Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа
Цель работы: является исследование возникновения конфликтов в юношеском возрасте, изучение взаимосвязи между образом конфликтной ситуации юношей и девушек с их поведением в конфликте. Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по проблеме возникновения конфликта в юношеском возрасте.
2.Выявить особенности образа конфликтной ситуации в группах испытуемых с преобладающими стратегиями в поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
3. Изучить взаимосвязь между образом конфликтной ситуации и поведением в конфликте в юношеском возрасте.
—дружелюбное обращение,
заискивание создание у оппонента представления
о наличии у него привлекательных качеств;
— коалиционная - просьбы о поддержке, союзе;
— заключение сделок - взаимный обмен благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);
— введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности;
— неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут приняты.
Получены данные о влиянии на выбор тактики таких переменных, как социальный статус объекта воздействияи его устойчивость к воздействию, а также социального статуса лица, применяющего тактику.
Тактики могут быть «мягкими» или «жесткими». Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой - тактика вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым(Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие,-М.,2002,85с.) Существуют тактики непосредственного воздействия (сообщение о сути дела) и опосредованного (то, что хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается). К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как требования, просьбы, к полюсу опосредованности – заикивание, дружелюбное обращение. Можно выделять рациональные (например рациональное убеждение) и иррациональные (давление, заикивание) тактики (Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие.-М.,2002,87с.)
Юношеский возраст
- один из самых спутанных и
Юношеский возраст- период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.) [Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии, 1991. №3; 224].
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к "переходному этапу" возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. [Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии, 1991. №3; 225]
Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются [Андреева Г.М. Социальная психология; 278]. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего - подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других - к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст-15-17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20-23 годам.
Границы юности
связаны с возрастом
Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей [Cоциальная психология/ под ред. Г. П. Предвечного и Ю.А. Шерковина.-М.,1975; 286].
Часто юность
считают бурной, объединяя её в
один период с подростковым возрастом.
Поиски своего места в этом мире,
поиски смысла жизни могут стать
особенно напряжёнными. Возникают новые
потребности интеллектуального
и социального порядка, удовлетворение
которых станет возможным только
в будущем. Этот период у одних
может оказаться напряженным, а
у других плавно и постепенно передвигаться
к переломному моменту в своей
жизни. При благополучном протекании
ранней юности старшеклассника радует
спокойный упорядоченный уклад
жизни, им не свойственны романтические
порывы, у них хорошие отношения
с родителями и учителями. Но при
этом дети менее самостоятельны, более
пассивны, иногда более поверхностны
в своих привязанностях и увлечениях.
Вообще считается, что к полноценному
становлению личности приводят поиски
и сомнения, характерные для юношеского
возраста. Те, кто прошёл через них,
обычно в большей мере независимы,
творчески относятся к делу, обладают
более гибким мышлением, позволяющим
принимать самостоятельные
Главное психологическое
приобретение ранней юности - открытие
своего внутреннего мира. Обретая
способность погружаться в
Главной категорией юношеского возраста в зарубежной психологии выступает категория психосоциальная идентичность, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном [Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. М., 1996]. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является нормативный кризис идентичности. Термин кризис употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово нормативный имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного я. Юноша должен ответить на вопросы: Кто я ? и Каков мой дальнейший путь ? В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом
Поиск идентичности может
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего я, вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
В отечественной психологии выделяют следующие основные психологические особенности юношеского возраста (18-25лет).[Педагогика психология высшей школы. Ростов-на Дону: Феникс. 1998 С. 277-278]
·Зрелость (в умственном, нравственном отношении)
·Убежденность, сложившееся мировоззрение
·Чувство нового
·Смелость, решительность
·Способность к увлечению
·Оптимизм
·Самостоятельность
·Прямолинейность
·Критичность и
·Скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения
·Сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших
·Неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком
·Пик интеллектуальных и познавательных возможностей
·Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни
· Выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. В качестве общих особенностей этого возраста Личко А. Е. отмечает «изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию, и сочетание полярных качеств, выступающих попеременно».
В этот
период расширяется круг
Личностное
и профессиональное
Информация о работе Психологические особенности юношеского возраста