Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа
Психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
— структура или устойчивые качества в психической реальности человека;
— мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;
В-третьих,
теория развития эго охватывает все
жизненное пространство индивидуума
(то есть от младенчества до зрелости и
старости).
Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности.
Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). [11, 217-219]
Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2)
общество, в принципе, устроено так,
что развитие социальных
Эриксон
разделил жизнь человека на восемь отдельных
стадий психосоциального развития эго
(как говорят, на «восемь возрастов человека»).
Согласно его утверждению, эти стадии
являются результатом эпигенетически
развертывающегося «плана личности»,
который наследуется генетически. Эпигенетическая
концепция развития (по-гречески «επi»
означает «после», a «γενεσιζ » — «рождение,
происхождение») базируется на представлении
о том, что каждая стадия жизненного цикла
наступает в определенное для нее время
(«критический период»), а также о том,
что полноценно функционирующая личность
формируется только путем прохождения
в своем развитии последовательно всех
стадий. Кроме того, согласно Эриксону,
каждая психосоциальная стадия сопровождается
кризисом — поворотным моментом в жизни
индивидуума, который возникает как следствие
достижения определенного уровня психологической
зрелости и социальных требований, предъявляемых
к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря,
каждая из восьми фаз жизненного цикла
человека характеризуется специфичной
именно для данной фазы («фазо-спеЦифической»)
эволюционной задачей — проблемой в социальном
развитии, которая в свое время предъявляется
индивидууму, но не обязательно находит
свое разрешение. [13, 201]
Эриксон выделял основные дихотомии, характерные для различных стадий психосоциального развития личности:
1) доверие — недоверие (грудной возраст);
2) автономия — стыд и сомнения (1—2 года);
3) инициатива — чувство вины (3—5 лет);
4) трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст);
5) становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность);
6)
интимность — одиночество (
7) творческая активность — застой (средний возраст);
8) умиротворение — отчаяние (старость) (табл.1)
Стадии
развития личности (по
Э.Эриксону)
Стадии | Нормальная линия | Аномальная линия | |||
развития | развития | развития | |||
1 | 2 | 3 | |||
1. Раннее мла- | ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как | НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как | |||
денчество (от 0 до 1 | взаимная любовь, привя- | результат плохого обращения | |||
года) | занность, взаимное призна- | матери с ребенком, игнориро- | |||
ние родителей и ребенка, | вания, пренебрежения им, ли- | ||||
удовлетворение потребно- | шения любви. Слишком раннее | ||||
стей детей в общении и дру- | или резкое отлучение ребенка | ||||
гих жизненно важных по- | от груди, его эмоциональная | ||||
требностей | изоляция | ||||
2. Позднее мла- | САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, | СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИ- | |||
денчество (от 1 года | УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. | ПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВ- | |||
до 3 лет) | Ребенок смотрит на себя как | СТВО СТЫДА. Ребенок чувст- | |||
на самостоятельного, но | вует свою неприспособлен- | ||||
еще зависимого от родите- | ность, сомневается в своих спо- | ||||
лей человека | собностях, испытывает лише- | ||||
ния, недостатки в развитии эле- | |||||
ментарных двигательных навы- | |||||
ков (например, хождении). | |||||
Слабо развита речь, сильное | |||||
желание скрыть свою ущерб- | |||||
ность от окружающих людей. | |||||
Чувство стыда | |||||
3. Раннее детство | АКТИВНОСТЬ. Живое во- | ПАССИВНОСТЬ. Вялость, от- | |||
(около 3 -5 лет) | ображение, активное изуче- | сутствие инициативы, инфан- | |||
ние окружающего мира, | тильное чувство зависти к дру- | ||||
подражание взрослым, | гим детям и людям, подавлен- | ||||
включение в полоролевое | ность, уклончивость, отсутствие | ||||
поведение, инициативность | признаков полоролевого пове- | ||||
Дения, чувство вины | |||||
4. Среднее детство |
ТРУДОЛЮБИЕ. Выражен- |
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ | |||
(от 5 до 11 лет) | ное чувство долга и стрем- | НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Сла- | |||
ление к достижениям, раз- | боразвитые трудовые навыки, | ||||
витию познавательных и | избегание сложных заданий, | ||||
коммуникативных умений и | ситуаций соревнования с дру- | ||||
навыков. Постановка перед | гими людьми, острое чувство | ||||
собой и решение реальных | собственной неполноценности, | ||||
задач, нацеленность фанта- | обреченности на то, чтобы всю | ||||
зии и игры на лучшие пер- | жизнь оставаться посредствен- | ||||
спективы, активное усвое- | ностью. Ощущение временно- | ||||
ние инструментальных и | го затишья перед бурей или пе- | ||||
предметных действий, ори- | риодом половой зрелости, кон- | ||||
ентация на задачу | формность, рабское поведение, | ||||
чувство тщетности прилагаемых | |||||
усилий при решении разных | |||||
задач | |||||
5. Половая зрелость, подростни-чество и юность (от 11 до 20 лет) | ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. | ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. | |||
УЧЕНИЕ.
Четкая половая поляризация в
формах поведения. Формирование мировоззрения.
Взятие на себя лидерства в группах
сверстников и при | |||||
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) | БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. | ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил. Состояние одиночества. | |||
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) | ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения | ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя | |||
8. Поздняя взрослость (свыше 60лет) | ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Состояние умиротворения | ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |
[12,
52-54]
Эриксон выделяет восемь стадий развития человека, причем с фиксацией на каждой стадии связан определенный паттерн личностных черт или конкретных периферических характеристик. Первые четыре стадии довольно тесно связаны с фрейдистскими оральным, анальным, фаллическим и латентными периодами, хотя очевидно, что Эриксон больше интересуется их психологической значимостью, а не биологической природой. Этот акцент позволяет ему рассматривать латентный период как важный этап жизнедеятельности взрослого, несмотря на то, что этот период не имеет серьезного биологического обоснования. Кроме того, вместо одного генитального периода, продолжающегося от пубертата до смерти, Эриксон выделяет еще четыре стадии развития, никоим образом не соотносящиеся с биологическим анализом сексуального инстинкта или либидо. У Эриксона практически теряется фрейдистский акцент на сексуальности, по крайней мере теряется, но все же признается важность психосексуальных конфликтов, сопровождающих кормление, выделение и т. п.
Согласно Эриксону, первая (оральная) стадия развития создает основу для базового доверия или базового недоверия. На этой стадии ребенок беспомощнее, чем когда бы то ни было в жизни, он нуждается в других людях, которые должны заботиться о нем, защищать и поддерживать. Если эти потребности удовлетворяются, ребенок будет смотреть на мир и на свою роль в нем с позиции общего доверия, но если он попадает в условия жесткой депривации, он будет недоверчивым. В дальнейшем доверие или недоверие человека сильно влияло на смысл жизни человека. По признаку доверия и базового недоверия Эриксон выделяет группу личностных черт, что является, по крайней мере, основой типа характера, хотя он и не детализирует их ни в каком определенном направлении. Этот недостаток детализации, характерный для групп личностных черт, выделяемых на восьми стадиях" развития, к сожалению, мешает Эриксону справиться с задачей, которую персо-нолог ставит перед собой, разрабатывая теорию периферии личности. Невозможно просто перейти от утверждений Эриксона к поведению конкретных людей, точно зная только, на что нужно обращать внимание, пытаясь определить, доверие или недоверие является частью характера человека. В любом случае он предлагает интересные описания всеобъемлющей значимости своей позиции. [4, 269]
Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его мотврных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, опускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере, своей средой то есть у него появляется самостоятельность.
Но
если воспитатели проявляют
Раннее детство, совпадающее с третьей стадией, Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.
Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.
В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети обычно ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
На этом возрастном этапе происходит половая индефикация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Среднее детство-предпубертанный возраст, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.
Этот
период жизни характеризуется
Постижение
основ трудового и социального
опыта дает возможность ребенку
получить признание окружающих и
обрести чувство
Если же достижения не велики,
он остро переживает свою
Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни. [2, 295]
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.
Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.
Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей – он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Информация о работе Психологические особенности развития личности