Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:24, контрольная работа
С чего начинается подростковый алкоголизм? Чаще всего с семейных застолий. Съезжаются голодные гости, усаживаются за стол, накладывают в тарелки еду. Традиционно наливают полные рюмки. При этом никто не ест - ждут первого тоста. Но вот, наконец, тост сказан. Все сразу выпивают. Залпом. До дна. И только тогда начинают есть. Затем тосты следуют один за другим почти без пауз. Вскоре вместо тостов звучат уже просто обрывки фраз. В лучшем случае нечто вроде будем здоровы. Ребенок видит, что все застолье строится вокруг бутылки.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1: Алкоголизм. Его причины, мотивы, стадии…..……………………..4
Глава 1.1.: Статистика подросткового алкоголизма и его последствия………………………………………………………………………9
Глава 1.2.: Лечение и профилактика подросткового алкоголизма……………………………………………………………………..11
Глава 2: Наркомания и её особенности……………………………………….12
Глава 2.1.: Основные признаки наркомании у подростков..………………...18
Глава 2.2.: Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании…….19
Глава 2.3.: Факторы риска и защиты………………………………………….23
Глава 2.4.: Профилактика наркомании………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография…………………………………………………………………..31
На этом этапе своего развития дети
знают, что существует много источников
информации, часть из которых полны
противоречий. Им нужно помочь научиться
выбирать, чему можно верить, а чему
нет, и как поступать, когда трудно
определить однозначно, что есть добро,
и что - зло. Дети такого возраста любят
что-нибудь коллекционировать. Эта
страсть к коллекционированию часто
развивается в неожиданном
Взрослым легко получить ложное представление об уровне зрелости детей в этом возрасте, так как многие дети выглядят такими независимыми, они одеваются как более старшие молодые люди, и у них может быть уровень мышления взрослых и соответствующий лексикон. В действительности же эти дети все еще пугаются при просмотре фильмов ужасов, все еще нуждаются в продолжительном сне, чтобы справиться с нагрузкой школьного дня, и так же нуждаются в заданиях только на ближайшее будущее со множеством напоминаний, что подходит срок выполнения. Они по-прежнему нуждаются в ласке и тянутся к ней, им необходима уверенность в том, что взрослый человек, пользующийся их доверием будет рядом, чтобы защитить их даже, если никакая опасность им не угрожает. Им иногда все еще необходимо подержать за руку кого-нибудь, кому они доверяют.
В этот период жизни дети все чаще сталкиваются с алкоголем и наркотиками и нуждаются в информации о них. В обществе прочно укоренилась мысль, что употребление алкоголя является приемлемым. Поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет употребление алкоголя и противопоставить ее тем положительным упоминаниям об алкоголе, которые они постоянно слышат.
Сегодня просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма :
- рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
- высокий темп роста наркомании , особенно детской и подростковой ;
- значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;
- полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);
- тенденция к омоложению, более раннему возрасту употребления наркотических веществ;
- широкая доступность так называемых "вовлекающих" наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение "порога страха" перед их применением, существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков , изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие психическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое) к состоянию, характерному для большей части молодежи;
- феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);
- неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящее к противоположному эффекту;
- проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;
- все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решение на правоохранительные органы;
- тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;
- все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;
- существующая система лечения и реабилитации наркозависимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т. д.);
- в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики;
- существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировыми показателями;
- существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов не способствует улучшению качества работы;
- ситуация с реабилитацией способствует созданию мифа о неизлечимости наркомании , что способствует утяжелению положения наркоманов;
- в некоторых городах и районах Самарской области уже сложилась катастрофическая ситуация (Чапаевск, Алексеевка, Зубчаниновка и др.);
- наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа.
Анализ литературных источников, журнальных статей, социологической статистики и собственных опытных данных позволил обнаружить обширный перечень факторов, способствующих наркотизации и алкоголизации молодежи.
Многие из факторов, которые повышают риск алкоголизма и наркомании среди молодежи, не поддаются контролю со стороны школьной администрации и учителей, однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащемуся, по его академической успеваемости и поведению. Учащимся способны помочь занятия и упражнения, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.
Глава 2.1.
Основные признаки наркомании:
– изменения поведения подростка
К основным признакам наркомании в поведении подростка следует отнести смену круга общения. Подросток забывает и не общается со старыми друзьями. Вместо них появляются новые, о которых он говорит с явной неохотой. Общаясь по телефону, разговаривает скрытно, односложно, либо туманными фразами. Постоянно стремится остаться один, запереться в ванной или в своей комнате. Чаще и надолго уходит из дома и возвращается поздно. Перестает интересоваться и заниматься тем, что любил раньше. Может проявиться интерес к домашней аптечке и фармакологии. Заметна резкие перепады настроения, агрессивность, безразличие, либо повышенная возбужденность и веселость. Движения становятся резкими и не всегда хорошо скоординированными. Одним из основных признаков наркомании является рост денежных расходов подростка, частые просьбы дополнительных денег под разными предлогами, а также пропажа из дома ценных вещей, и других предметов, как средств покупки наркотиков.
– изменения в самочувствии
Заметны признаки развивающейся наркомании и в самочувствии. Нарушение аппетита сменяется вдруг неумеренным приемом пищи. Нарушается сон, происходят скачки артериального давления, часто возникает расстройство желудка. Если обратить внимание на глаза, то заметен нездоровый блеск, сильная суженность или наоборот расширенность зрачка, затуманенность взгляда. Резкий неприятный запах изо рта, как признак курения анаши, либо постоянный кашель и насморк от героина.
– изменения внешнего вида подростка
Признаками наркомании может быть также появившаяся неряшливость в одежде, стремление носить преимущественно вещи черного цвета. Характерно одевание рубашек и блузок с длинным рукавом, с целью спрятать следы уколов. Цвет лица становится бледным, а иногда даже землистым. Волосы теряют пышность и приобретают ломкость.
– новые предметы в доме
Обратите внимание на возможные мелкие предметы, как признаки наркомании подростка. Это могут быть свечки, зажигалки, иголки от шприцев, фольга, закопченные ложки.
Глава 2.2.
Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков:
Экономическое/социальное неблагополучие:
Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.
Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность:
Районы, характеризуемые высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.
Частые перемены места жительства:
Переводы, например, перевод учащихся из начальной школы в младшие классы средней школы, из младших классов в старшие классы средней школы сопровождаются ростом употребления алкоголя среди подростков. Частые перемены места жительства также оказывают отрицательное влияние. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте а соседи ей рады, данный риск понижается.
Противоречия
и несогласованность в
Положение дел с употреблением алкоголя и наркотиков напрямую связано с существующими законами и правилами, действующими в отношении алкоголя и наркотиков, содержащимися в федеративном и местном законодательстве.
Доступность алкоголя и наркотиков:
Доступностью алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков.
Семейная предрасположенность:
Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 2-4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.
Неумелость и непоследовательность в воспитании:
В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте. Хорошие отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.
Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности:
Этот фактор риска главным
образом связан с мальчиками от пяти
до семи лет. Мальчики младших классов
начальной школы, необщительность
и изоляция среди одноклассников
которых объясняется их агрессивностью
(например, мальчики, которые не умеют
хорошо ладить с другими детьми во
время игр), в одинаковой мере подвержены
риску правонарушений и злоупотребления
наркотиками в подростковом возрасте.
Если агрессивное поведение
Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе:
Начиная с четвертого, пятого
и шестого классов неудачи
в учебе усиливают риск злоупотребления
алкоголем, наркотиками и вероятность
правонарушений. У учащихся младших
классов начальной школы
Информация о работе Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании