Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 01:47, реферат
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным,
многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного
междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-
психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его
психической, духовной жизнедеятельности.
|Введение.
|1. Соотношение понятий «человек», «индивид»,
|«индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в
|психике человека. Проблема личности в отечественной и
|зарубежной психологии.
|2. Психологическая структура личности: соотношение
|биологического и социального.
|3. Активность личности. Связь личности с деятельностью.
|Формирование и развитие личности.
|Заключение.
|Литература.
развитие личности.
Основной источник активности личности – это потребности.
Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности
заставляют действовать человека.
Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и
переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.
Потребности бывают:
V Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование
человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические
потребности, но они
удовлетворения у человека
V Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это
потребность в; словесном
(чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
V Очень важное значение имеет потребность в труде.
Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.
Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное,
деятельное.
Активность бывает:
V Внешней (движение, мышечные усилия).
V Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у
неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает
и т.д.
Деятельность
– активность человека
собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества
и государства.
Без
деятельности невозможна
V В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
V Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
V В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука,
литература, живопись, музыка.
V Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
V Деятельность человека формирует и изменяет его самого.
Для
всякой деятельности
V Внимание.
V Память.
V Мышление.
V Воображение.
С
другой стороны все эти
в
деятельности, такова взаимосвязь
психических процессов и
Различают
три основных вида
V Учебную.
V Трудовую.
V Игровую.
Они отличаются друг от друга по:
V Результатам.
V Мотивам.
V Организациям.
Труд основной вид деятельности и его результатом является создание
общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная
книга, музыка и т.д.)
Творческая деятельность – ее результатом является создание нового
оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое
изобретение, создание нового музыкального или художественного
произведения, выведение новых сортов и т.д.)
Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к
делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в
преодолении препятствий.
Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда.
Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в
способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).
«Вдохновение – это такая гостья, которая не
любит посещать ленивых».
Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и
навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой
деятельности.
Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при
обучении профессии.
Игра не дает
общественно значимого
Различны и мотивы этих видов деятельности:
V Мотивом труда
является осознание
V Игра мотивированна
интересом.
Различны и организация этих видов деятельности.
Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в
определенное время и в определенном месте.
Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для
этого время как хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в
разные периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:
Цель – то ради чего действует человек.
Мотив – то почему, он так действует.
Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они
состоят из движений:
Деятельность ( Действия ( Движения
Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных
действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти
действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из
окружающего мира.
Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда
недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие
мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и
называют импульсивными.
Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между
содой.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его
эмоциональной
привлекательности.
Бывают разные виды интересов:
V Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам,
гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут
перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства),
типичный
пример - Плюшкин.
V Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это,
прежде всего познавательные интересы.
V Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу
познавания, труда, творчества.
V Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к
приобретению профессии, служебному и общественному положению или
материальным результатам
V Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается
наблюдением интересующего
V Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая
объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития
личности.
К основным факторам формирования личности относятся:
Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда —
это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает
человек.
Выделяют:
V Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека
(родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
V социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции,
нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
V естественную
среду — определенные
формирующие
этнопсихологические
наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств
личности от поколения к поколению;
Обучение, воспитание, образование;
Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.
Можно
иметь хорошую
получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной
ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление
и развитие личности.
Заключение.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая
огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в
человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и
общепринятого определения многозначность содержания этого понятия
обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её
становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности
человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как
проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.
Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют
личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся
научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не
достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же
личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а
как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его «
Я» есть господин».
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления