Психологические особенности юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является исследование возникновения конфликтов в юношеском возрасте, изучение взаимосвязи между образом конфликтной ситуации юношей и девушек с их поведением в конфликте. Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по проблеме возникновения конфликта в юношеском возрасте.
2.Выявить особенности образа конфликтной ситуации в группах испытуемых с преобладающими стратегиями в поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Изучить взаимосвязь между образом конфликтной ситуации и поведением в конфликте в юношеском возрасте.

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 91.75 Кб (Скачать)

         Таким образом,  юность - период жизни после отрочества  до взрослости, включающий в свои  рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте в общем и целом – учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском (студенческом) возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию.

Психологическую базу для профессионального  самоопределения в юности составляет, прежде всего, социальная потребность  юношей и девушек занять позицию  взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Другим важнейшим фактором, составляющим психологическую базу профессионального  самоопределения и обеспечивающим готовность юношества к вступлению во взрослую жизнь, является наличие  способностей и потребностей, которые  позволяют с возможной полнотой реализовать себя на гражданском  поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это, во-первых, потребность в  общении и овладение способами  его построения; во-вторых, теоретическое  мышление и умение ориентироваться  в различных формах теоретического познания (научном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и  гражданского мировоззрения, а также  развитой рефлексии, с помощью которой  обеспечивается осознанное и критическое  отношение к себе; в-третьих, потребность  в труде и способность трудиться, овладение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя её на творческих началах.

Общие мировоззренческие поиски заземляются  и конкретизируются юношеством в  жизненных планах. Чем старше юноша  и девушка, тем насущнее становится необходимость жизненных выборов  развития. Из множества воображаемых, фантастических или абстрактных  возможностей постепенно «проступает» несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит  выбирать. Понятно, что многое в юности вырисовывается лишь в самом общем  виде. Самым важным, неотложным и  трудным делом становится для  юношества выбор профессии. Психологически устремлённый в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через  незавершённые этапы, юноша хорошо понимает, что содержание этой будущей  жизни, прежде всего, зависит от того, сумеет ли он правильно («личностно верно») выбрать профессию. Каким бы беззаботным, легкомысленным и беспечным ни выглядел юноша, выбор профессии – его  главная и постоянная забота.

Сфера общения в юношеском возрасте имеет большое значение для развития личности, что выражено в высокой значимости, для юношей и девушек, именно качественных характеристик процесса коммуникации. Начав в отрочестве («подростничестве») созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, очень молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Юноша, стремясь к самоидентификации, продолжает открывать через постоянные внутриличностные рефлексии свою ускользающую сущность. Он остаётся легкоранимым – ироничный взгляд, меткое саркастическое слово другого, особенно, более старшего по возрасту и авторитетного человека, – могут разом «обезоружить» молодого человека и «сбить» с него так часто демонстрируемый им апломб.

Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает  то социальное пространство (микросоциум, мезосоциум и макросоциум), в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых, состоявшихся в профессии людей.

Тем не менее, семья остается тем  микросоциумом, где юноши и девушки себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом – профессиональные. Жизненные планы юноши и девушки обсуждают и с преподавателями, и со своими взрослыми знакомыми, чьё мнение для них важно, и, конечно, друг с другом.

Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение  со сверстниками. Общение со сверстниками в юношеском возрасте — это  специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. В юношеском возрасте почти  совсем преодолевается свойственная предшествующим этапам психоонтогенеза психологическая зависимость от взрослых, происходит утверждение социально-психологической самостоятельности личности, чему способствует насыщенная коммуникация со сверстниками. В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением коллективно-групповых «подростнических» форм общения, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

В юношеском возрасте становится важным и актуальным поиск спутников  жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с  людьми, укрепляются связи со своей  социальной группой, появляется чувство  интимности во взаимодействии с некоторыми людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место  среди других привязанностей. Однако, потребность в психологической (эмоционально-чувственной) интимности в юности практически  «ненасыщаема», удовлетворить её крайне трудно. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии. Юность считается «привилегированным» возрастом дружбы, но сами юноши и девушки полагают настоящую дружбу редко встречающейся. Эмоциональная напряжённость дружбы в юношеском возрасте снижается при возникновении любви. Юношеская любовь предполагает существенно большую степень эмоциональной интимности, нежели чем дружба, но любовь в юности, что характерно именно для этого возраста, как бы включает в себя дружбу.

К концу юношеского возрастного  периода заканчиваются процессы физического созревания человека. В  юности происходит т.н. завершающая  гормональная перестройка, сопровождающая полное половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей и девушек  характерен резкий рост интереса к  сексуальным вопросам. Наблюдается  существенное возрастание сексуальных  форм поведения. Большое значение юношами  и девушками придается «деятельностной» выраженности их принадлежности к вполне определённому полу. Развитие половой идентификации в юности представляет собою психосоциальный процесс полномасштабного усвоения человеком своей половой социальной роли и признания этой его роли обществом.

В юношеском возрасте, наряду с  отмеченным выше, отмечаются две несколько противоположные тенденции в области общения и взаимодействия с другими людьми: расширение сферы общения с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление от социума с другой стороны.

Первая тенденция проявляется  в стремлении к идентификации (уподоблению) с другими людьми. Это явление внешне проявляется в увеличении времени, которое расходуется именно на «чистое» общение (повсеместно, – 3–4 часа в сутки в будни, 7–9 часов, – в выходные и праздничные дни), в существенном расширении социального пространства (охвата) общения, и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения», т.е. в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. Высокий уровень потребности в общении, проявляющийся в расширении его сферы и общих интересов, объясняется активным физическим, умственным и социальным развитием юношей и девушек и, в связи с этим, увеличением круга их познавательных интересов по отношению к окружающим людям и к окружающему миру в целом. Важным обстоятельством в этом вопросе является и возросшая в юношеском возрасте потребность в совместной деятельности (взаимодействии) – она во многом и находит своё удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость и в новом опыте и в признании, в защищённости, в эмоциональной интимности. Это также определяет рост потребности юношей и девушек в общении с окружающими людьми, рост потребности быть принятыми социумом, потребности быть признанными обществом.

Вторая закономерность, которая  проявляет себя в общении в  юности, это психологическое стремление к индивидуализации и к социальному  обособлению. Об этой тенденции свидетельствует  строгое разграничение юношеством природы (характера) взаимоотношений  с окружающими, высокая избирательность  в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению  в диаде. Стремление к обособлению  – это желание оградить свой внутриличностный уникальный мир от вторжения сторонних и, даже, близких людей, для того, чтобы укрепить своё «чувство личности», чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания психологической дистанции при взаимодействии с другими людьми, позволяет юношеству «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровнях общения.

Говоря о социально-психологических  потребностях в уподоблении и  в обособлении, надо так же меть в  виду, что развитие личности (особенно в юности) можно рассматривать  как процесс двуединый. С одной  стороны, это уподобление (сличение с кем-то) себя другим людям в процессе общения (социально-психологическая  идентификация), а с другой – отличение (отделение, отчуждение) себя от других в чём-то, в результате процесса обособления. Причём, в общении уподобление и обособление протекают, в юности, в тесном единстве.

Психические новообразования юношеского возраста имеют ярко выраженную возрастную психофилогенетическую специфику, и, разумеется, подвержены психоонтогенетическим особенностям. Юность — завершающая стадия психологического этапа персонализации, периода нахождения самоидентичности. Главные психические новообразования (приобретения) юношеского возраста: глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности; развитие самосознания; активное формирование мировоззрения.

В юношеский возрастной период довольно напряжённо происходит формирование нравственного  сознания, осуществляется выработка  и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Юность — решающий этап формирования мировоззрения  личности. Мировоззрение – это  не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание  которых в юности сопровождается чувством их истинности (юношеский  максимализм), правильности. Поэтому, в  юности формирование мировоззрения  связано с решением т.н. смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу и девушку не сами по себе, а в связи с собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск в юности включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной и/или профессиональной, культурной группы, нации и/или этноса и т.п.). Юношеством осуществляется осознанная ориентация на своё будущее социальное положение (выбор социально-профессионального статуса), осмысливаются способы его достижения.

Психологическое содержание юношеского этапа развития личности, наверное, в большей степени связано именно с развитием самосознания как психического образования, с решением задач профессионального самоопределения и со вступлением во взрослую жизнь. К 16-17 годам (ранняя юность) уже возникает особое психическое измерение в структуре самосознания, которое обозначается термином самоопределение. С точки зрения развития самосознания субъекта, в юношеском возрасте самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. С 17 до 20 лет (собственно юность, юность в узком смысле) самосознание личности всё больше развивается, усложняется, структурируется, приобретая системно (но не во всех деталях) законченный вид к поздней юности, – к 20-21 годам.

В юности активно формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность  в труде, способность строить  жизненные планы, общественная направленность личности. Становление устойчивого  самосознания и стабильного «Образа  Я» — возможно, центральное психологическое  новообразование юношеского возраста. В юности практически окончательно складывается система представлений  человека о самом себе, сформировывается некое обобщённое представление  о себе, которое, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую  те или иные переживания. При этом, в самосознание активно входит психологический фактор времени, юноша и девушка начинают «жить будущим».

Центральным фокусом значимости всех мировоззренческих проблем в  юности становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как мне жить?», «Что мне сделать для того, чтобы  жить так, как я хочу?»). Юношество  ищет глобальную и универсальную  формулировку своего самовыражения: «служить людям» (работать с людьми, приносить пользу людям); «познавать людей», «познавать себя». Наряду с этим, юношество остро интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности, в чём ярко проявляется общественная направленность личности в юношеском возрасте. Этому возрасту специфично свойственны сложная рефлексия и глубокий самоанализ как проявления психологической смысловой ориентации.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная  черта юношества (студенчества). Выбор  профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все разнообразные  мотивационные тенденции в юности (студенчестве), идущие как от непосредственных интересов личности, так и от других многообразных мотивов, порождаемых  условиями социально-профессионального  выбора.

Интеллектуальное развитие в юности имеет так же свою специфику. Появляются повышенная склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разбираться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение (соотнесение) себя с неким идеалом, активизируется возможность самовоспитания. Мышление в юности (студенчестве) приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется некоторая познавательная страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам (активно развиваются интеллектуальные чувства). Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств (интеллектуальное измерение самооценки). Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. В юности (студенчестве) возрастают концентрация внимания, объём памяти, увеличивается т.н. логизация учебного (познаваемого) материала (усваиваемой информации). В юности (студенчестве) так же активно формируется (на завершающей стадии развития данной высшей психической функции) абстрактно-логическое мышление. В юношеском (студенческом) возрасте выраженно проявляется познавательное умение самостоятельно разбираться в сложных (многопричинных) вопросах. У людей юношеского (студенческого) возраста мышление становится более систематическим и критическим по сравнению с отрочеством. При этом, когнитивные процессы юношей и девушек весьма подвержены эмоциям и чувствам. Юноши и девушки требуют доказательств и обоснования тех утверждений, которые они слышат от преподавателей, окружающих их и близких им людей. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения своих мыслей.

Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста