы и должность родителей. Здесь может сказаться как  незнание ими положения вещей, так  и неловкость за родителей, нерадиво относящихся к своим гражданским  обязанностям, или за тех, кто своим  поведением заслужил осуждение окружающих, не пользуется авторитетом, допускает  аморальные поступки и т.д. Это общая  отличительная черта подростков с девиантным поведением, определяющая в сочетании с др. факторами, слабые или искаженные представления об условиях материальной жизни общества, о труде как источника благосостояния и счастья человека.

Таким образом, подростковый возраст характерен заметным падением уровня общения школьников в семье, как с точки зрения экстенсивности, так и интенсивности. Это очень  активно проявляется в семьях подростков с девиантным поведением, что обусловлено их возрастными  особенностями: стремлением к самостоятельности, потерей авторитета некоторыми группами родителей в связи с возросшей  критичностью ребенка; активными поисками новых связей в других сферах общения.

Для подростков общение с  педагогами связано в первую очередь  с удовлетворением познавательных процессов. У подростков с девиантным поведением общение  же с педагогами крайне незначительно связано с  удовлетворением познавательных интересов  школьников, но характерно высоким  уровнем эмоциональной насыщенности  отношений, носящий негативный характер. Это нотации старших, поучения, выражение  гнева, неудовольствия, либо ответные реакции школьника: грубость, ирония, ненависть.

Многим подросткам с отклоняющимся  поведением известно отрицательное  отношение к себе со стороны большинства  членов классного коллектива, которое  они обнаруживают в процессе общения. Однако потребность в самоутверждении  очень велика, и она толкает  часть из них  на негативные способы  обеспечения себе достойного места  в коллективе, что естественно, порождает  конфликты, разбором которых приходится заниматься педагогам. Таким образом,  при общении подростков в сфере  формальных групп вскрываются следующие  особенности: во-первых, подростки с  девиантным поведением оказываются  в неудовлетворенном положении, так как они начинают осознавать свое неблагополучие в системе коллективных отношений; во-вторых, дефицит социально  ценного общения у таких подростков, возникающий в семье, не только не компенсируется в формальной группе, но и усугубляется, как слабостью  личных отношений с товарищами, так  и связями с педагогами. Общение  с учителями подростков с девиантным поведением, уже односторонне по содержанию, бедное по положительной эмоциональной  окраске, сопровождается преимущественно  негативными реакциями. Проступки  подростков, такие как грубость, нечестность, драки и т.д. есть, преимущественно, реакция на трудности в самоутверждении  и попытка негативными средствами завоевать себе достойное место  в коллективе.

Немаловажное значение имеет  и чувство физического превосходства. Угодничество перед сильными, наглость по отношению к слабым осложняют  недостатки их характера, воспитывает  новые отрицательные черты.

Самым пагубным образом на нравственный облик личности в целом  сказывается бедность духовной жизни  родителей, узость их морального и политического  кругозора, что тормозит формирование познавательных и эмоциональных  потребностей, взглядов, суждений подростка, так как родители уделяют недостаточное  внимание просвещению своих детей  в вопросах искусства, науки, проблемам  детских взаимоотношений, товарищества и т.д. Все это создает у подростка  определенный дефицит нравственных эстетических оценок окружающей действительности, делает его восприимчивым к асоциальным  взглядам, антиэстетическим вкусам, воспитывает  обывательские представления и  формирует привычки, поведение, нежелательное  для общества.

Отклонения в нравственном развитии у некоторой части подростков возникают не сразу, они проходят несколько важных этапов, которые  совпадают с их возрастными особенностями.

 

Условно выделенные этапы  отклонений:

Предпосылки отклонений, когда  ребенок не получил навыков жизни  в коллективе (дошкольный этап);

Возникновение отрицательных  тенденций в его нравственном развитии, когда он не воспринимает нормы жизни детского коллектива (младший школьный возраст);

Углубление отрицательных  тенденций, когда он начинает выступать  против общественных норм поведения (подростковый возраст).

 

Пробелы и просчеты в нравственном формировании личности (нравственная деформация), воздействие отрицательной  микросреды, безнадзорность и порождают  социальную запущенность подростка, которая  проявляется, в его крайнем выражении, в правонарушениях и преступлениях. Эти недостатки и просчеты обычно начинают проявляться в поведении  ребенка довольно рано, но они либо не замечаются, либо им не придается должного значения. Отклонения в поведении подростков, носящие общественно опасный характер и граничащие с преступлениями, нередко не пресекаются, что порождает безнаказанность и пренебрежение к соблюдению нравственных элементарных и моральных норм.  Под влиянием различных факторов постепенно складываются антиобщественные установки личности несовершеннолетнего правонарушителя.

 

2.2.Межличностные отношения как фактор развития личности подростков.

 

Через межличностные отношения  подросток включается в систему  общественных отношений.

Межличностные отношения  являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них  и благодаря им деятельность человека предстает такой разнообразной  и развивающей. Относительное преобладание ориентаций межличностных отношений  на интеллектуальное, эмоционально-коммуникативное, и практическое взаимодействие показывает характер отношения человека и групп  людей к деятельности как к  игре, учебе или труду, корректирует адекватность своего поведения.

Формирование межличностных  отношений связано с рядом  проблем. Одна из причин заключается  в определении условий и личностных качеств, делающих одного человека популярнее другого. Выявление факторов, определяющих популярность-непопулярность личности в коллективе, дает возможность  прогнозировать характер развития межличностных  отношений. Важной в этом плане является информация о том, кто в коллективе отвергается, какие качества личности определяют этот эффект отношений, что  можно сделать для снятия негативных установок членов коллектива. Следующей  проблемой выступает исследование межличностных притяжений и симпатий на разных уровнях взаимосвязанности, от приятельских и дружеских отношений  до супружеских. Противоречие между  поиском себя подобного, ориентации на симпатии и столкновение с непохожими – вот источник постоянного развития межличностных отношений. Неадекватное ожидание в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к  распаду межличностных отношений. Специфика межличностных отношений  в коллективе, возрастно-половые, профессиональные и другие особенности его членов определяют критерии и эталоны, использующиеся субъектами в выборе партнеров для  общения. Существенным фактором, определяющим характер межличностных отношений, является половое различие и особенности  отношений в однополых и разнополых парах, группах. Когда эти два  компонента отношений дополняют  друг друга - межличностные отношения  уравновешиваются.

Для общественного функционирования личности как социальной единицы  необходимо общение в определенных сферах и кругах общения, соответствующих  ее возрастным особенностям, естественным потребностям, общепринятым нормам, правилам и общественным стереотипам поведения. Система межличностных отношений, отражая форму и содержание общения, обеспечивает социализацию личности в  различных сферах ее общения.

Под общением подразумевается  процесс интеллектуального и  эмоционального обмена между людьми, возникновение развитие межличностных  и групповых  отношений, определяющих его характер  

Общение имеет две взаимосвязанные  и взаимообусловленные стороны: общение в микросреде (среда личности) и в макросреде, имеющая решающую роль.

Развитие и становление  личности есть результат ее взаимодействия со средой. Деформация взаимоотношений  подростка с окружающими его  людьми определяет сложность структуры  личности подростка и создает  условия для асоциальной направленности поведения.

Испытывание неудовлетворенности  с окружающими его сказывается  на положении личности в обществе. Групповой статус подростка зависит  от индивидуально-личностных свойств  человека и особенностей коллектива. Старшие подростки предпочтения в сфере личных взаимоотношений  отдают в зависимости от отношения  к коллективу, уровня социальной ответственности. Статус подростка в коллективе оказывает  очень сильное влияние на его  поведение и самосознание, поэтому  неблагоприятное положение в  классном коллективе отрицательно сказывается  на формировании личности подростка, вызывает у него безразличность или враждебность к товарищам класса. Такие «изолированные»  подростки, по результатам исследования недовольны своим положением в классе и отрицательно относятся к одноклассникам. Реакция подростка на сложившуюся  неблагоприятную для его развития ситуацию довольно разнообразна. В  младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации  неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или  ухода). Для старших подростков более свойственны такие формы  негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные  действия негативного характера), реакция  отказа (неподчинение требованиям), реакция  изоляции (стремление избежать нежелательных  контактов). Это положение должно исправляться педагогом путем устранения причин, которые ведут к тому, что «изолированной» подросток  стоит в стороне коллектива, пренебрегает его целями, нормами поведения. Для  этого педагогу необходимо ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений  в классном коллективе.

Удовлетворенность личности подростка своими отношениями с  окружающими является решающим фактором, определяющим характер общения. Одним  из самых серьезных факторов, определяющих возникновение девиантного (социально  опасного) общения – несоответствие значимости сфер общения возрастным особенностям подростка, который удовлетворяет  свою потребность общения в трех основных сферах: семьи, группах организованного  и свободного общения. Значимость каждой сферы характеризует место общения, его длительность, основные виды деятельности обучающихся, находится в прямой зависимости от возраста ребенка, его  индивидуальных особенностей, социального  окружения.

Сфера семьи охватывает общение  с ближайшими родственниками, проживающими совместно с ним. Недостаточность  или отсутствие положительных воздействий  со стороны взрослых, частые конфликты  с членами семьи, что является одной из причин нарушенного эмоционального равновесия – источник задержки психического развития. В семьях, где разрушены  эмоциональные отношения между  детьми и родителями подростки не чувствуют себя защищенными, нужными  и высказывают отрицательное  отношение к семье в целом. Такая семейная обстановка не только не благоприятствует развитию личности подростков, но и обуславливают разные виды отклонений в поведении. Вместе с тем сокращаются контакты подростка  не только с родителями, но и с  взрослыми.  Кажущееся на первый взгляд частое пребывание запущенных подростков с отцами дает им малый  поток социально ценной информации,  нередко приводит к возникновению  антиобщественных навыков, и привычек поведения, к формированию аморальных взглядов.

Намного увеличивается роль внешней среды, роль внесемейного окружения  для запущенных школьников, откуда они черпают основную массу сведений о различных сторонах жизни.

Сфера организованного общения  состоит из воспитательных коллективов, которые определяются как официальные  группы. Именно они представляют микросреду личности в данной сфере общения. Территориально это общение в  школе, в спортивных и внешкольных  учреждениях и представлено такими организационными единицами как  группа, класс и т.д. Взаимодействия подростка с товарищами по группе определенным образом влияют и на формирование его характера, на развитие его творческих способностей, накладывают неизгладимый отпечаток на всю его личность. Благоприятный психологический климат в коллективе не только положительно влияет на каждого его члена, но и является важным фактором повышения производительности труда, повышения успеваемости, качества подготовки специалистов. Психологический климат коллектива зависит от личности руководителя, компетентности исполнителей и их совместности при выполнении коллективной работы. Функционирование каждой группы основывается на общих ценностных ориентациях ее членов. Показателем групповой «сплоченности»  является ценностно-ориентационное единство, характеризующее систему взаимоотношений членов группы как совпадение групповых характеристик на значимые для них объекты. У подростков 12 лет наблюдается ярко выраженное стремление к общению с товарищами класса, желание активно участвовать в жизни класса и школы.  Двенадцатилетний подросток пытается найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками, которые, в свою очередь, относятся к нему как к своему члену, которого принимают или отвергают. Это характеризует этап, связанный с выделением особой сферы жизни младшего подростка – сферы личных взаимоотношений с товарищами и коллективом класса,  являющейся очень важной для него и необходимой. В 13 лет подростки  в выборе партнеров ориентируются уже на моральные и деловые качества личности (честность, смелость, воля, трудолюбие и др.). Встречаются мотивировки оказания помощи одноклассникам, появляется потребность внутреннего общения, сопереживания. Для того, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, подростки понимают необходимость наличия у себя таких качеств, которые характеризуют нравственный  облик личности. У старших подростков приобретаемый опыт коллективных взаимоотношений сказывается на развитии их личности, у них развивается чувство долга и ответственности перед товарищами, формируется потребность в общении, оказании взаимопомощи. Уровень коллективной жизни старших подростков  выше, чем у младших, т.к. повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, которая составляет стержень коллективной жизни.

Информация о работе Психология преподования