Психологические особенности юношеского возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является исследование возникновения конфликтов в юношеском возрасте, изучение взаимосвязи между образом конфликтной ситуации юношей и девушек с их поведением в конфликте. Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по проблеме возникновения конфликта в юношеском возрасте.
2.Выявить особенности образа конфликтной ситуации в группах испытуемых с преобладающими стратегиями в поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Изучить взаимосвязь между образом конфликтной ситуации и поведением в конфликте в юношеском возрасте.

Файлы: 1 файл

черновой вариант.docx

— 91.75 Кб (Скачать)

—дружелюбное обращение, заискивание создание у оппонента  представления о наличии у него привлекательных качеств;                          

— коалиционная - просьбы о поддержке, союзе;   

— заключение сделок - взаимный обмен  благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);  

— введение оппонента в состояние  волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта  неожиданности;

— неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут  приняты. 

Получены  данные о влиянии на выбор тактики  таких переменных, как социальный статус объекта воздействияи его устойчивость к воздействию, а также социального статуса лица, применяющего тактику.

Тактики могут быть «мягкими» или «жесткими». Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой -  тактика вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым(Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие,-М.,2002,85с.) Существуют тактики непосредственного воздействия (сообщение о сути дела) и опосредованного (то, что хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается). К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как требования, просьбы, к полюсу опосредованности – заикивание, дружелюбное обращение. Можно выделять рациональные (например рациональное убеждение) и иррациональные (давление,  заикивание) тактики (Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие.-М.,2002,87с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Психологические особенности юношеского возраста

 

Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность  и противоречивость представлений  можно объяснить (как и подросткового  возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития [Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии, 1991. №3; 223].

Юношеский возраст- период индивидуальной жизни, в котором  становится (развивается) способность  деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для  решения задач строительства  собственной жизни, перспективы, характерной  для взрослого человека (решение  профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление  общественно значимого поступка или действия; построение собственной  семьи и т.п.) [Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии, 1991. №3; 224].

Юность не так давно выделилась в самостоятельный  период жизни человека, исторически  относясь к "переходному этапу" возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и  произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и  овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению  разных видов труда. [Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии, 1991. №3; 225]

Юность разделяют  на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются [Андреева Г.М. Социальная психология; 278]. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего - подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других - к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст-15-17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20-23 годам.

Границы юности связаны с возрастом обязательного  участия человека в общественной жизни. Юность - возраст обязательного  участия в выборах органов  государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся  к анализу и сопоставлению  общечеловеческих ценностей и своих  собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно  разрушить или принять исторически  обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение  в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция  является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной [Cоциальная психология/ под ред. Г. П. Предвечного и Ю.А. Шерковина.-М.,1975; 282-284].

Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально  готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает ещё нет  опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей [Cоциальная психология/ под ред. Г. П. Предвечного и Ю.А. Шерковина.-М.,1975; 286].

Часто юность считают бурной, объединяя её в  один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать  особенно напряжёнными. Возникают новые  потребности интеллектуального  и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних  может оказаться напряженным, а  у других плавно и постепенно передвигаться  к переломному моменту в своей  жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад  жизни, им не свойственны романтические  порывы, у них хорошие отношения  с родителями и учителями. Но при  этом дети менее самостоятельны, более  пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим  принимать самостоятельные решения  в сложных ситуациях по сравнению  с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время  легко. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего [Кон И.С. Открытие “Я”. -М., 1978; с.314-316].

Главное психологическое  приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая  способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых  эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и  осмысливать свои эмоции уже не как  производные от каких-то внешних  событий, а как состояния собственного “Я". Вместе с осознанием своей  уникальности, неповторимости, непохожести  на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я “ ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или  ощущение внутренней пустоты, которую  необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект  Пресс, 2001; с.17].

            Главной категорией юношеского возраста в зарубежной психологии выступает категория психосоциальная идентичность, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном [Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М., 1996]. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является нормативный кризис идентичности. Термин кризис употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово нормативный имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.

           Главной  задачей, которая встает перед  индивидом в юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного я. Юноша должен ответить на вопросы: Кто я ? и Каков мой дальнейший путь ? В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

             Важнейшим механизмом формирования  идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах.

              Поиск идентичности может решаться  по-разному. Один из способов  решения проблемы идентичности  заключается в испытании различных  ролей. Некоторые молодые люди  после ролевого экспериментирования  и моральных исканий начинают  продвигаться в направлении той  или иной цели. Другие могут  и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно  принимает ценности своей семьи  и избирает поприще, предопределенное  родителями. Некоторые молодые люди  на пути длительных поисков  идентичности сталкиваются со  значительными трудностями. Нередко  идентичность обретается лишь  после мучительного периода проб  и ошибок. В ряде случаев человеку  так и не удается достичь  прочного ощущения собственной  идентичности.

            Главной опасностью, которой, по  мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего я, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.

            В отечественной психологии выделяют следующие основные психологические особенности юношеского возраста (18-25лет).[Педагогика психология высшей школы. Ростов-на Дону: Феникс. 1998 С. 277-278]

·Зрелость (в умственном, нравственном отношении)

·Убежденность, сложившееся мировоззрение

·Чувство нового

·Смелость, решительность

·Способность к увлечению

·Оптимизм

·Самостоятельность

·Прямолинейность

·Критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью

·Скептическое, критическое, ироническое  отношение к преподавателям и  режиму учебного заведения

·Сохраняются максимализм и  критичность, отрицательное отношение  к мнению старших

·Неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком

·Пик интеллектуальных и познавательных возможностей

·Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места  в жизни

· Выбор спутника жизни, создание своей  семьи, активность в сексуальной  сфере

         Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. В качестве общих особенностей этого возраста Личко А. Е. отмечает «изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию, и сочетание полярных качеств, выступающих попеременно».

         В этот  период расширяется круг личностно-значимых  отношений, всегда эмоционально  окрашенных, которые проявляются  в развитии так называемых  высших чувств. Например, в юности развивается чувства юмора, иронии, позволяющих вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, «странные» ассоциации. Развитие таких чувств не является линейным процессом, их уровень и содержание тесно связаны с индивидуально-личностными свойствами человек [Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980; с. 82].

           Личностное  и профессиональное самоопределение  - центральное новообразование этого  возрастного периода. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связанны с выработкой мировоззрения - системы ясных, достойных убеждений, выражающих отношение человека к миру, его ценностные ориентации [. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996, с.81].

Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста