Психология. Этология как одно из направлений изучения психики животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 07:49, реферат

Краткое описание

Этология сформировалась как самостоятельное направление в середине 30-х годов XX столетия. Она была ориентирована на изучение поведения животного в естественной для него среде, причем преимущественно его инстинктивных, генетически детерминированных компонентов. Этология возникла на основе данных, накопленных зоологией (в основном орнитологией), и руководствовалась принципами эволюционного учения. Ведущая роль в создании и оформлении ее как самостоятельной науки принадлежит австрийскому ученому К. Лоренцу, а также голландцу Н. Тинбергену.
В данной контрольной работе рассмотрим предмет и задачи, а также основные направления этологии.

Оглавление

Введение
1 Предмет и задачи этологии
2 Методы этологии - наблюдение и эксперимент
3 Общие направления этологии
4 Теория инстинкта К. Лоренца
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология. Этология как одно из направлений изученияпсихики животных.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

       После сбора фактического материала начинается этап толкования полученных данных, формулировки теорий. (Часто выдвижение гипотез  предшествует сбору фактического материала). И на этом этапе перед всеми  исследователями, изучающими животных ( будь это “классические” этологи  или “классические” зоопсихологи), встает крупная проблема : как избежать антропоморфизма.       

       Антропоморфизмом  называют тенденцию наделять животных человеческими качествами, которых  они не имеют.  Антропоморфизм - проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на предмет изучения.

       Тенденция, противоположная антропоморфизму - териоморфизм - то есть наделение человека свойствами животных, также не специфична для этологии, а известна из древности  и вытекает из противоположного проекции качества психики - интроекции, то есть склонности человека идентифицировать себя с внешним объектом.        

       С антропоморфизмом, то есть с чрезмерной тенденцией наделять животных человеческими  качествами, боролся еще в конце  прошлого века  исследователь поведения  животных Ллойд-Морган. В 1900 году он опубликовал  труд “Введение в сравнительную  психологию”, в котором сформулировал  “закон экономии”, или “канон Ллойда Моргана”, который гласит: “то или иное действие нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической способности, если его можно объяснить на основе способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале”. Это утверждение является частным случаем утверждения, носящего название “бритва Оккама” (иногда - “лезвие Оккама”), по имени средневекового английского философа Вильяма Оккама. На современном языке принцип Оккама формулируют следующим образом: “То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего”, или “Без необходимости не следует утверждать многого”, или “Не следует множить сущности”, или “из двух объяснений следует выбирать наиболее простое”.       

       Позднее Морган расширил “закон экономии”, показав, что границы применения “закона  экономии” следует уточнять в  каждом отдельном случае: “правило никак не исключает взгляда на определенное действие как на результат  высших мыслительных процессов, если мы уже располагаем независимым  доказательством их присутствия  в действующем агенте”.

       Крайнюю позицию в борьбе против антропоморфизма  занял сторонник “закона экономии”  Жак Леб. Позднее его взгляды  были названы советскими психологами  “плоским эволюционизмом” или ”монизмом  снизу”. Леб стирал всякую грань  между человеком и животными  и представлял процесс эволюции как цепь только количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов, которые он определял  как “вынужденные движения”. Поведение, по Лебу, можно интерпретировать как  результат прямого физического  или химического воздействия  стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого, действуют на животных таким же простым способом, как  и на растения.

                  

       Почему  такие крайние взгляды получили своих сторонников? Распространение  “монизма снизу” было следствием неприятия  интроспекционистских позиций в  психологии, которые отождествляли  психику с явлениями сознания. Интроспекционизм - взгляд внутрь. Интроспекционисты  полагали. что при некоторой тренировке человек способен осознавть свои психические процессы и сообщать о них. Поведение животных также  должно было интерпретироваться в системе  понятий умственной деятельности. Интроспекционист Титченер писал, что когда психолог пытается понять умственные процессы ребенка, или собаки или насекомого, проявляемые в поведении, он должен опираться на собственный ум как  единственное средство интерпретации  ума другого организма.          

       Против  подобного антропоморфизма (или  “монизма сверху”) и выступал Жак  Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и  Павлов со своими последователями.          

       В бихевиоризме единственной научной  реальностью и предметом психологии было объявлено поведение. Под  поведением понимали лишь совокупность реакций организма в ответ на определенную стимуляцию. Единицей поведения считался навык, состоящий, по Уотсону, из “серии определенных дуг, начинающихся в рецепторе и кончающихся в эффекторе”. Дальнейшее развитие бихевиоризма довело подобный “монизм снизу” до крайних позиций. “Нам ничего не нужно для объяснениея поведения, кроме обычных законов физики и химии”, - писал Уотсон.

4 Теория инстинкта К. Лоренца

          

                  В ХХ веке интерес к изучению инстинкта появился после публикации работ австрийского этолога Конрада Лоренца. Лоренц подразумевал под инстинктом специфичный для данного вида животных комплекс фиксированных действий (КФД). Слово “фиксированный” подчеркивает стереотипный и законченный характер инстинктивных движений животных.

            Наблюдая поведение животных, К.  Лоренц и его последователь,  голландский этолог Николаус  Тинберген, заметили, что животные  реагируют инстинктивно на специфические  стимулы, поступающие из внешней  среды. Стимулы, запускающие КФД,  в этологии называют “знаковыми  стимулами”, “стимул-объектами”, “релизерами”, или “сигнальными раздражителями”.

          Тинберген сделал вывод о том,  что животные как бы “слепнут”  в отношении всех признаков  объекта внешнего мира, кроме  одного признака, выступающего сигнальным  раздражителем.          

         Пользуясь этологической терминологией,  можно сказать, что в процессе  осуществления видоспецифической  реакции “отражение” становится  неадекватным (несоответствующим), бедным, схематичным.  Отечественный этолог  К. Э. Фабри объясняет “поверхностность  и ограниченность отражения окружающего  мира в процессе инстинктивного  поведения следующим образом:  “Примитивность психического отражения  на завершающей фазе инстинктивных  действий является следствием  бедности самой моторики в  этой фазе. Как мы знаем, двигательная  активность, направленная на окружающую  среду, является источником познания  этой среды. Однако столь стереотипные  движения со столь ограниченной, специальной функцией, какими являются  инстинктивные движения, врожденные  двигательные координации, не  могут служить сколько-нибудь  пригодной основой для познания  окружающего мира”.           

       Для изучения знаковых стимулов этологи  используют модели - искусственные  объекты, обладающие характерными признаками стимулов. Этологи создали модели,  преувеличивающие, утрирующие  “знаковые” признаки релизеров. Такие релизеры, более эффективные в отношении  запуска КФД, чем природные стимулы, назвали “сверхоптимальными”.

       Для объяснения механизмов действия врожденного  поведения К. Лоренцем была предложена теория, получившая название “концепции растормаживания”. Согласно этой теории, в организме постоянно имеется  готовность к осуществлению различных  КФД, но внешнее проявление инстинктов блокируется, то есть подавляется процессами активного торможения, исходящими из центральной нервной системы (ЦНС).

       Тинберген развил теорию Лоренца. Он высказал предположение, что центры инстинктов организованы по иерархическому принципу (принципу господства-подчинения). Энергия, ответственная  за более высокий в иерархическом  ряду тип активности, например, за размножение, будет вызывать ряд подчиненных  активностей, таких, как строительство  гнезда, брачное, а затем и родительское поведение.

       Суммируя  изложенное выше, перечислим основные положения теории инстинктивного поведения  Лоренца-Тинбергена:

       1) каждому инстинкту соответствует  своя энергия;

       2) регуляцию каждого инстинкта  осуществляет определенный участок   мозга - центр инстинкта;

       3) центры инстинктов организованы  по иерархическому принципу; “включение”  более высокого центра ведет  за собой автоматическое “включение”  подчиненных центров; 

       4) “запуск” инстинктивных действий  подавляется тормозными процессами;

       5) растормаживание центров инстинктов  происходит либо под действием  сигнальных раздражителей (релизеров), либо самопроизвольно;

       6) осуществление инстинктивных действий  приводит к самоистощению данной  активности  на определенный срок;

       7) величина порога чувствительности  к релизерам данной инстинктивной   активности обратно пропорциональна  давности осуществления этой  активности.

       Этология  достигла значительных успехов в  последние годы,  опираясь на классические  исследования  К.  фон  Фриша,  К.Лоренца  и  Н.Тинбергена. Целый ряд исследований был посвящен ритуальному  поведению (брачное,  территориальное и игровое поведение). Этологическая школа К.Лоренца с  самого  начала  уделяла  значительное внимание социальным взаимодействиям между индивидами. Лоренц сумел показать,  как эволюция формирует цепочки социальных связей,  так что последовательность действий одного индивида коэволюционирует с ответными действиями другого (других). Атакующее движение из репертуара агрессивного поведения становится пусковым механизмом для, на первый взгляд,  неуместных поведенческих реакций других индивидов, например, для ритуалов ухаживания за особью противоположного пола. Популярность работ Лоренца усилила интерес к ритуальным сигналам доминирования и подчинения, которые регулируют многие социальные взаимодействия  у позвоночных животных.

Заключение

       Этология  развивалась сначала как альтернатива строго лабораторной науке - сравнительной психологии. Первоначально, вплоть до 60-х гг. XX века, между приверженцами этих наук существовала достаточно активная

Заключение

       Этология  развивалась сначала как альтернатива строго лабороторной науке – сравнительной  психологии. Первоначально, влость до 60-х гг XX века, между приверженцами этих наук существовала достаточно активная конфронтация, однако со временем были предприняты вполне удачные попытки синтеза этих направлений с целью создания общей науки о поведении животных. Одной из наиболее полных и до сих пор не устаревших книг по поведению животных является монография Р. Хайнда (1975), целью которой было именно непротиворечивое изложение огромного количества данных, накопленных учеными разных направлений.

  • Основными проблемами, которые подлежат изучению в этологии, являются:
    1. Приспособительное значение поведения.
    2. Индивидуальное развитие поведения.
    3. Эволюция поведения.
    4. Общественное поведение животных.
    5. Структура поведенческого акта.
  • Круг основных проблем, которые должна изучать этология, наиболее четко очертил Н. Тинберген. Анализ поведенческого акта, по мнению этого ученого, можно считать полноценным, если после разностороннего описания его феноменологии исследователь получит возможность ответить на следующие 4 вопроса:
    • Какие факторы регулируют проявление данного поведения?
    • Каков способ его формирования в онтогенезе?
    • Каковы пути его возникновения в филогенезе?
    • В чем состоят его приспособительные функции?

       Эти знаменитые "4 вопроса Тинбергена" фактически являются лаконичной формулировкой теоретической основы всей современной науки о поведении. Для полноценного ответа на эти вопросы исследование должно базироваться на количественной оценке данных с анализом результатов в сравнительном аспекте и с обязательным учетом экологической специфики вида; необходимо также анализировать филогенетические корни и особенности онтогенеза данной формы поведения.

Список  литературы

  1. Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный  стандарт XXI)
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 660 с.
  3. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2007. – 538 с.

Список  литературы

      Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный  стандарт XXI)

Список  литературы

 
     
  1. Общая психология: Учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева и  Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI)
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 660 с.
  3. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник / Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2007. – 538 с.

Информация о работе Психология. Этология как одно из направлений изучения психики животных