Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа
Цель работы: является исследование возникновения конфликтов в юношеском возрасте, изучение взаимосвязи между образом конфликтной ситуации юношей и девушек с их поведением в конфликте. Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по проблеме возникновения конфликта в юношеском возрасте.
2.Выявить особенности образа конфликтной ситуации в группах испытуемых с преобладающими стратегиями в поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Изучить взаимосвязь между образом конфликтной ситуации и поведением в конфликте в юношеском возрасте.
Происходит в юношеские (студенческие) годы и совершенствование (развитие) памяти. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объём памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания (активно применяются т.н. мнемические приёмы запоминания). Наряду с активизирующимся непроизвольным запоминанием, у юношества (студенчества) наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.
1.4. Конфликтность как особенность протекания юношеского возраста.
Юность - период в развитии
человека, который завершает процессы
физического созревания человека. Психологическое
содержание этого этапа связано
с развитием самосознания, решением
задач профессионального
Юность - напряженный период социализации, а также формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности. [Ворожейкин И.Е.Конфликтология, -М.:Инфра-М.,2004,-240с.]
В работах Л. И. Божович, Л.
С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука,
конфликтное поведение рассматривается
как результат внутренних и внешних противоречий
между обществом, микросредой и самим
человеком. Это результат внутренних и
внешних противоречий между потребностью
в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения,
между самооценкой и оценкой группы, между
требованиями группы и собственными установками
и убеждениями [Наконечная О.В., Шевчук
Г.А., Шевчук А.С. Психологические детерминанты
конфликтности подростков. Режим доступа:http://vestnik.yspu.
Типичными и наиболее значимыми по содержанию причинами конфликтов в юношеском возрасте являются:
С точки зрения X. Ремшмидта,
конфликты с ровесниками в юности, чаще
всего, связаны с соперничеством и борьбой
за лидерство. В ранней юности они возникают
и у девушек, и у юношей преимущественно
с лицами своего пола. Юноши соперничают
за лидерство в группе, за успехи в физической
и интеллектуальной сферах, за дружбу
и привязанность. У девушек даже в ранней
юности соперничество крайне редко связано
с успехами в труде или спорте. Из-за более
раннего по сравнению с юношами полового
созревания на первый план выступают отношения
с представителями другого пола. Конфликты
возникают преимущественно из-за соперничества
за благосклонность и привязанность более
старших по возрасту юношей [Емельянов
С.М.Практикум по конфликтологии,-СПб.,2009,-
Конфликты между партнерами начинаются на более поздних этапах юности. Именно на "стадии тренировки" в партнерских отношениях происходят многочисленные столкновения между юношами и девушками, связанными узами дружбы. Они касаются вопросов образования семьи, добрачных половых отношений, верности партнеру, перспектив общего будущего, представлений о нормах и споров с родителями.
В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юношества различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста.
В юношеском возрасте могут
происходить изменения в
В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием подростка. У юноши появляется тенденция постоянно оценивать свою личность, анализировать свои действия, поведение, поступки. В отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».
Трудности юношеского возраста
могут порой служить причиной
возникновения отклонений в развитии
и различных формах неадекватного
поведения. Так, потребность в самовоспитании,
свойственная лицам этого возраста,
может реализоваться
Хотя в юношеском возрасте
и формируется ярко выраженная направленность
личности в виде определенных целей
и перспектив жизни, установок, ориентаций
и идеалов, однако общение в преступной
среде, преступная деятельность существенно
искажают направленность их личности,
порождая противоречивость во взглядах
и убеждениях, ценностях и ориентациях.
Нравственное сознание в этом возрасте
может получить искаженное направление
развития, порождая нравственный нигилизм,
специфическое понимание
Чувство взрослости у молодых
людей становится более глубоким,
чем у подростков, проявляясь в
самоутверждении и
Следует также учитывать юношеский максимализм, оставшийся от подросткового возраста, категоричность и нетерпимость к окружающим, которые затрудняют формирование у них адекватной самооценки. В юношеской среде нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и на путь правонарушений [Анашкина Е.Б.Групповые формы коррекции конфликтных отношений,-Томск: «Факел»,2008. – 70с.] .
Таким образом, очень важно вовремя направить конфликтное поведение юношества, в сторону конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте, тем самым научить их правильному выходу из конфликтных ситуаций и социальному становлению в обществе.
Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста