Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа
Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ними задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.
1.Психология деловой женщины
1.1 Характерные психологические особенности современной женщины
1.2 Психологические черты женщины-руководители
1.3 Классификация женщин-руководителей
1.4 Образ деловой женщины
1.5 Мнение психологов о женщинах-руководителях
16 Быть или не быть руководителем?
1.7 Как становятся женщиной-руководителем
1.8 Портрет идеальной «леди-босс»
1.9 Женщина при должности
1.10 Женщина-руководитель на работе и дома
2.Особенности женского мышления
2.1 Мотивация женщин-руководителей
2.2 Что думают мужчины и женщины о руководителе-женщине
2.3 Отличия мужского и женского стиля руководства
2.4 Плюсы женщины-руководителя
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Распространено
правило холодной воды: руководителя-новичка,
не имеющего особой подготовки и плохо
представляющего процесс
Среди различных видов профессиональной подготовки руководителей эффективна система работы с молодыми специалистами на предприятии. Она включает освоение теоретических и практических основ руководства по определенной программе и стажировку на руководящих должностях во вспомогательных и основных цехах, в заводоуправлении.
Для реальной проверки своих способностей, а также приобретения практических знаний, навыков и умений полезна стажировка, имеющая несколько разновидностей:
стажировка рядом с умелым руководителем;
стажировка в отсутствии руководителя;
разовая стажировка.
После стажировки при назначении на должность руководителя человек уже знаком в какой-то мере с профессией и действует более уверенно и компетентно.
Четвертая ситуация.
Самостоятельная женщина-
Женщины или сами создавали фирмы и ставили их на ноги, или же получали их в наследство и успешно продолжали уже начатое дело. Однако эти женщины-предприниматели по отношению к женщинам, сделавшим карьеру, имеют огромное преимущество: им не надо было «пробиваться» наверх. С первого дня они были шефами и поэтому могли позволить себе быть одновременно и руководителем, и женщиной. Наше так часто критикуемое современное общество имеет огромное преимущество; каждый прилежный и ориентированный на успех человек может и без капитала стать самостоятельным и преуспеть в собственном деле!
1.8 Портрет идеальной «леди-босс»
Это яркая личность,
она женственна, не жестока и не
холодна, интеллектуально и физически
активна, решения принимает сама,
но прекрасно улавливает настроения
других; ей несвойственна мелочная
опека подчинённых. Она готова рисковать,
целеустремлённа, уверенна в себе, достойно
реагирует на критику, замечания
и даже оскорбления. Умеет оперативно
переключаться с одной
1.9 Женщина при должности
Бытует мнение (его, кстати, разделяют и мужчины, и женщины), что работать под началом женщины - задача не из легких. Речь не о том, конечно, что женщине недостает ума быть стратегом или политиком. Множество примеров (Екатерина II, Маргарет Тэтчер, Индира Ганди) говорит об обратном. И все же руководителей различают прежде всего по половому признаку, деловые качества в этом раскладе остаются "за кадром".
Функция руководителя - объединять людей в коллектив, планировать и координировать их действия и осуществлять контроль над исполнением своих распоряжений, Для этого мало быть профессионалом - здесь нужно качество, именуемое "лидерством". Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальника-лидера, который:
способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них;
умеет брать на себя инициативу;
признанный арбитр в межличностных отношениях;
не боится риска (принимать решения - значит рисковать).
Разве психологический портрет женщины - мягкой, пассивной, загадочной - не полная противоположность нарисованному выше? Прекрасная иллюстрация к сказанному - добрачные отношения полов. Мужчина, завоевывая женщину, предприимчив, напорист, идет напролом, игнорируя перемены в "сердце красавицы, склонном к измене". Это его качество - завоевателя, лидера в отношениях полов - распространяется и на служебные отношения.
Лидерство - понятие многоплановое (как пирог с трехслойной начинкой). Первый план - профессиональные качества: второй - степень информированности (и умения добывать информацию) и третий - эмоциональная сфера. Что касается профессионализма и информированности, здесь на высоте оба пола. С эмоциями сложнее. Слабый пол опережает в этом отношении мужчин. Женщины более непредсказуемы (пресловутая "женская логика"), чаще подвержены смене настроений, предпочитают оценивать сотрудников по принципу "нравится - не нравится", не могут сосредоточиться на одной проблеме, отрешившись от всего остального, и т.д. и т.п.
Конечно, никто
не обвинит Маргарет Тэтчер в неумении
сосредоточиться, или в отсутствии
деловой хватки. И все же исключения
только подтверждают правило: фундаментальная
разница между мужской и
1.10 Женщина-руководитель на работе и дома
В последнее время стал модным постоянно напоминать женщине о её естественном предназначении, быть хранительницей очага, организатором домашнего хозяйства, воспитателем детей. Женщина слушает (да, звучит хорошо!), соглашается (семья это её мир) и делает … по-своему, стремясь проявить себя не только в ранге «домашнего управляющего. Женщина находится в каком-то заколдованном кругу. Ей трудно быть полноценным руководителем, потому что у нее семья, дети, свои личные заботы. И в то же время выполнять роли хозяйки дома, матери, жены ей не дает профессия руководителя. Вот эта противоречивость, в которой некоторые усматривают даже противоестественность, постоянно сопровождает женщину, какую бы должность она ни занимала.
2. Особенности женского мышления.
Женщины очень
поздно решаются делать карьеру. Часто
только через десять лет работы на
фирме они решаются занять более
высокое положение, но для запланированной
карьеры это слишком поздно! Большинство
женщин слишком пассивно. Вместо того
чтобы что-то предпринять самим,
они позволяют событиям идти своим
чередом. Женщины считают, что решающим
фактором профессионального успеха
является их самореализация. В результате
такой «эгоцентричности» они
перестают интересоваться более
существенными вещами в своем
окружении, такими, скажем, как система
отношений и информационных каналов
на предприятии, возникающих на неофициальном
уровне. Они не признают и не воспринимают
каких-либо лояльных взаимных отношений,
зависимостей отношений типа «ты - мне,
я тебе», взаимной полезности, протекций,
возникающих между сотрудниками
и всегда учитываемых в известной
степени в своей деятельности
мужчинами. Женщины воспринимают карьеру
как личный рост, как самореализацию.
Мужчины же понимают под карьерой
престижные и перспективные должности.
Мужчины соотносят выполняемую
ими работу исключительно со своими
представлениями о карьере, т.е. рассматривают
ее как продвижение по службе, преуспевание.
Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина. С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы, по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них пытается найти кого-то, кто будет их содержать. Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве, огромна. Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь. Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже автоматически имеют «генеральский жезл в ранце». Женщины же, напротив, своей работой должны постоянно доказывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное.
Другое типичное
различие относится к понятию
«личная стратегия». Мужчины определяют
ее как достижение поставленной цели.
Когда перед ними стоит новая
задача, они постоянно задаются вопросом:
«Что мне это даст?» Это решающий
вопрос, так как он ставит на карту
их будущее. Элемент времени отсутствует
в рассуждениях у женщин. Они лишь
думают о том, как можно лучше
решить проблему в данном месте и
в настоящий момент, не учитывая,
какие последствия эта проблема
будет иметь для них в будущем.
Уже во время игры в футбол мальчики
учатся тому, как необходимо объединяться
в команду, что можно выиграть
и проиграть, что отдельные члены
команды могут иметь плохой характер.
Ведь команда должна насчитывать
одиннадцать игроков! Как правило,
девочки не приобретают опыта
действовать в составе команды.
Если они занимаются спортом, то предпочитают
одиночные виды спорта, такие, как
конный спорт или теннис. Большинство
девушек никогда не узнает, что
означает «командный дух», они не учатся
объединяться в группы и побеждать
всем вместе, несмотря на то, что отдельные
члены группы не вызывают симпатии!
Следующим типичным различием в
мышлении мужчины и женщины является
их оценка риска. Для мужчины риск
означает потерю или прибыль, победу
или поражение, опасность или
шанс. Женщины оценивают риск как
принципиально отрицательный
Групповое поведение
мужчины является в действительности
таким феноменом, который заставляет
женщин творить примерно следующее:
«Как только могут двое мужчин, абсолютно
не переносящих друг друга, сидеть вместе
на собрании и делать вид, что уважают
и помогают друг другу, в то время
как другие знают, как обстоит
дело в действительности? Как они
могут быть такими лицемерами?» Этот
вопрос многое объясняет. Деятельность
фирмы соответствует действиям
коллектива, члены которого заботятся,
с одной стороны, о прибыли, а
с другой - только о собственном
выживании, соответствующая ситуация
в отношении прибыли и
Следует предпринять следующие шаги:
1) предложить
женщине несколько заданий
2) с помощью
«особо важных» заданий
3) если она
потерпит неудачу, совместно с
ней выяснить, почему эта неудача
произошла. Возможно, что ей не
хватает знаний и навыков для
выполнения именно этого