Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

С чего начинается подростковый алкоголизм? Чаще всего с семейных застолий. Съезжаются голодные гости, усаживаются за стол, накладывают в тарелки еду. Традиционно наливают полные рюмки. При этом никто не ест - ждут первого тоста. Но вот, наконец, тост сказан. Все сразу выпивают. Залпом. До дна. И только тогда начинают есть. Затем тосты следуют один за другим почти без пауз. Вскоре вместо тостов звучат уже просто обрывки фраз. В лучшем случае нечто вроде будем здоровы. Ребенок видит, что все застолье строится вокруг бутылки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1: Алкоголизм. Его причины, мотивы, стадии…..……………………..4

Глава 1.1.: Статистика подросткового алкоголизма и его последствия………………………………………………………………………9

Глава 1.2.: Лечение и профилактика подросткового алкоголизма……………………………………………………………………..11
Глава 2: Наркомания и её особенности……………………………………….12
Глава 2.1.: Основные признаки наркомании у подростков..………………...18
Глава 2.2.: Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании…….19
Глава 2.3.: Факторы риска и защиты………………………………………….23
Глава 2.4.: Профилактика наркомании………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография…………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Контрольная по спец.психологии.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:

  • Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
  • Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
  • 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
  • Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
  • В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
  • 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
  • В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
  • По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
  • В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
  • 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

Последствия.

Последствия регулярного  употребления алкоголя подростками  гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Отметим лишь некоторые из этих последствий:

  • Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
  • Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
  • Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).
  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
  • Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких).
  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
  • Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
  • Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.
  • Изменение состава крови, анемия и т.д.
  • Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Глава 1.2.

Лечение подросткового алкоголизма.

Лечение алкоголизма у  подростков имеет свой характер и  особенности. Здесь очень важно  как можно раньше диагностировать заболевание и начать лечение, чтобы избежать развития осложнений. Подростковый алкоголизм достаточно сложно поддается лечению, из-за неспособности использовать некоторые лекарственные препараты по причине раннего возраста больного. Лучше лечение проводить в стационаре под обязательным контролем врачей, домашнее лечение исключается. Для достижения более хорошего результата в лечении можно посоветовать применение лекарственных сборов и трав, обладающих мочегонными, общеукрепляющими, восстанавливающими иммунитет действиями. Также можно рекомендовать физические упражнения, занятие спортом и активный отдых.

Профилактика  подросткового алкоголизма.

Личность формируется  с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.

Профилактика детского и  подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях:

  • Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п.
  • Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п.
  • Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Глава 2

НАРКОМАНИЯ.

Одной из самых острых проблем  современного общества является проблема подростковой наркомании. За последние  пять лет количество наркоманов в  стране возросло примерно в три раза, причем возраст большинства наркоманов колеблется в рамках 13-25 лет, что  ставит под угрозу значительную часть  нового, молодого поколения. При этом следует иметь в виду, что данные цифры говорят лишь о лицах, регулярно  употребляющих наркотики, относимых  к группе "классического типа". 
 
Подростковая наркомания, токсикомания и алкоголизм характеризуются тем, что само употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ характеризует не только социально-экономический статус ребенка, семьи, но уровень его психического, физического здоровья. Кроме того, проблема наркомании среди подростков все чаще стала ассоциироваться со значительным увеличением наркоманов из числа несовершеннолетних девочек и женщин. 
 
Традиционное отношение к проблеме наркомании среди подростков связано с пониманием ее как влечения и болезненного пристрастия к веществам, изменяющим состояние организма и сознания. Однако, такое понимание проблемы подростковой наркомании на самом деле является упрощением, поскольку пристрастие не сводится лишь к зависимости физиологической или традиционно понимаемой психологической: позитивной (стремление к удовольствию) или негативной (избежание болей). Когда мы говорим о вреде наркомании, мы сталкиваемся с явлением гораздо более сложным и многогранным. 
 
Главным образом, вред наркомании заключается в том, что наркотик – основная потребность наркомана, в итоге приводящая к летальному исходу наркозависимого. Именно поэтому, крайне важной является возможность вырвать подростка из капкана наркозависимости как можно быстрее, чтобы дать ему шанс на здоровое существование и нормальную жизнь. Реабилитационный центр ROI готов предложить свои услуги по эффективной реабилитации и оздоровлению наркозависимых с помощью живительной силы и законов природы.

 

С психолого-педагогической точки  зрения все факторы  наркомании  разделяются на факторы среды (объективные) - социально-психологические  и  факторы личности подростка (субъективные) - психологические. Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:     

- во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факторов риска и их нейтрализация),     

- во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.

 

Итак, к моменту, когда ребенку  исполняется 10 лет, на физическое развитие расходуется меньшая часть его  энергии.    

В эти годы дети охотно учатся и  стремятся развивать свои умственные способности и индивидуальность. Они уже имеют представление  о том, для чего необходимо образование, и умеют учиться. Если их не слишком  много ругают и у них не накопилось слишком большого количества плохих отметок, им по-прежнему нравится школа  и нравится учиться. Работа с учащимися  этого возраста может быть захватывающей, приносящей удовлетворение и интересной.     

В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в  семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; и у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок.     

В это время дети начинают принимать  осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кое-кто начинает подумывать о том, чтобы бросить  учебу, выбрав вместо этого путь, который по их мнению потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающегося в "быстром решении" проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временного отрешения от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всех проблем.    

Хотя большинство детей этого  возраста не так сильно подвержены риску наркомании, администрация  школы и учителя должны присматриваться  к учащимся своей школы и стараться  воздействовать на тех из них, которые  могут рассматриваться как неблагополучные. Определив таких детей, администрация  и учителя смогут сделать попытку  помочь им развить веру в свои силы прежде, чем они встанут на путь, где нет места образованию.    

Существуют, конечно, другие особенности, характерные для детей этого  возраста. Например, они начинают становиться  независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство  детей все еще привязано к  своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу  семьи.    

В этом возрасте дети стремятся развивать  отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым  различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых  обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди  сверстников.    

В этом возрасте дети начинают одинаково  одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный  жаргон, в попытке быть своим среди  своих. Дети не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительность в общении с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения.    

Важно, чтобы работающие с детьми в 6-7 классах взрослые:    

- помогали детям развить умение вести здоровый, продуктивный образ жизни;    

- помогали детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим;     

- помогали детям научиться правильно общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию с их стороны;    

- помогали детям развивать дружеские отношения, которые оказывают благотворное влияние и способствуют их собственному развитию;    

- помогали детям выработать правильное поведение, помогающее справляться с возможными неудачами, отказами и постигающими разочарованиями;     

- информировали детей об алкоголе и каждом из видом наркотиков в отдельности и помогали им подыскать конкретные причины для отказа от каждого из них.    

Дети 10-12 лет любят открывать  и познавать мир вещей, будь то во время прогулки на природе или  при чтении книги. Учебные занятия  и материалы должны поощрять стремление к поиску. Они любят узнавать, как функционирует организм человека, например, и как конкретный наркотик может сказаться на нормальной жизнедеятельности  организма. Они начинают разбираться  во все более сложных вопросах и не довольствуются упрощенными  ответами.    

Информация о работе Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании