Психология деловой женщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ними задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.

Оглавление

1.Психология деловой женщины
1.1 Характерные психологические особенности современной женщины
1.2 Психологические черты женщины-руководители
1.3 Классификация женщин-руководителей
1.4 Образ деловой женщины
1.5 Мнение психологов о женщинах-руководителях
16 Быть или не быть руководителем?
1.7 Как становятся женщиной-руководителем
1.8 Портрет идеальной «леди-босс»
1.9 Женщина при должности
1.10 Женщина-руководитель на работе и дома
2.Особенности женского мышления
2.1 Мотивация женщин-руководителей
2.2 Что думают мужчины и женщины о руководителе-женщине
2.3 Отличия мужского и женского стиля руководства
2.4 Плюсы женщины-руководителя
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 59.36 Кб (Скачать)
 
 

                                                  Введение: 

1.Психология  деловой женщины 

1.1 Характерные  психологические особенности современной  женщины 

1.2 Психологические  черты женщины-руководители 

1.3 Классификация  женщин-руководителей 

1.4 Образ деловой  женщины 

1.5 Мнение психологов  о женщинах-руководителях 

16 Быть или  не быть руководителем? 

1.7 Как становятся  женщиной-руководителем 

1.8 Портрет идеальной  «леди-босс» 

1.9 Женщина при  должности 

1.10 Женщина-руководитель  на работе и дома 

2.Особенности  женского мышления 

2.1 Мотивация  женщин-руководителей 

2.2 Что думают  мужчины и женщины о руководителе-женщине 

2.3 Отличия мужского  и женского стиля руководства 

2.4 Плюсы женщины-руководителя 

Заключение 

Список литературы 

Приложение 

Введение 
 

    Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - это, прежде всего человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы. Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять поставленные перед ними задачи. Иными словами, лидер обладает властью. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя ответственность за группу людей и за её действия.

    Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества. Существует понятие, что женщины слабый пол, и это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины - руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать. А как это воспринимают мужчины? Многие из них считают, что работа под руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя с женщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной-начальником. Безусловно, многие профессии гораздо лучше "даются" женщинам в силу их психофизиологических качеств. По данным французских исследователей бизнеса, те из 22 тысяч фирм, во главе которых стоят женщины, приносят в двое больше прибыли, чем фирмы, возглавляемые мужчинами, в вдвое быстрее развивают свой бизнес. По данным исследования проведенных британским банком почти треть фирм, учрежденных в 2006 г. были основаны женщинами. на сегодняшний день более 790 тыс. женщин в Англии руководят собственным бизнесом, удачно находят свободные ниши на рынках. Усиливается тенденция проникновения в политическую деятельность и охранный бизнес. ( например, в Венгрии в охранном бизнесе 13% женщин, в Великобритании 18%, в Японии- 20%, в Эстонии более 22 %.

     В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина - руководитель - явление привычное и уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. И конечно, существуют некоторые особенности, которые отличают женщину-руководителя от руководителя-мужчины. Женщины ломают стереотипы, присущие лидерам, руководителям, приносят в деловую жизнь новые черты и изменения. Об этих психологических особенностях поведения и деятельности женщин-руководителей и пойдет речь в этой работе.

   Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования.  

           ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 

   Проблема женского руководства актуальна для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остаётся в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования являются женщины-руководителя.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологические черты современной женщины руководителя. Социально-психологические условия  формирования имиджа успешных женщин-руководителей  предприятий.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящей  работы состоит в раскрытии социально-психологических  условий «естественного» (стихийного) формирования имиджа успешных женщин-руководителей  предприятий.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-- в теоретическом  плане: изучить состояние проблемы  в отечественной и зарубежной  литературе;

-- в методическом  плане: осуществить подбор и  разработку инструментария исследования;

-- в эмпирическом  плане: выявить и изучить социально-психологические  условия «естественного» (стихийного) формирования позитивного имиджа  женщины-руководителя.

   Общая гипотеза исследования заключается в том, что имидж женщины -- успешного руководителя отражает профессионально значимые с позиции общественного сознания особенности ее личности, деятельности, общения, поведения и внешнего облика и является позитивным при соблюдении ряда основных социально-психологических условий. Во-первых, восприятие женщины-руководителя максимально приближено к господствующему в массовом сознании стереотипу «идеального руководителя» вне зависимости от половой принадлежности его носителя. Во-вторых, женщина-руководитель обладает высоким уровнем успешности деятельности, социальной зрелости и развития ряда профессионально важных социально-психологических качеств.

   Методологическую основу исследования составляют общие методологические принципы отечественной материалистически ориентированной психологической науки: детерминизм (в частности, социальная детерминация личности), историзм и др. 

              1.ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ.

1.1 Характерные  психологические особенности современной  женщины. В проведённых социологических исследованиях, опрошенные женщины отметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей, родственников. Но эти престижные последние моменты имеют малое значение. Настораживает тот факт, что для женщин мотивы труда являются как бы внешними, труд в меньшей степени является самоценностью.

  На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт трудности в работе.

 Профессиональные трудности отступают перед чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда и усталость, и постоянное нервное напряжение, боязнь не успеть, не справиться и т.п. Все эти приводящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность.

  Психологические черты, которые характеризуют современную деловую женщину.

  Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни общества.

Другой важной чертой является признание необходимости  сочетания различных социальных ролей - не только активной участницы  трудовой и общественной жизни, но и  «хозяйки дома», матери. Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво  ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина  делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из избранных ею путей.

Никакая социальная практика не может отменить психологические  трудности, которые возникают при  «двойной» занятости женщины  на работе и дома. Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о таких чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость.

1.2 Психологические  черты женщины-руководителя.

  Разумеется, все эти приводящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность. Попробуем обобщить те психологические черты, которые характеризуют современную женщину. Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни общества. Другой важной чертой является признание необходимости сочетания различных социальных ролей - не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из избранных ею путей. Однако никакая, даже самая прогрессивная, социальная практика не может отменить психологические трудности, которые возникают при «двойной» занятости женщины на работе и дома. 2 Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о таких чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость.

               1.3 Классификация женщин-руководителей. 
 

"Мужчина в  юбке". У женщин этого типа  эмоциональная сфера развита  слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу" жесткостью, подчеркнутой  авторитарностью в отношениях  с подчиненными.

  Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег - представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке" ведет своих подчиненных по производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах". Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне. В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры - склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке" сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что ваша начальница - из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните: Любая служебная ошибка вызывает у "мужчины в юбке" стресс. И ваша задача - перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможности конструктивный. Для этого вам прежде всего понадобится умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме "мужчины в юбке").

"Добрая мама". Эта категория женщин-руководителей  - прямая противоположность описанной  выше. Здесь все строится на  эмоциях. Личное обаяние - один  из главных рабочих "инструментов" "доброй мамы". Стиль ее обращения  к подчиненным - "мальчики", "девочки", "давайте жить  дружно".

"Добрая мама" сверхлиберальна, и потому в  коллективах, возглавляемых ею, мало-помалу  воцаряется хаос. Все высказывают  свою точку зрения, игнорируя  мнение соседа, а согласовать  их и выбрать единственно верную  некому: дирижер ("добрая мама") растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфония превращается в  какофонию. 

Если вы трудитесь  под началом "доброй мамы" и  тем не менее твердо peшили посвящать  свое рабочее время работе, обращайтесь  со своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь  как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и  технические подробности. Если ей понравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали  с таким жаром. Естественно, будучи руководителем, "добрая мама" вынуждена  предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам не совестно" (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет труда - стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая давка..."

«Королева». Главное  для королевы - она сама, ее непревзойденная  красота, ум, талант, деловые качества. Окружающие мужчины должны играть роль сказочного зеркала, у которого королева по мере необходимости спрашивает: «Я ль на свете всех милее?». Иных ответов, кроме «Да!», быть не может. Такие  женщины многого добиваются в  политике, на руководящих позициях в СМИ, шоу-бизнесе. Организация для  «королевы» - трон.

«Миледи». Такие  женщины встречаются на позициях, которые дают скрытую власть, возможность  дергать за «тайные ниточки», например, в качестве заместителя директора  по персоналу. «Миледи» по своей сути мужененавистница, она соревнуется  с мужчинами, манипулирует ими, пуская в ход свое самое главное оружие - женскую привлекательность, радуется, когда удается победить. Ее сила - в тонком умении нащупать нужные точки  каждого. Организация для нее - театр  марионеток.

«Принцесса». Руководитель такого типа появляется, когда муж-бизнесмен  дарит жене, например, салон красоты. Этой женщине не приходилось прикладывать каких-либо усилий для достижения руководящего поста. Ею движет жажда впечатлений, удовольствия и новизны. «Принцессе»  противопоказано быть руководителем, потому что она в принципе не может  ни за что отвечать: ни за себя, ни за свои действия, ни за вверенных ее руководству  людей. Однако эти женщины-руководители, тем не менее, могут быть успешны  в сферах, где необходим легкий творческий подход, где важно ухватить мимолетное настроение, впечатление. Организация  для нее - игрушка, кукольный домик  Барби.

Информация о работе Психология деловой женщины