Психологические особенности студентов экономических специальностей.Адаптация и аклиматизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:28, контрольная работа

Краткое описание

Выявление направленности, динамики и интенсивности изменений, происходящих в сознании молодежи, поможет разработать программу формирования экономического сознания молодых людей. Ориентироваться на развитие их способности адекватно воспроизводить экономическую действительность, что предполагает наличие представлений о роли и месте человека в экономическом мире, об экономической свободе и ответственности, об особенностях индивидуальной экономической социализации личности, о направленности российских и мировых экономических процессов о богатстве и многообразии экономических отношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Психологические особенности студентов экономических специальностей….4
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

     Институт текстильной  и легкой промышленности 

ФГБОУ ВПО АлтГТУ им. И.И.Ползунова

         

 

Кафедра социогуманитарных дисциплин

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

 

 

 

Проверил:                                                                             к.п.н. доцент

                                                                                               Алиева Ю.В.

 

Выполнил:                                                                             студент IV курса

                                                                                               ИЭФ спец.080502

                                                                                               ш № 09446102

                                                                                               Каргина Л.А.

 

 

 

г.Барнаул 2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Психологические особенности  студентов экономических специальностей….4

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы. Формирование социально-экономических качеств  молодежи происходит, как известно, в результате овладения и воспроизводства  ими исторически сформировавшихся достижений и опыта человечества. Из-за кардинальных экономических преобразований, которые произошли в российском обществе на протяжении последних десятилетий, взрослая часть российского населения, социализировавшаяся в советскую  эпоху, оказалась не готовой к  успешной экономической самореализации в условиях рыночных отношений. Не успев  овладеть новыми концепциями, формами  и методами подготовки молодежи к  экономической деятельности в условиях рыночных отношений, социальные институты  общества оказались не способными эффективно организовать процесс подготовки учащихся к успешной экономической социализации, лишив молодых людей эволюционной возможности естественного овладения  современной экономической действительностью.

Экономическая социализация современной молодежи до настоящего времени происходит в условиях стихийного воздействия на личность социально-экономических  факторов и ситуаций в семье и  обществе. Вследствие этого экономические  потребности, которые должны выступать  в качестве предпосылки развития личности и движущей силы развития молодых людей, порождают внутренние противоречия между экономическими потребностями молодежи и реальными  возможностями их удовлетворения, создают  непосильные для автономного  решения экономические проблемы, порождают деструктивные психологические  процессы и состояния.

Выявление направленности, динамики и интенсивности изменений, происходящих в сознании молодежи, поможет разработать программу формирования экономического сознания молодых людей. Ориентироваться на развитие их способности адекватно воспроизводить экономическую действительность, что предполагает наличие представлений о роли и месте человека в экономическом мире, об экономической свободе и ответственности, об особенностях индивидуальной экономической социализации личности, о направленности российских и мировых экономических процессов о богатстве и многообразии экономических отношений.

 

Психологические особенности формирования экономического сознания студентов

Психология  становится типичной учебной дисциплиной  во многих образовательных программах подготовки бакалавров, специалистов, магистров гуманитарного и экономического направлений.

Учебный курс «Психология и педагогика" является обязательным для большинства  университетских специальностей, а  также преподается в технических  вузах. На эту дисциплину выделяется небольшое количество учебных часов. Соединение в одном курсе таких  предметов, как психология и педагогика, далеко не всегда оправданно для ряда специальностей. Перед преподавателем возникает трудная задача отбора содержания курса, который должен давать возможности для интегрирования психологических и педагогических знаний. Тем не менее, опыт преподавания данной дисциплины уже накоплен. При этом, как показывают исследования, ожидания студентов технических вузов от преподавания психологических дисциплин довольно разнообразны, но часто неадекватны в начале курса; интерес к психологии как теоретической общеобразовательной дисциплине проявляет небольшое число студентов. Инженерам читается курс психологии труда и инженерной психологии. Приобретает популярность и актуальность курс социальной психологии. Разрабатываются также авторские курсы для отдельных специальностей. Таким образом, можно видеть, что масштабы преподавания психологии студентам других специальностей в последние годы значительно расширяются. Это происходит как в силу возрастающего интереса студентов к психологическим знаниям, так и по причине необходимости получения студентами таких знаний. Однако небольшой объем учебного времени, отводимого на изучение курсов психологии, затрудняет реализацию целей обучения. Другой проблемой обучения психологии в таких образовательных программах является то, что преподавателям далеко не всегда удается учитывать профессиональную специфику обучаемых студентов.

Деятельность студента имеет  определенную внутреннюю структуру: цели, мотивы, способы, через которые в  ее психологическое содержание включаются влияния со стороны других людей, коллектива, а следовательно, и качества преподавания, руководства, проводимая в вузе воспитательная работа, идеология и мораль общества. Студенту присущи общие возрастные особенности : биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила и др.); психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств ); социальная (общественные отношения, качества, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.). Вместе с тем, изучая конкретного студента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, особенности его психических процессов и состояний.

Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности 

Годы студенчества — своеобразный этап жизненного пути. Основа вполне объяснима — обучение в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе.

Между процессом обучения и развитием существует сложная  динамическая взаимосвязь, изменяющаяся с возрастом. Л.С. Выготский доказал, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» ближайшего развития, очерченную кругом задач, которые на определенном этапе развития студент способен решать под руководством преподавателя, а не самостоятельно. Но с течением времени, по мере развития познавательных способностей эти задачи будут выполняться им вполне самостоятельно.

Особенно сложно приходится студентам первого курса. Временной  отрезок между окончанием школы  и началом обучения в вузе очень  короткий, и именно на нем необходимо существенно скорректировать ранее  поставленные цели, глубоко переосмыслить  свои привычки и поведение, в результате чего появляются новые качества, которые  способствуют выполнению новых социальных ролей, проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Перед студентом  возникают трудности, связанные  с тем, что приходится привыкать  ко всему новому — однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих.

Исследователи выделяют наиболее благоприятные для развития способностей так называемые сензитивные периоды онтогенеза человека. В эти периоды может происходить особенно интенсивное развитие способностей, опережающее общее развитие личности. Это — важное условие становления способностей.

Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказывают, что природа психофизического развития зрелости человека разнородна и противоречива, представляет собой сложную структуру различных процессов. Наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человека.

Для студенческого возраста характерны показатели: устойчивое внимание, развитое воображение, большая интегрированность памяти. В этот период интенсивно идет формирование личности, стиля поведения. Не секрет, что большинство студентов ставят перед собой «большие» задачи. В связи с этим на первое место выходит проблема самообразования и самовоспитания. Поэтому при организации любой деятельности студента необходимо учитывать его психологию, которая меняется с каждым новым курсом.

В студенческом возрасте происходят важные преобразования межличностных  отношений. Они, характеризующиеся  тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлективностью, становятся источником эмоциональных  переживаний. В данном возрасте усиливается  потребность в понимании и  сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение  со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития. В учебной деятельности адаптация связана с овладением методами познавательности, ориентацией в познавательных ценностях. Смена привычной среды может быть обострена неудовлетворенностью результатами учебы, межличностными отношениями, потерей привычного статуса в группе, тревогой в выборе будущей профессии. Это приводит к стрессам и нервному истощению, утомляемости и так называемой дезадаптации. Дезадаптация может проявляться в изменении системы внутренней регуляции, серьезных отклонениях в психике, саморазрушающем поведении, агрессии.

 

Многие исследователи  в области психологии и педагогики выявили тот факт, что одни студенты много и охотно работают над овладениями  новыми знаниями. Возникающие при  этом трудности только добавляют  им энергии и желания добиться поставленной цели. Другие же все делают «из-под палки», а препятствия  резко снижают их активность.

Педагоги и психологи  объясняют это индивидуально-психологическими особенностями студентов. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих делом прагматичным, целенаправленным и соответствующим переменам  в современном мире. Ценность образования  как социального феномена отошла на задний план. С появлением «коммерческого»  набора в вуз пришли обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать себе ни в чем, уверенные в правильности своего выбора, хорошо осведомленные  о специфике будущей профессиональной деятельности. Эти студенты, вдохновляемые  примером родителей (обычно предпринимателей), без страха смотрят в будущее: оно для них — четко прорисованная перспектива. Вместе с тем в целом поведение студентов отличается высокой степенью конформизма.

В ходе обучения в вузе разные курсы решают различные задачи. На первом курсе стоят задачи приобщения бывшего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни: у первокурсника отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс — это период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения. Студенты получают общую подготовку, формируются свои широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации (формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации) зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и др. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

В связи со своеобразием целей, задач, содержания, форм и методов  процесса обучения, а также из-за возрастных и психологических особенностей студентов технический вуз имеет  свою специфику.

Социально-экономические  условия требуют от выпускников  технических вузов таких качеств, как предприимчивость, коммуникабельность, готовность адаптироваться к новым  условиям работы. Специалисту на производстве приходится иметь дело с обильным потоком информации, который ему  необходимо правильно принять, переработать и передать, что невозможно без  наличия личностных коммуникативных  резервов.

Ряд исследователей отмечает, что студентам технического вуза присуще развитие невербального интеллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, более развитые пространственные представления, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления (Л.А. Баранова, Л.Н. Борисова, В.Н. Дружинин, Л.Н. Собчик). Выявлен высокий уровень концентрации, переключения внимания, зрительной памяти, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. У студентов технических вузов исследователи отмечают усиление интровертности личности в процессе обучения, доминирование мотивации познания, стремление к независимости, отсутствие стремления к доминированию, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с сокурсниками, критическое отношение к окружающему.

Информация о работе Психологические особенности студентов экономических специальностей.Адаптация и аклиматизация