Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.
Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.
В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

Оглавление

Содержание……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика работы…………………. ……………………………..4
Глава 1 Основы бучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания……………………………………………
1.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного воз-
роста………………………………………………………………………………
1.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………
1.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания………………………………………………………...
Глава 2 Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………
2.2. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях…………
2.3.Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………….……
Список использованной литературы…………...................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

      Ни  в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые шесть лет. В период дошкольного  детства у ребенка закладываются  основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у  него неустойчивое внимание, память. Эта  общая слабость вызывает и самые  различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению  способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  от здоровья, жизнерадостности детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в  знаниях, вера в свои силы. Поэтому  крайне важно организовывать занятия  физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В  настоящее время в ряде детских  учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

      Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в  процессе его воспитания и обучения.

      Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста учитывает возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического  воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

      Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу. (8)

      Вместе  с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при  усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности  ребенка каждого периода его  жизни, состояния нервной системы  и всего организма в целом.

      Превышения  требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное  напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец  предупреждает об опасной позиции  сторонников так называемой искусственной  акселерации, стремящихся неразумно  использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее  до высоких ступеней физического  и духовного развития.  Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического  воспитания детей( занятия, подвижные  игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего  двигательными навыками, умеющего ориентироваться  в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного  возраста непрерывно развивается и  обогащается новыми знаниями, получаемыми  в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные  в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего  воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического  воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию  всей системы физического воспитания. (8)

      Осуществлять  физическое воспитание детей, это значит:

      1.Уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей;

      2.Формулировать  задачи физического воспитания  на определенный период (на пример, на учебный год) и определять  первостепенные из них с учетом  особенностей каждого из детей;

      3.Организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

      4.Проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;

      5.Сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;

      6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.(16).

      Установлена прямая зависимость между уровнем  двигательной активности детей и  их словарным запасом, развитием  речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в  организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

      Ребенок по своей природе готов постоянно  двигаться, в движении он познает  мир (12) 

      2.2. Система физического  воспитания в дошкольных  учреждениях Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

      Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. 

      2.3.Цель, задачи, средства  физического воспитания  в дошкольных учреждениях.

      В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

      Среди оздоровительных задач особое место  занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций  организма, повышение активности и  общей работоспособности.

      Учитывая  специфику возраста, оздоровительные  задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной  системы.

      Кроме того, важно повышать общую работоспособность  у детей учитывая особенности  развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения  и торможения, их подвижности, а также  совершенствованию двигательного  анализатора, органов чувств.

      Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и  навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его  жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь  с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его  интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного  возраста, составляют фундамент для  их дальнейшего совершенствования  в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов  в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей  вырабатывается способность легко  овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков  по возрастным данным находится в  программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме  того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки,  настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В  этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков  личной и общественной гигиены (мытье  рук, забота о костюме, обуви и  т.д.). Полученные знания позволяют детям  заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском  саду и семье.

      Воспитательные  задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности  к систематическим занятиям физическими  упражнениями. Система физического  воспитания в дошкольных учреждениях  строится с учетом возрастных и психологических  особенностей детей.(17).

      Первые  семь лет жизни ребенка характеризуются  интенсивным развитием всех органов  и систем. Ребенок рождается с  определенными унаследованными  биологическими свойствами, в том  числе и типологическими особенностями  основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности  составляют лишь основу для дальнейшего  физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому  очень важно создать такие  условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое  развитие.(8)

      Физическое  воспитание благоприятствует осуществлению  эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует  развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать  красоту, изящество, выразительность  движений. Дети также овладевают трудовыми  навыками,  связанными с оборудованием  помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка  катка и т.д.).

      Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового  образа жизни. Для решения задач  физического воспитания детей дошкольного  возраста используются: гигиенические  факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном  применении всех средств, так как  каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические  факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач  физического воспитания.

      Они повышают эффективность воздействия  физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной  и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют  и самостоятельное значение: они  способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание  положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам  необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному  росту и развитию ребенка. Полноценный  сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной  системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное  влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими  упражнениями на воздухе при солнечных  излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности  отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается  обмен веществ и т.д.).

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста