Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

Цель реферата: познакомиться с психологией малых групп.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
Изучить понятие «малая группа»
Рассмотреть классификацию малых групп
Познакомиться с основными направлениями исследования малых групп

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Определение малой группы и ее границы ……………………………4
Глава 2. Классификация малых групп ………………………………………….9
Глава 3. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии……………………………………….………………...15
Заключение ……………………………………………………………………...18
Список литературы ……………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат малая группа.docx

— 42.93 Кб (Скачать)

Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту  дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и  неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Несмотря на некоторую  нечеткость терминологии, обнаружение  самого наличия двух структур в малых  группах имело очень большое  значение. Оно было уже подчеркнуто  в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Таким образом, и вторая из традиционно сложившихся классификаций  малых групп не может считаться  строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур является полезной для развития представлений о природе групп.

Третья классификация  малых групп различает группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм. В отечественной социальной психологии референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется еще как бы промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид. И такое толкование имеет определенное значение, но, по-видимому, в данном случае следует говорить не о «референтных группах», а о «референтности» как особом свойстве отношений в группе, когда кто-то из ее членов выбирает в качестве точки отсчета для своего поведения и деятельности определенный круг лиц.

Деление на группы членства и референтные группы открывает интересную перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков: выяснить вопрос, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свою привлекательность для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой. [2]

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом: диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности; ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; коллектив — взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных  групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной  «паутины» Интернета.

Особо благоприятное значение для членов группы, их социализации, самоактуализации и самоутверждения, а также успехов совместной деятельности имеет группа, находящаяся на высоком уровне социально-психологического развития и характеризующаяся как коллектив. Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями (групповыми нормами, коллективным мнением, настроениями, традициями и обычаями и пр.), деловыми и товарищескими взаимоотношениями, доброжелательностью, дружбой, товариществом, взаимопомощью, согласованностью действий, коллективизмом, эмоциональным подъемом, высокой групповой идентифицированностью членов, умением их сочетать личные отношения с коллективными, настроениями удовлетворенности членством в коллективе и гордостью за принадлежность ему. В коллективе присутствует чувство чести коллектива, необходимости уважать, беречь и укреплять его. [3]

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии

 

       Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной.

Исходная точка анализа датируется 1897 г. В этом году американский психолог Н. Триплет опубликовал Результаты экспериментального исследования, в  котором сравнивал эффективность  индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. В 20-е годы в Германии В. Меде и  в США Ф. Оллпорт во многом продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом. Кроме того, Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы.

Согласно Ф. Оллпорту, реально существовали лишь отдельные индивидуумы; что же касается групп, то они трактовались им как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Подчеркивалось также, что «групповое сознание» не отражает ничего кроме сходства между сознаниями индивидуумов. Последние не могли быть частями группы, поскольку последняя, как утверждалось, существует лишь в сознании людей.

Свой отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт мотивировал отсутствием адекватных методов исследования.

Со временем в процессе накопления научных знаний и в связи с  прогрессом техники исследования подобная точка зрения на природу группы была преодолена и возобладающим стало представление о группе как некоторой социальной реальности, качественно отличной от составляющих ее индивидуумов.

Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится  к периоду 30-х — началу 40-х годов  и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками  разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.

Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин.

Он явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены  знаменитые опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства и оригинальное исследование изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии.

Из школы К. Левина вышли многие ведущие западные специалисты в  области психологии малых групп, а основанный им исследовательский  Центр групповой динамики при  Мичиганском университете (США) является крупнейшим на Западе.

Вторая мировая война явилась  переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в  этот период с особой остротой встал  вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, о поисках эффективных приемов  управления группами.

В первое послевоенное двадцатилетие  оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие  теоретические подходы, а экспериментальные (главным образом лабораторные) парадигмы  достигли высокой степени совершенства.

Иной характер носили следующие  полтора десятилетия. Происходил бурный рост исследований.

Со второй половины 70-х годов  в подходе к изучению группы делается акцент на поведении личности в группе, больший интерес к диадным отношениям, нежели к выявлению собственно групповых характеристик, в сфере конкретной эмпирической работы — преобладание лабораторного экспериментирования над работой с естественными группами в реальных жизненных ситуациях.

К началу 70-х годов зарубежные авторы выделяли несколько крупных подходов, в той или иной мере определивших развитие групповой психологии.

Социометрическое направление  в изучении малых групп связано  с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возникает в литературе по поводу ограниченностей социометрического метода, требует краткого напоминания сути концепции. Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

На основании применения этой методики возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях. [4]

 

Заключение

    

    Подводя итог выше сказанному, надо отметить, что все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку - веку нынешнему. И за этот короткий срок науке удалось добиться весьма обнадеживающих результатов. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Ведь человек не может не состоять в какой-либо группе, он всегда взаимодействует с обществом. Индивид часто свои нормы и ценности сравнивает с воспринимаемым поведением другого индивида или с внешними проявлениями деятельности группы. Таким образом,  все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности.

     В данной  работе было выбрано более  общее определение малых групп,  а также описано о том, что является основанием классификации малых групп, кто впервые предложил такое деление, и какое значение имеет та или иная классификация в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. http://works.tarefer.ru/70/100164/index.html

2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М: Аспект Пресс, 2010-355c

3. http://www.referater.ru/works/206/4182.html

4. http://www.referat.ru/referats/view/8920

 

 


Информация о работе Психология малых групп