Психологические особенности юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является исследование возникновения конфликтов в юношеском возрасте, изучение взаимосвязи между образом конфликтной ситуации юношей и девушек с их поведением в конфликте. Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по проблеме возникновения конфликта в юношеском возрасте.
2.Выявить особенности образа конфликтной ситуации в группах испытуемых с преобладающими стратегиями в поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Изучить взаимосвязь между образом конфликтной ситуации и поведением в конфликте в юношеском возрасте.

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 91.75 Кб (Скачать)

Происходит в юношеские (студенческие) годы и совершенствование (развитие) памяти. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объём памяти, но и к тому, что  в значительной мере меняются способы  запоминания (активно применяются  т.н. мнемические приёмы запоминания). Наряду с активизирующимся непроизвольным запоминанием, у юношества (студенчества) наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.

1.4. Конфликтность как особенность протекания юношеского возраста.

Юность - период в развитии человека, который завершает процессы физического созревания человека. Психологическое  содержание этого этапа связано  с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения  и социального становления вступлением  во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность  строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость  от взрослых и утверждается самостоятельность  личности.  

Юность - напряженный период социализации, а также формирования нравственного сознания, выработки  ценностных ориентации и идеалов, устойчивого  мировоззрения, гражданских качеств  личности. Ответственные и сложные  задачи, стоящие перед индивидом  в юношеском возрасте, при неблагоприятных  общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности. [Ворожейкин И.Е.Конфликтология, -М.:Инфра-М.,2004,-240с.]

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука, конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями [Наконечная О.В., Шевчук Г.А., Шевчук А.С. Психологические детерминанты конфликтности подростков. Режим доступа:http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/14_3/] .

Типичными и наиболее значимыми  по содержанию причинами конфликтов в юношеском возрасте являются:

  • ограничительный воспитательный стиль взрослого по отношению к подрастающей личности;
  • столкновения по вопросам эротики и секса;
  • школьная и вузовская неуспеваемость;
  • помощь в хозяйственных делах, аккуратность;
  • ситуации, касающиеся области автономии и авторитета, в частности, связанные со стеснением свободы молодых людей правилами и регламентами социальных институтов.

С точки зрения X. Ремшмидта,  конфликты с ровесниками в юности, чаще всего, связаны с соперничеством и борьбой за лидерство. В ранней юности они возникают и у девушек, и у юношей преимущественно с лицами своего пола. Юноши соперничают за лидерство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной сферах, за дружбу и привязанность. У девушек даже в ранней юности соперничество крайне редко связано с успехами в труде или спорте. Из-за более раннего по сравнению с юношами полового созревания на первый план выступают отношения с представителями другого пола. Конфликты возникают преимущественно из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей [Емельянов С.М.Практикум по конфликтологии,-СПб.,2009,-384с.].

Конфликты между партнерами начинаются на более поздних этапах юности. Именно на "стадии тренировки" в партнерских отношениях происходят многочисленные столкновения между юношами и девушками, связанными узами дружбы. Они касаются вопросов образования семьи, добрачных половых отношений, верности партнеру, перспектив общего будущего, представлений о нормах и споров с родителями.

В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе  общественных отношений, обусловленное  изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юношества  различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку  он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в  фактической материальной зависимости  от родителей, что может вызвать  у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста.

В юношеском возрасте могут  происходить изменения в социальном статусе личности в связи с  окончанием школы, поступлением в вуз, на работу, что требует адаптации  к новым условиям деятельности и  социальному окружению.  Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.

В юношеском возрасте развивается  самосознание, приобретая качественно  новый характер по сравнению с  самосознанием подростка. У юноши  появляется тенденция постоянно  оценивать свою личность, анализировать  свои действия, поведение, поступки. В  отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».

Трудности юношеского возраста могут порой служить причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного  поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, может реализоваться неправильными  и ошибочными методами, стремлением  развивать у себя асоциальные  качества.

Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей  и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно  искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление  развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п. [Анашкина Е.Б. Групповые формы коррекции конфликтных отношений, -Томск: «Факел». 2008.-70с.]

Чувство взрослости у молодых  людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в  самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения  и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную  направленность.

Следует также учитывать  юношеский максимализм, оставшийся от подросткового возраста,  категоричность и нетерпимость к окружающим, которые затрудняют формирование у них адекватной самооценки. В юношеской среде нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и на путь правонарушений [Анашкина Е.Б.Групповые формы коррекции конфликтных отношений,-Томск: «Факел»,2008. – 70с.] .

Таким образом, очень важно  вовремя направить конфликтное  поведение юношества, в сторону  конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте, тем самым  научить их правильному выходу из конфликтных ситуаций и социальному  становлению в обществе.  

 

 


Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста