Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

С чего начинается подростковый алкоголизм? Чаще всего с семейных застолий. Съезжаются голодные гости, усаживаются за стол, накладывают в тарелки еду. Традиционно наливают полные рюмки. При этом никто не ест - ждут первого тоста. Но вот, наконец, тост сказан. Все сразу выпивают. Залпом. До дна. И только тогда начинают есть. Затем тосты следуют один за другим почти без пауз. Вскоре вместо тостов звучат уже просто обрывки фраз. В лучшем случае нечто вроде будем здоровы. Ребенок видит, что все застолье строится вокруг бутылки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1: Алкоголизм. Его причины, мотивы, стадии…..……………………..4

Глава 1.1.: Статистика подросткового алкоголизма и его последствия………………………………………………………………………9

Глава 1.2.: Лечение и профилактика подросткового алкоголизма……………………………………………………………………..11
Глава 2: Наркомания и её особенности……………………………………….12
Глава 2.1.: Основные признаки наркомании у подростков..………………...18
Глава 2.2.: Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании…….19
Глава 2.3.: Факторы риска и защиты………………………………………….23
Глава 2.4.: Профилактика наркомании………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..30
Библиография…………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Контрольная по спец.психологии.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный  университет им. Е.А.Букетова

 

 

Социально-педагогический факультет

 

 

 

Контрольная работа

по специальной психологии

 

Психологические проблемы подросткового  алкоголизма и наркомании.

 

 

 

Выполнила:

Гаюк Ю.Н.

ст. ДФ – 322

 

Проверила:

Заркенова Ж.Т.

ст. преп.

 

 

 

Караганда 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1: Алкоголизм. Его причины, мотивы, стадии…..……………………..4

 

Глава 1.1.: Статистика подросткового  алкоголизма и его последствия………………………………………………………………………9

 

Глава 1.2.: Лечение и профилактика подросткового алкоголизма……………………………………………………………………..11

Глава 2: Наркомания и её особенности……………………………………….12

Глава 2.1.: Основные признаки наркомании у подростков..………………...18

Глава 2.2.: Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании…….19

Глава 2.3.: Факторы риска  и защиты………………………………………….23

Глава 2.4.: Профилактика наркомании………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………..30

Библиография…………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Не существует понятия  безвредного пития для подростка. Алкоголь очень грубо вмешивается  в процесс становления неоформленного подросткового организма. Обязательно  в какой-то мере деформирует личность. А потому любое употребление спиртного  в подростковом возрасте - злоупотребление.

С чего начинается подростковый алкоголизм? Чаще всего с семейных застолий. Съезжаются голодные гости, усаживаются за стол, накладывают  в тарелки еду. Традиционно наливают полные рюмки. При этом никто не ест - ждут первого тоста. Но вот, наконец, тост сказан. Все сразу выпивают. Залпом. До дна. И только тогда начинают есть. Затем тосты следуют один за другим почти без пауз. Вскоре вместо тостов звучат уже просто обрывки  фраз. В лучшем случае нечто вроде  будем здоровы. Ребенок видит, что  все застолье строится вокруг бутылки.

Создается ощущение, что  вообще все собрались здесь не ради общения, а только ради выпивки. Это - ключевой момент, самое важное. Ребенок обязательно почувствует  это и запомнит. В некоторых  семьях детям безмятежно дают пробовать  пиво или сладкое вино, и тем  самым приучают ребенка к мысли, что алкоголь - это вкусно. А затем  наступает подростковый возраст.

Подростки всегда подражают  старшим, в их поведении обязательно  сквозит то, что они видели дома. А дома они видели, что выпивается все, что поставлено на стол. Что  пить надо лихо — большими порциями. Увы, подростки именно так и пьют: большими дозами, выпивая все, что  удалось добыть, никогда ничего не оставляя на потом. И при минимуме еды.

Отсутствие печального опыта  лишает их страха перед алкоголем. Зато добавляется бравада друг перед  другом. Молодой организм очень быстро привыкает к большим дозам. А  потому самое страшное - если подросток начинает пить часто (пусть даже самые слабые напитки). Он привыкает к тому, что выпить раз-два в неделю - это нормально. Такое отношение к алкоголю крайне опасно.

Очень важно помнить: если подросток выпивает три-четыре раза в месяц - это уже злоупотребление, и очень серьезное. Наркологи  считают это систематическим  употреблением спиртных напитков. Ведь практическая подростковая наркология давно дала четкую градацию: экспериментальное (просто пробует раз или два), эпизодическое (употребляет раз-два в месяц) и систематическое употребление спиртных напитков.

 

 

Глава 1

 

Причины подросткового  алкоголизма:

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взрослении подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети могут и сами попробовать спиртное из интереса.

В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные  праздники», «торжество», «приход гостей»  и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и прочие. 

 

Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой и обязательной составляющей семейных «застолий».

Большую роль в приучении  подростков к алкоголю оказывают  телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к веселому «пивному» образу жизни.

Обилие алкогольной продукции  в продуктовых магазинах и  относительная ее дешевизна также подталкивает подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приема таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно.

На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается  по схеме «удовольствие – деньги – удовольствие». Все это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму.

Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» все еще продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства у потомства закладываются еще задолго до его рождения, т. е. свои пороки родители передают детям по наследству.

Еще одной причиной развития подросткового алкоголизма можно  считать взаимоотношения в семье ребенка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:

  • негативные межличностные отношения внутри семьи;
  • чрезмерная опека со стороны родителей;
  • насилие;
  • поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

И в добавление к вышесказанному, в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.

 

Подростковый  алкоголизм и мотивы.

В целом, мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики подростков, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у подростков жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).  Кроме того, определенной части подростков свойственна застенчивость как черта характера, проявляющаяся сильнее в молодости, чем в зрелом возрасте. Отсюда переоценка таких качеств личности, как смелость, физическая сила. В нетрезвом виде кажущееся обладание этими качествами нередко переходит в развязность. Итак, еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определенное представление об этом продукте, о его особом, как неправильно принято думать, приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким оно  представлялось подростку: «горький вкус» водки, жжение во рту, головокружение, тошнота и в ряде случаев рвота даже от однократного приема небольших доз. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегает алкоголя. Однако в возрасте 13–16 лет в связи, с какими либо событиями (окончание школы, поступление в учебное заведение, праздники, дни рождения, свадьбы и т.п.) соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое психологическое содержание. В связи с этим особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или существенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются общественной работой. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Правда, они любят кино, но зачастую только за его развлекательную сторону. 
Внутренняя духовная ограниченность, неумение хорошо проявлять себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности (учебной, трудовой) и интереса к ней приводит его к потреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей, однако, за собой очень пагубные последствия. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением их в семье, школьном коллективе. Анализ проведения свободного времени подростками, склонными к употреблению алкоголя, показывает, что в целом для них характерно примитивное, бесцельное времяпрепровождение: компьютерные игры, в том числе на деньги, многочасовое прокручивание музыкальных дисков, «бренчание» на гитарах, праздное гуляние по улицам, посещение баров, кино. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена, какой либо полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовершеннолетних, и такая группа становится благодатной почвой для распития спиртных напитков. Большинство подростков знает о вредном влиянии алкоголя, но среди них также распространено мнение о «пользе» алкогольных напитков, которые расцениваются как показатель взрослости, что косвенно поддерживается некоторыми зарубежными произведениями литературы и киноискусства, где смакуется и даже поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается ложная мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья — дело обыденное и поэтому непредосудительное.

 

Подростковый  алкоголизм и поведение.

Как часто некоторые подростки  с гордостью отмечают у своих  товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика что рюмка, что стакан, что бутылка вина — все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит в своеобразное состояние эйфории —возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить, а затем последующие дозы мало меняют его внешний вид, хотя в организме происходят заметные сдвиги. Вначале подросток проявляет чрезвычайную активность, пытаясь «вне очереди» выпить очередную стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивости, и подросток «отключается» от внешнего мира, впадая в забытье. Потеря контроля за количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровождающее это неконтролируемое развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Подростковый  алкоголизм и стадии опьянения.

Давайте проследим стадии опьянения и алкоголизма более подробно. Группа подростков собралась по поводу дня рождения, собрались гости, за столом, уставленным яствами, возвышается батарея бутылок с привлекательными наклейками. Здесь вино, пиво и водка — непременный атрибут застолий. После первого тоста за столом некоторое время молчат, но уже через несколько минут начинается непринужденный разговор. Все чинно и благородно. Но вот где-то на дальнем конце стола прошел смешок — это рассказан первый анекдот, пущена острота. Немного погодя — еще после пары тостов — начинается всеобщий гомон. Кто-то лезет со своей рюмкой к друзьям через весь стол, а кто-то уже запевает песню. Трезвому человеку, неожиданно попавшему в пьяную компанию, многое кажется диким, хотя сам он, бывая навеселе, не замечал несуразности поведения окружающих. Вот один из гостей с назойливой настойчивостью уговаривает соседа выпить дополнительную рюмку водки, а другой уже клюет носом над полной тарелкой, «осоловев» от большого количества выпитого. Такое праздничное застолье бывает эпизодическим. 
И если спросить его участников, как часто они выпивают, большинство ответит, что нерегулярно. Однако даже после однократного приема алкоголя у подростков ночь проходит беспокойно, а утром они встают разбитыми, с опухшим лицом и больной головой. Рабочий день, как правило, оказывается испорченным, и в школе или институте все не ладится, основательно ухудшаются мыслительные процессы, снижается быстрота и точность вычислений. 
Итак, даже после нерегулярного, случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о тяжелом его отравлении. Если же употребление алкоголя принимает систематический характер, подросток пьет по любому случаю, выискивая любой повод, чтобы напиться, то это уже называется бытовым пьянством. Для любого пьяницы не имеет значения смысл праздничного события, ему безразлично, одобряют ли его поведение другие или нет. В этой стадии приобщения к спиртному в значительной мере меняется отношение пьющего к окружающим, к общепринятым и допустимым нормам поведения. Для пьяницы самыми близкими людьми становятся его собутыльники, пусть даже они впервые оказались с ним за столом. Время, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют значение. Пусть это будет ресторан или столовая, кухонный стол или стойка в закусочной, наконец, просто подворотня или грязная лестница — пьянице все равно.

Таким образом, разница между эпизодическим  приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего. В первом случае подросток отмечает, какое-то торжественное или значительное событие, во втором — пьет только для того, чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать подростка от пьянства, это предупреждает его дальнейшее падение и развитие алкоголизма.

 

Изменение стиля  жизни под влиянием алкоголя.

У подростков, впервые попробовавших  алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при  этом, чем меньше возраст, в котором  впервые произошло опьянение, тем  она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение  месяца) устойчивость к воздействию  алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании.

Статистика показывает, что  подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Глава 1.1.

Статистика подросткового  алкоголизма.

Результаты опросов, проводившихся  в школах Москвы, показали, что большая  часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что  детей «угощал» алкоголем отец, дедушка  или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих  алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают  алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в  течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают  алкоголь один раз в месяц, 20,8% –  раз в две недели, 29% – принимают  алкоголь не менее одного раза в  неделю. 39% подростков 8-11-х классов  употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных  напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.

Информация о работе Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании