Психологические особенности юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является исследование возникновения конфликтов в юношеском возрасте, изучение взаимосвязи между образом конфликтной ситуации юношей и девушек с их поведением в конфликте. Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по проблеме возникновения конфликта в юношеском возрасте.
2.Выявить особенности образа конфликтной ситуации в группах испытуемых с преобладающими стратегиями в поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Изучить взаимосвязь между образом конфликтной ситуации и поведением в конфликте в юношеском возрасте.

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 91.75 Кб (Скачать)

Последним элементом является позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Конфликтное поведение. Состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в большой степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, т.е. взаимообусловливаются, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия. (Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов. -М., Аспект-Пресс,1996)

Конфликтное поведение имеет  свои принципы, стратегии (способы) и  тактики (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделают: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения  в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Выделяют следующие стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Достичь своих целей в  конфликте человек может с  помощью: противоборства («борьба»), отстаивания своей позиции на основе норм и правил («право»), манипуляции другим («хитрость») и открытого разговора («диалог»).

Нормативная стратегия представляет собой линию поведения, в основе которой лежит опора на нормативность позиции в сочетании с уважением к личности оппонента. Конфронтационная (или агрессивная) стратегия рассматривается как конфликтный тип поведения. Она предполагает активное использование угроз, психологического давления, оскорблений, блокирующих действий, физического и морального насилия.

Манипулятивная стратегия предусматривает достижение поставленных целей путем косвенного психологического воздействия на оппонента, в результате которого он вынужден уступить или действовать в нужном для манипулятора направлении.

Переговорная стратегия предполагает реализацию стремления личности обсуждать проблему, вести активный диалог по поиску компромисса, двигаться к разрешению противоречия путем уступок (односторонних или обоюдных), а также находить такое решение, которое устраивает обе стороны. (Гришина Н.В. Психология подростка. -СПб., 2005).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Стратегии и тактики поведения участников в конфликте.

Когда человек находится  в конфликтном противостоянии, для  более эффективного решения проблемы необходимо выбрать обределенную стратегию поведения.  При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченныхв конфликт людей, а также природу самого конфликта. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.

Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека(группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Широкое распространение  в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

Оценка интересов в  конфликте это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса – Килмера она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.(Дмитриев А.В. Конфликтология.-М.:Гардарики,2000, 320с.)                    

Согласно модели, конфликтное  поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, где: по вертикальной оси указывается степень настойчивости  в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов; по горизонтальной оси – степень  уступчивости в удовлетворении интересов  других партнеров, представляемая, как  важность отношений.

 

Минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке    пересечения образует стратегию избегания (ухода), максимальная по вертикальной оси – соперничество, по горизонтальной - приспособление, сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит  свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?, «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). Оценка интересов в конфликте - это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса - Киллмена оценка интересов соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. На основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств: содержания предмета конфликта, ценности межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей личности (23, с. 61).

Соперничество.

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов  в конфликте, как высоких, а интересов  своего соперника - как низких. Выбор  стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаимоотношения. Выбор  в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для  деструктивной модели. При такой  стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет  и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов  дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. И, во-вторых, при угрозе существованию  организации, коллектива. Нередко соперничество  выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как эмоциональная  реакция на неблагоприятное воздействие.

Приспособление.

Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов  соперника высокая. Человек, принимающий  стратегию приспособления, жертвует личными интереса¬ми в пользу интересов соперника (Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций.-М.:ЭКСМО,2000,320с.).

При анализе данной стратегии  следует учитывать некоторые  моменты:

1)      иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу, уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;

2)      уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной  ситуации, меняющим ее течение на более благоприятное.

Компромисс.

Компромиссная стратегия  поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно  назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии  важно иметь в виду ряд существенных моментов:

1)      компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;

2)      иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность;

3)      компромисс может принимать активную и пассивную формы.

Активная форма компромисса  может проявляться в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс —  это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в  тех или иных условиях.

Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку  не одна из сторон не удовлетворяет  свои интересы полностью, и основа для  конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем  другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

Сотрудничество.

Личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком  уровне оценивает интересы соперника  и свои собственные. Основа данной стратегии  это баланс интересов и признание  ценности межличностных отношений.( Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.-М.: Инфра – М.,2000,304с.)

Стратегия сотрудничества характеризуется  высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так  и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов.

Также, при анализе конфликта  и выборе адекватных решений по управлению конфликтом выделяют следующие модели поведения субъектов конфликтного взаимодействия: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, конфликтной ситуацией, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия.

Давая общую оценку данных моделей поведения, желательной  и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный. Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Но если противоречия, вызвавшие конфликт носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Таким образом, универсальной  реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как  в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Внутренние противоречия рассматриваются как  проявления конфликтов, разрушающих  психику человека. Ни одну из приведенных  стратегий и моделей поведения  нельзя назвать однозначно «хорошей»  или «плохой». Каждая из них может  быть оптимальной и обеспечить наилучший  эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество, конструктивная модель поведения в  конфликте в наибольшей степени  соответствуют современным представления о долгосрочном взаимодействии между людьми. Достижение внутренней гармонии не может быть проблемой, решенной человеком для себя раз и навсегда. Стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, должны быть приоритетными для каждого.

Избегание.

Реализуется тогда, когда  мы не отстаиваем свои права не сотрудничаем ни с кем для выработки решения  проблемы или просто избегаем решений  конфликта ( Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления.-Киев,1991,-130с.) .

Данная стратегия отличается отличается желанием не ввязываться в конфликт. Она характеризуется низким  уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы соперника и является взаимной, то есть это взаимная уступка.

При анализе данной стратегии  важно учитывать два варианта ее проявления:

1.Предмет конфликта не особо важен ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

2. Предмет спора наоборот имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае конфликт может  исчерпаться, а во втором он может  иметь рецедив.

Тактика поведения в конфликте может использоваться в рамках разных стратегий.

Основными тактиками поведения в конфликте, или, как их еще называют, тактиками  воздействия, являются: 

— рациональное убеждение – использование  фактов и логики для подтверждения  своей позиции и убеждения  оппонента;  

— давление - требования, приказы, у  грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);                                                                                                                                                — апелляция к власти, санкции -  использование взысканий и вознаграждений;                                       

Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста