Психологические особенности студентов экономических специальностей.Адаптация и аклиматизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

Выявление направленности, динамики и интенсивности изменений, происходящих в сознании молодежи, поможет разработать программу формирования экономического сознания молодых людей. Ориентироваться на развитие их способности адекватно воспроизводить экономическую действительность, что предполагает наличие представлений о роли и месте человека в экономическом мире, об экономической свободе и ответственности, об особенностях индивидуальной экономической социализации личности, о направленности российских и мировых экономических процессов о богатстве и многообразии экономических отношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Психологические особенности студентов экономических специальностей….4
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

Для студента экономической  специальности важным этапом профессионального становления становится развитие умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях, характерными становятся:

нестандартный подход к уже  известным проблемам;

умение включать частные  проблемы в проблемы более общие;

умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом.

Однако, как свидетельствуют  работы З.И. Калмыковой, Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова и др., без специальных комплексных воздействий познавательная активность не перерастает в адекватную деятельность, снижается обучаемость, продуктивность мышления, уровень притязаний студентов. Недоразвитие познавательной активности, конечно, в той или иной мере компенсируется. Если исходить из результатов многочисленных исследований, такая компенсация, прежде всего, тормозит развитие личности студента, что, в свою очередь, влечет снижение познавательной активности или ее одностороннее развитие.  

 

На основе общей характеристики деятельности, особенностей функционирования и проявления в ней психических  свойств, процессов и состояний  студентов экономических специальностей можно более конкретно рассмотреть  их учебную, общественную и научную  деятельность. Ведущей деятельностью  студентов является учебная деятельность. Именно в процессе учебной деятельности и посредством ее достигаются основные цели подготовки специалистов. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов студента, на приобретение им профессионально важных знаний, навыков, умений. 
Учебная деятельность студентов - явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов , различных эмоциональных проявлений и т. д.  Если ученье превращается в творчество, то это особенно благотворно влияет на эмоциональную сферу обучающегося, обостряет его память и внимание, вызывает чувство радости и удовлетворения , способствует повышению интереса к познавательной деятельности. 
Все виды учебной деятельности студентов находятся в определенном соотношении между собой. Экспериментально некоторые количественные характеристики этого соотношения получены в исследовании А. А. Абдуразакова и Э. П. Назырова.

Мотивы  выбора вуза гуманитарного, технического и естественного профиля несколько  различаются между собой. У студентов  технических вузов на одно из ведущих мест выдвигается соображение о широкой сфере применения профессии (21-30%).

Мотивация учения подвержена изменениям: в начале учебной деятельности у большинства студентов она усиливается ,а к концу обучения только у третьей части их остается почти без изменений. 
На мотивацию учения влияет: содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, взаимоотношения в студенческом коллективе, достигнутые результаты. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент.  Их интересует включение в учебную деятельность творческих, исследовательских моментов. 
Проведенное экспериментальное исследование со студентами позволяет определить некоторые условия, от которых зависит формирование положительных мотивов к учению: 1) осознание ближайших (непосредственных) и конечных (перспективных) целей обучения; 2) осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний (Н. Ф. Добрынин); 3) эмоциональная форма изложения научной информации; 4) наращивание содержания и новизна учебного материала; 5) профессиональная направленность учебной деятельности ; 6) выбор адекватных задач, создающих информационные познавательные противоречия в самой структуре учебной деятельности; 7) поддержание любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.

К теоретическим основам исследования сознания обращались ведущие отечественные  и зарубежные ученые (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский; В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Вундт, И.Гербарт, У.Джемс, Дж.Уотсон, З.Фрейд, Ж.Ламерти и др.). Исследование сознания в период социально-экономических изменений проводили О.С.Дейнека, Т.В.Дробышева, А.Л.Журавлев, Ю.М.Забродин, А.Б.Купрейченко, И.М.Осипенко, В.П.Позняков. Исследование сознания субъектов экономической деятельности осуществлено в ряде последних десятилетий следующими учеными: Т.Ю.Базаровым, А.Л. Журавлевым,        В то же время, исследователи экономического сознания личности (О.С.Дейнека, А.Л.Журавлев, Ю.М.Забродин, А.Д.Карнышев, А'.И.Китов, С.В.'Ковалев, В.Д.Полов, А.В.Филиппов) не рассматривают его как предмет психолого-педагогического изучения, ориентированный на изменение сознания в контексте новых социально-психологических противоречий и порождаемых ими психологических факторов. Суть исследования заключается в выявлении структурных, содержательных и процессуальных элементов экономического сознания молодежи, психолого-педагогических механизмов и программ коррекции и формирования сознания, адекватного современным условиям экономической деятельности. Имеющийся в современной психологической литературе материал по изучению экономического сознания личности не отражает психолого-педагогических проблем формирования экономического сознания современных студентов в процессе обучения в вузе. Таким образом, возросшее значение экономического сознания молодежи в жизнедеятельности человека и общества, потребность современной педагогической теории и практики в теоретико-методологических подходах и программах формирования экономического» сознания молодежи в процессе обучения, не разработанность данной проблемы, является основным противоречием. Проблема сформулирована следующим образом: каковы особенности формирования экономического сознания вузовской молодежи в ситуации изменяющегося общества.

Объект — экономическое сознание молодежи в условиях изменяющегося общества.

Предмет - психологические особенности формирования экономического сознания студентов в процессе обучения в вузе.

Гипотезы- основаны на следующих предположениях: экономическое сознание студентов - сложное структурное образование, регулирующие его поведение в экономически значимых ситуациях, которое может быть раскрыто через анализ составляющих его элементов (структурных, содержательных и процессуальных); накопленный студентами жизненный опыт (поле экономического сознания) оказывается недостаточным (по уровню осознанности; ясности и мотивационно-ценностной специфике) для объективного и всестороннего анализа экономических явлений, связей и отношений, функционирующих в обществе, и требует психолого-педагогического вмешательства; разработка психолого-педагогической программы диагностики и развития особенностей экономического сознания студентов будет способствовать формированию у них адекватного отражения экономических реалий изменяющегося общества.

1. Экономическое сознание личности - это свойственная человеку форма  обобщенного отражения объективных  устойчивых свойств и закономерностей  организации экономической деятельности  государства, предприятий и домохозяйств, в результате которого у него  формируется внутренняя модель  экономического мира. Посредством  этой модели происходит познание  и преобразование мира субъектом  экономической действительности.

2. Экономическое сознание студентов  - сложное структурное образование,  которое может быть раскрыто  через анализ составляющих его  структурных элементов (экономических  знаний, представлений и отношений). Экономическое сознание студентов  вуза представляет собой высший  уровень психического отражения  экономической реальности, регулирующий  его поведение в экономически (и юридически) значимых ситуациях  и, дифференцирующий ее по уровню осознанности, ясности и мотивационно-ценностной специфике.

3. Разработанный методический комплекс  позволяет проводить диагностику специфических (структурных, содержательных и процессуальных) элементов, экономического сознания, студентов вузов в целях эмпирического анализа. Накопленный студентами жизненный опыт (поле экономического сознания) оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа экономических явлений, связей и отношений, функционирующих в обществе, и требует психолого-педагогического вмешательства.

4. Формирование экономического сознания  студентов представляет собой  комплексный психолого-педагогический  процесс, направленный на накопление  изменений, связанных с адекватным  личностным конструированием экономической  деятельности в изменяющихся  социально-экономических условиях  общества, которое выступает движущей  силой индивидуального развития  сознания. Опыт экономического конструирования,  усваивается, субъективизируется и становится реальной формой экономического сознания студента на, когнитивном, бытийном и рефлексивном уровнях.

5. Разработанная программа позволяет диагностировать частные и общие характеристики развития экономического сознания студентов и на их основе формировать индивидуальную способностью к самоуправлению и осознанному отношению к экономическим явлениям, фактам и событиям изменяющихся условий жизнедеятельности, в соответствии с компетентностными новообразованиями в поле сознания.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На успешность обучения студентов  в высших учебных заведениях влияют многие факторы : материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень до вузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Новое время диктует новые  требования к обучению и подготовке специалистов. Простая трансляция знаний в виде необходимого к запоминанию  материала потеряла свою актуальность. Другими словами позиция студента как пассивного участника педагогического  процесса, уступает, более динамичной – активной позиции студента в  обучении. Данная позиция в полной мере отвечает требования современной  экономической среды, в которую  попадает студент после обучения.

В заключение стоит еще  раз ,и в общем виде сформулировать, что кроме мотивации, уровня интеллекта, самооценки и успехов в предыдущей деятельности влияет на нашу готовность получать удовольствие от учебы, работать, не покладая рук, отвечать на вызовы жизни, не пасовать перед неудачами и добиваться выдающихся и социально значимых результатов. Как ни странно, это некое когнитивное образование, которое можно назвать скрытой, чаще всего стихийно сложившейся и потому не всегда осознаваемой теорией относительно сущности и природы нашего интеллекта, характера и личности. Центральным звеном такой имплицитной теории выступает вера или убеждение в том, что , наши интеллект и личность способны к существенному, не только количественному, но и качественному изменению - развитию.

 

 

Список использованной литературы:

1. Столяренко Л.Д. Основы  психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — С. 736.

2. Зимняя И.А. Педагогическая  психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384.

3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии  студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3. — С. 673.

5. Ильин В.С. О повышении  системности в педагогической  подготовке студентов к работе  в школе / Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1978. — С. 24—36.

6. Никитин В.А. Начало  социальной педагогики: уч. пос. — М.: Флинта, 1999. — С. 72.

7. Павлова Л.Н. Содержание  и организация самообразовательной  деятельности по формированию  субъективной активности студентов:  Автореф. дис….канд.пед.наук. — Красноярск, 2000. — С. 19.

8. Калмыкова З.И. Психологические  принципы развивающего обучения — М.: Знание, 1979. — С. 48.

9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 318.

10. Теплов Б.М. Практическое  мышление: хрестоматия по общей  психологии мышления. — М.: Педагогика, 1981. — С. 177.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности студентов экономических специальностей.Адаптация и аклиматизация