Психологические условия развития и формирования познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Главный итог исследования мы видим в проведении анализа работ различных педагогов, педагогов-психологов, психологов по теме исследования и изучении на их основе тех способов преподавания, способов передачи информации, знаний умений и навыков, которые будут способствовать развитию и формированию познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте. Анализ будет браться из многих источников, но самыми популярным, мы думаем, будут являться работы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, а так же П.Я. Гальперина.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения младшего школьного возраста и психических процессов……………………………………………5
Проблема взаимосвязи обучения и умственного развития школьников…5
Младший школьный возраст и его психологические особенности...….....9
ГЛАВА 2. Психологические условия развития и формирования познавательных процессов в младшем школьном возрасте……………..16
2.1 Психологические условия развития и формирования восприятия и ощущения в учебной деятельности ……………………………………………16
2.2 Психологические условия развития памяти и внимания младших школьников………………………………………………………………………18
2.3 Психологические условия развития воображения, мышления и речи младших школьников в учебной деятельности ………………………..……..24
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Психологические условия развития и формирования познавательных процессов в младшем школьном возрасте.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Формируясь  в процессе учебной  деятельности, как  необходимые средства её выполнения, анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными действиями, новое и более опосредованное отражение окружающей действительности. По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально иным образом развиваются и основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.

     По  сравнению с дошкольным возрастом качественно  меняется содержание этих процессов и их форма. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Мышление опосредует развитие других психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание, произвольность, обобщенность.

     Восприятие  приобретает характер организованного  наблюдения, осуществляющегося  по определенному  плану.

     Интеллектуальный  характер приобретает  у младших школьников память. Ребенок не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала.

     В младшем школьном возрасте идет интенсивное  формирование приемов  запоминания. От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение ребёнок переходит к группировке и осмыслению связей основных частей заучиваемого материала. Для запоминания используются схемы и модели. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на требуемом учебном содержании. Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объём, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

     Так же можно сказать, что все во многом зависит от учителя, от его профессиональной компетенции, от его «пронизанности» в работу, насколько он быстро ознакомится с учениками, с их еще хоть ранними, но уже все таки интересами, как учитель сможет мотивировать учеников на примере стимулирующих образов в воображении, или заинтересовать в каком либо учебном предмете, как пример с респиратором.

     Мы  думаем, что все эти методы может применить любой учитель в любой школе и не важно какой опыт работы у него, какая квалификация, поскольку все эти методы просты и практичны, не имеют никаких сложностей в плане их применения. Они должны применятся интегрированным способом в ученый процесс, в этом и заключается их актуальность и «гибкость» применения.

 

      Список литературы

  1. Гальперин П.Я\ лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов – М: Книжный дом «Университет» Высшая школа 2002\ стр-286;
  2. Гальперин П.Я\ лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов – М: Книжный дом «Университет» Высшая школа 2002\ стр282-286;
  3. Гальперин П.Я\ лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов – М: Книжный дом «Университет» Высшая школа 2002;
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособ. – М.: Педагогическое общество России 2003;
  5. Маклаков А.Г. – Общая психология: учебник для вузов / Питер 2009. Стр. 24;
  6. Маклаков А.Г. – Общая психология: учебник для вузов / Питер 2009. Стр333-336;
  7. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001-кн.З. Психодиагностика;
  8. Обухова Л.Ф., 2000/ Возрастная психология/Глава VIII / Часть 3/ Стр261 - первоисточник не найден там же в. Обуховой Л.Ф - Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психол.1981. — № 6. ;
  9. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии/Питер 2009 стр. 177-178;
  10. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии/Питер 2009 стр225-227;
  11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000;
  12. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии/Питер 2009 стр295-299;
  13. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии/Питер 2009 стр417-419;
  14. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии/Питер 2009 стр309-312;Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 стр 251;
  15. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии/Питер 2009 стр227;
  16. Шаповаленко И.В.\ Возрастная психология (психология развития и возрастная психология;
  17. Шардыков В.Д Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов., Н.П. Анисимова и др,: под ред. В.Д. Шардыкова, - М.: Просвещение .1990;
  18. Эльконин Д. Б. /Избранные психологические труды/ — М.: Педагогика, 1989\ стр72;
  19. Шардыков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов\, Н.П. Анисимова и др,: под ред. В.Д. Шардыкова, - М.: Просвещение .1990 стр.89;
  20. Шардыков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов\, Н.П. Анисимова и др,: под ред. В.Д. Шардыкова, - М.: Просвещение .1990 стр.90;
  21. Шардыков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов\, Н.П. Анисимова и др,: под ред. В.Д. Шардыков, - М.: Просвещение .1990 стр.91;
  22. Шардыков В.Д., Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов, Н.П. Анисимова и др,: под ред. Шардыков В.Д., - М.: Просвещение .1990 стр.91;
  23. Эльконин Д.Б /Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989\ стр251-257.
  24. Эльконин Д.Б. \ Избранные психологические труды.— М.: Педагогика\ Психология обучения младшего школьника;
  25. Эльконин Д.Б. \ Избранные психологические труды.— М.: Педагогика\ Психология обучения младшего школьника. стр237-238;
  26. Эльконин Д.Б. \ Избранные психологические труды.— М.: Педагогика\ Психология обучения младшего школьника. стр246;
  27. Эльконин Д.Б. \ Избранные психологические труды.— М.: Педагогика\ Психология обучения младшего школьника. стр233;

Информация о работе Психологические условия развития и формирования познавательных процессов в младшем школьном возрасте