Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 01:47, реферат

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным,

многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного

междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-

психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его

психической, духовной жизнедеятельности.

Оглавление

|Введение.

|1. Соотношение понятий «человек», «индивид»,

|«индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в

|психике человека. Проблема личности в отечественной и

|зарубежной психологии.

|2. Психологическая структура личности: соотношение

|биологического и социального.

|3. Активность личности. Связь личности с деятельностью.

|Формирование и развитие личности.

|Заключение.

|Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 32.90 Кб (Скачать)

развитие личности. 

Основной источник активности личности – это потребности.

Все стороны  личности  проявляются  в  деятельности,  и  именно  потребности

заставляют действовать  человека.

Потребность  –  это  побуждение  к  деятельности,   которая   осознается   и

переживается  человеком, как нужда в чем-то,  или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

    V Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование

      человека в пище, одежде, отдыхе,  жилище  и  т.д.  Это  биологические

      потребности, но они отличаются  от потребностей  животных,  Способ  их

      удовлетворения у человека носит  общественный характер.

    V  Духовные  или  социальные  потребности  (чисто  человеческие).   Это

      потребность в; словесном общении  с другими людьми, в знаниях  культуры

      (чтение книг, посещение театров,  музыка и т.д.).

    V Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

    Нормальное  состояние человека (если  только  он  не  спит)  –  активное,

    деятельное.

    Активность  бывает:

    V Внешней (движение, мышечные усилия).

    V Внутренней (психическая активность),  которая наблюдается даже   у

      неподвижного человека, когда он  размышляет, читает, что-то вспоминает

      и т.д. 

    Деятельность  – активность человека направленная  на  удовлетворение  его

    собственных  потребностей, а также требований  к нему со стороны  общества

    и  государства.

    Без  деятельности невозможна человеческая  жизнь:

    V В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

    V Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.

    V  В  процессе  деятельности  создаются   духовные   продукты:   наука,

      литература, живопись, музыка.

    V Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

    V Деятельность  человека формирует и изменяет  его самого.

    Для  всякой деятельности необходимы  психические процессы:

    V Внимание.

    V Память.

    V Мышление.

    V Воображение.

    С  другой стороны все эти психические  процессы формируются и  развиваются

    в  деятельности, такова взаимосвязь  психических процессов и деятельности.

    Различают  три основных вида деятельности:

    V Учебную.

    V Трудовую.

    V Игровую.

    Они  отличаются друг от друга по:

    V Результатам.

    V Мотивам.

    V Организациям. 
 

    Труд  основной вид  деятельности  и  его  результатом  является  создание

    общественно-полезного продукта (заводская и  с/х  продукция,  написанная

    книга,  музыка и т.д.)

    Творческая  деятельность  –  ее  результатом   является  создание  нового

    оригинального  продукта  высокой  общественной   ценности   (техническое

    изобретение,   создание   нового   музыкального   или    художественного

    произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует  наличия  способностей,  глубоких  знаний,  большого  интереса  к

делу, но главным  образом – напряженный  труд,  настойчивость  и  упорство  в

преодолении препятствий.

Ошибочно  мнение,  что  талантливому  человеку  все  достается  без   труда.

Наоборот многие  талантливые  люди  подчеркивали,  что  дело  не  столько  в

способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

                            «Вдохновение – это  такая   гостья,  которая  не

                             любит            посещать             ленивых».

                                  Чайковский.

Учение -  деятельность,  направленная  на  приобретение  знаний,  умений,  и

навыков,  необходимых  для  широкого  образования  и  последующей   трудовой

деятельности.

Учение  дает  полезный  продукт  лишь  на  производственной  практике,   при

обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и  мотивы этих видов деятельности:

V Мотивом труда  является осознание общественной  необходимости.

V Игра мотивированна  интересом. 

Различны и  организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются  в  специально  организованной  форме,  т.е.  в

определенное  время и в определенном месте.

Игра связана  со свободной организацией,  ребенок  играет  в  отведенное  для

этого время  как хочет и сколько хочет.

Человеку почти  в любом возрасте свойственны  все три вида деятельности, но  в

разные периоды  жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель – то ради чего действует человек.

Мотив – то почему, он так действует.

Составную часть  или  отдельный  акт  деятельности  называют  действием.  Они

состоят из движений:

                     Деятельность ( Действия ( Движения

Например: пошить пальто – деятельность, которая  складывается  из  отдельных

действий (снятие мерок,  раскрой,  сметывание,  примерка  и  т.д.)  все  эти

действия состоят  из  отдельных  движений,  которые  диктуются  сигналами  из

окружающего мира.

Действия  бывают  вполне  осознанными  и  не   вполне   осознанными,   когда

недостаточно  осознана цель, последовательность движений  и  контроль.  Такие

мало  осознанные  действия  производятся  под  влиянием  сильных  чувств   и

называют импульсивными.

 Различают  практические и  умственные  действия.  Они  тесно  связаны   между

содой.

    Интерес  –  избирательное  отношение   личности  к  объекту,  в   силу  его

    эмоциональной  привлекательности. 
 

    Бывают  разные виды интересов:

    V  Материальные  –   стремление   к   жилищным   условиям,   удобствам,

      гастрономическим  изделиям,  одежде  и  т.д.   Эти   интересы   могут

      перерастать  в  уродливые   формы   стяжательства   (накопительства),

      типичный 

      пример  -  Плюшкин.

    V Духовные  – характеризуют  высокий   уровень  развития  личности.  Это,

      прежде всего познавательные интересы.

    V Непосредственный  – интерес к самому процессу  деятельности:  процессу

      познавания, труда, творчества.

    V Опосредованный  – интерес  к  результатам   деятельности.  Например:  к

      приобретению профессии,  служебному  и  общественному  положению   или

      материальным результатам труда.

    V  Пассивный -  интерес созерцательный, когда   человек  ограничивается

      наблюдением интересующего объекта  (футбол, хоккей по TV).

    V Активный  – интерес действенный, когда   человек  действует,  овладевая

      объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости  от широты  и  глубины  интереса,  находится  уровень  развития

личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший  фактор социализации человека и его  становления.  Среда  —

это окружение, условия, обстоятельства, в которых  растет, живет  и  работает

человек.

Выделяют:

V  Микросреду  —  контактное,  т.е.  непосредственное  окружение   человека

   (родители, воспитатели, родственники, школа,  «улица» и т.п.);

V  социальную  среду  —  конкретные   общественные   отношения,   традиции,

   нравственные  и правовые устои, при которых  рождается и живет человек;

V естественную  среду — определенные климатические,  географические  условия,

   формирующие  этнопсихологические особенности  личности.

наследственность  — генетическая  передача  определенных  качеств  и  свойств

личности от поколения к поколению;

Обучение, воспитание, образование;

Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

   Можно  иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной   среде,

получить  квалифицированных  учителей,  но   оставаться   при   этом   умной

ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит  становление

и развитие личности. 

Заключение. 

Проблема личности - проблема необъятная, значимая  и  сложная,  охватывающая

огромное поле исследований. Понятие личности относится  к числу сложнейших  в

человекознании. До сих пор ещё не  сложилось достаточно  обоснованного  и

общепринятого   определения   многозначность   содержания   этого    понятия

обусловлена  многоаспектностью   проявлений   личности,   многообразием   её

становления  и  развития.  Но   конституирующий   характеристикой   личности

человека является его субъективность. Взгляд на личностное  в человеке  как

проявление его  субъективности не является  прерогативой  философской  мысли.

Такое  представление  о  личности  в  психологии,  социологии,   педагогике;

литература. Искусство, политика, да и  сам  язык  обыденной  жизни  наделяют

личность силой  активности. Кто не активен. Тот обезличен.  В  этом  сходятся

научные и интуитивные  концепции личности  в  сознании  людей.  «То  чего  не

достаёт рабу, -  писал  Гегель-  это признания его личности;  принцип же

личности есть всеобщность. Господин рассматривает  раба не  как  личность,  а

как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб  не числится  «Я»,  его  «

Я» есть господин».

Личность есть господин самого себя, - такова максима  ценностного  осмысления

Информация о работе Психология личности