Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:24, контрольная работа
С чего начинается подростковый алкоголизм? Чаще всего с семейных застолий. Съезжаются голодные гости, усаживаются за стол, накладывают в тарелки еду. Традиционно наливают полные рюмки. При этом никто не ест - ждут первого тоста. Но вот, наконец, тост сказан. Все сразу выпивают. Залпом. До дна. И только тогда начинают есть. Затем тосты следуют один за другим почти без пауз. Вскоре вместо тостов звучат уже просто обрывки фраз. В лучшем случае нечто вроде будем здоровы. Ребенок видит, что все застолье строится вокруг бутылки.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1: Алкоголизм. Его причины, мотивы, стадии…..……………………..4
Глава 1.1.: Статистика подросткового алкоголизма и его последствия………………………………………………………………………9
Глава 1.2.: Лечение и профилактика подросткового алкоголизма……………………………………………………………………..11
Глава 2: Наркомания и её особенности……………………………………….12
Глава 2.1.: Основные признаки наркомании у подростков..………………...18
Глава 2.2.: Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании…….19
Глава 2.3.: Факторы риска и защиты………………………………………….23
Глава 2.4.: Профилактика наркомании………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография…………………………………………………………………..31
С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.
Отчуждение и подростковое бунтарство:
Дети, не испытывающие желания ходить в школу, часто чувствуют себя "не такими как все", как бы посторонними, и в результате у них возникает протест. Такая линия поведения увеличивает риск возникновения проблем с наркотиками на позднем этапе отрочества.
Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками:
Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем.
Положительное отношение к алкоголю и наркотикам:
Когда дети считают, что от
спиртного нет вреда, когда алкоголь
ассоциируется у них с "хорошо
проведенным временем", существует
очень большая вероятность
Приобщение к алкоголю и наркотикам в раннем возрасте:
Раннее приобщение к спиртному
влечет высокую вероятность того,
что дети начнут испытывать алкогольную
зависимость или у них
Реклама:
К сожалению, легальные и
нелегальные наркотики
Алкогольные и табачные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, "Полная свобода...", "Всегда первый...", "Свежий взгляд на вещи..." и т.п. прочно связывает в сознании подростка табак и алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не наркотик! Наши исследования показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Это означает, что степень риска, когда присутствует лишь один фактор, риск не намного выше, чем когда нет ни одного из них. Однако, когда имеются два фактора риска, существует приблизительно в четыре раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения. Когда налицо четыре фактора риска, риск злоупотребления наркотиками возрастает в десять раз.
Глава 2.3.
ФАКТОРЫ РИСКА.
В семье:
Родители испытывают трудности по управлению семьей:
- родители испытывают воспитательную неуверенность (не могут пояснить свое поведение);
- не контролируют поведение детей;
- ведут себя непоследовательно, порой слишком сурово;
- отсутствует привязанность и любовь к другим членам семьи;
- мать и отец конфликтуют между собой. Родители попустительствуют в отношении потребления алкоголя и наркотических веществ.
- Взрослые злоупотребляют алкоголем, табакокурением, потреблением других наркотических веществ.
- Родители не ждут больших достижений от своих детей.
Имеются генетические особенности предрасположенности данной семьи к алкоголю и наркотическим веществам.
Сексуальные извращения/насилие.
Среди ровесников:
- Отмечаются проявления асоциального поведения в раннем возрасте, в том числе бродяжничество, бунтарство.
- Потребление наркотических веществ считается обычным делом.
- Отмечаются попытки принимать наркотики в раннем возрасте.
В большей степени, чем на родителей, подростки полагаются на мнение друзей, находятся под их влиянием.
Подростки выбирают друзей, которые курят, употребляют алкоголь и наркотики.
В школе:
- Существует недоброжелательный климат.
- Позиция школы по данному вопросу не определена.
- Педагогический коллектив находится в неведении относительно проблем табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков.
Учащиеся:
- часто переходят из одной школы в другую;
- имеют академические задолженности с 10-летнего возраста;
- не участвуют в общественной жизни школа, класса;
- пропускают занятия без уважительных причин или бросают учиться.
- Учащимся навешиваются ярлыки "трудных".
Личностные:
Личностными предпосылками к употреблению наркотиков могут быть следующие:
- эмоциональная незрелость;
- нервозность;
- низкий самоконтроль;
- деформированная система ценностей:
- неумение удовлетворять свои потребности;
- завышенная самооценка;
- низкая устойчивость к стрессам;
- болезненная впечатлительность;
- обидчивость;
- повышенная конфликтность.
В обществе:
- Отмечаются лишения социального и экономического характера, в том числе безработица, особенно среди молодежи.
- Члены сообщества недостаточно общаются друг с другом, дезорганизованы.
- Алкогольные напитки, табачные изделия и наркотические вещества легко доступны.
- Законы и нормы, действующие в обществе, не препятствуют злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами.
Наряду с факторами, способствующими наркотизации и алкоголизации подростков и молодежи можно выделить факторы, препятствующие или защитные.
Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим факторам риска не употребляют наркотиков и алкоголя. Исследования показывают, что от употребления наркотиков удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов:
1) чувство юмора;
2) внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный;
стрессоустойчивость;
3) важность взаимоотношений по крайней мере с одним взрослым человеком помимо родителей. Учитель может иметь огромное влияние на поведение ребенка;
4) привязанности.
- склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам:
- преданность, близость, открытость;
- обязательства перед социальной группой и возложенные на нее надежды;
- убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа);
- условия, способствующие возникновению привязанностей:
* возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
* успешное овладение необходимыми умениями;
* признание и одобрение умелых действий.
5) Нормы, исключающие употребление алкоголя и наркотиков, принятые: в семье, в школе, в общине.
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ.
В семье:
- Проводилось предродовое обследование.
- Установлены близкие отношения с детьми.
- Поощряется приобретение знаний.
- Ценятся принципы.
- Имеется опыт выхода из стрессовых ситуаций.
- Родители проводят много времени с детьми.
- Родители устанавливают доверительные отношения с детьми, умеренно критикуя их, вместо того, чтобы баловать детей или строить отношения авторитарно.
- Члены семьи заботятся и защищают друг друга.
- Члены семьи четко видят свое будущее.
- Семья поддерживает связь с педагогами.
- Обязанности в семье распределены посильно.
В обществе:
- Нормы поведения и политика направлены на поддержку не потребления алкоголя/наркотиков.
- Подросткам предоставляется возможность зарабатывать на жизнь (помощниками по ведению домашнего хозяйства, санитарами, нянями и т.д.).
- Существует система помощи и социальной поддержки.
- Молодежь вовлекается в деятельность общественных организаций.
Социальная работа:
- Подростки вовлекаются в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно значимого характера.
- Существует система учреждений и организаций, позволяющая подросткам удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении.
- Существует развитая и доступная подросткам система социальной поддержки, где они могли бы получить помощь психологов, психотерапевтов, волонтеров и т.п.
В школе:
- Педагоги предъявляют высокие требования к ученикам.
- Поощряется выбор цели и ее достижение.
- Поощряется социально направленная деятельность (альтруизм, умение сотрудничать).
Предоставляется возможность:
- раскрыться лидерам;
- научиться принимать решения.
Учащиеся активно участвуют в жизни школы, класса.
Учителя имеют навыки социального общения.
Вовлекаются родители.
Проводятся различные
акции антиалкогольного/
Персонал школы видит свою роль в качестве заботливых попечителей.
Среди ровесников:
- Общение строится без потребления алкоголя или наркотиков.
- Уважается авторитет.
- Подростки привязаны к определенной группе.
- Ценится уникальность каждой личности, составляющей группу общения.
Личностные:
Личностными факторами, препятствующими употреблению наркотиков являются следующие:
- видение жизненной перспективы:
- высокий самоконтроль, умение взять себя в руки;
- система ценностей, совпадающая с социальными ценностями;
- способность вести себя в группе в соответствии со своими ценностями;
- адекватная самооценка;
- способность к конструктивному поведению в условиях конфликта;
- здоровое и развитое чувство юмора.
Глава 2.4.
Профилактика наркомании:
Еще недавно вся работа в профилактике наркомании базировалась на запретах и наказаниях. И конечно эти методы и вся работа по профилактике наркомании показали свою полную неэффективность, так как не учитывали социально-психологических и возрастных особенностей подростков. И это не смотря на то, что наркомания среди молодежи является наиболее опасной для здорового общества. Сегодня наконец, начали применяться другие подходы, не связанные с запугиванием, а нацеленные на формирование таких установок, при которых наркотики не являются ценностями. Тем не менее сегодня в разных странах существуют различные конечные цели профилактики наркомании. В Голландии целью профилактики наркомании принято считать снижение риска потребления “тяжелых наркотиков”, за счет “легких” форм наркотиков, которые легализованы. В Англии в рамках профилактики наркомании среди подростков обучают умению употреблять наркотики сознавая всю ответственность этого. В США и Австралии — правильным признано считать полный отказ от потребления наркотиков. Россия, изменив свой подход к методам профилактики наркотиков, последовала примеру США. В рамках профилактики наркомании стоит выделить две обучающие программы, получившие наибольшее распространение. В Европе успешно работает программа по развитию у подростков социально-психологической компетентности и осознанности поступков. В США активно задействована программа обучения жизненным навыкам и умения принимать ответственные решения. Обе программы показали свою высокую эффективность и направлены на выработку у подростков умения предупреждать возникающие проблемы, отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, а также на развитие собственной защищенности. Хочется надеяться, что и у нас в стране в сфере профилактики наркомании найдут широкое применение подобные программы, при содействии общественных организаций и финансировании со стороны правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Алкогольная зависимость - это болезнь. А значит, возможна предрасположенность к ней, как к любой другой болезни. Не всегда человек знает, какие гены в нем заложены. По статистике, если пьет отец, то у сына в четыре раза больше шансов получить алкогольную зависимость, чем у его сверстника из непьющей семьи.
Для подростка опасна любая доза. Но уж, Разумеется, она должна быть меньше взрослой. Повторяю: грозный симптом реальной опасности - состояние удовольствия от опьянения. Ну а в качестве профилактики привыкания к алкоголю необходимы хотя бы самые простые знания о нем. Если же говорить о какой-то общей установке, то она проста: питие не должно становиться нормой бытия.
Информация о работе Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании