Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.
Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.
В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

Оглавление

Содержание……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика работы…………………. ……………………………..4
Глава 1 Основы бучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания……………………………………………
1.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного воз-
роста………………………………………………………………………………
1.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………
1.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания………………………………………………………...
Глава 2 Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………
2.2. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях…………
2.3.Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………….……
Список использованной литературы…………...................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

      Для развития ловкости необходимы более  сложные упражнения по координации  и условиям проведения : применение необычных исходных положений (бег  и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения  стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа  движения; выполнения взаимосогласованных  действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться  на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

      Упражнения  для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых  предметов и выполнение которых  затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений : небольшое  не содействует развитию силы, а  чрезмерно большое может привести к утомлению .

      Необходимо  также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее  количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и  наклонным положениям туловища. Они  разгружают сердечно-сосудистую систему  и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением  целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

      Для развития выносливости больше всего  подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие  большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и  расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.(18).

      В раннем и дошкольном возрасте важно  решать задачи воспитания практически  всех физических качеств. В первую очередь  следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в  частности на такие компоненты, как  чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок  теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет  сразу видеть результат своего действия.(15)

      1.2. Формирование личности  дошкольника в  процессе занятий  физическими упражнениями

      Личность - это целостная психологическая  структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и  поведения. В ней выражена сила индивидуализированных  всеобщих устремлений, потребностей и  целей, творческое начало готовность и  умение создавать новое.

      Дошкольный  возраст – это период первоначального  складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная  цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания  себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в  процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое  простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре  личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической  активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную  способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов  деятельности. Важнейшая особенность  творчества дошкольника –насыщенность  яркими,  положительными эмоциями, благодаря  чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых  мотивов деятельности, формирующих  эвристическую личность.

      Двигательное  творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к  предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой  дети в воображаемую ситуацию, через  движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

      Особую  значимость в формировании двигательного  творчества дошкольников имеют игровые  двигательные задания,  подвижные  спортивные игры, спортивные развлечения  которые всегда интересны детям  они обладают большим эмоциональным  зарядом, отличаются вариативностью составных  компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать  игровые действия, создавать новые  сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического  повторения упражнений, активирует в  доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному  применению знакомых движений в нестандартных  условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной  деятельностью детей.

      Важная  характеристика личности- ее направленность, система ведущих мотивов  в  поведении. Мотив – побуждение к  деятельности, связанное с удовлетворением  потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или  внешних условий жизни и побуждают  его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в  здоровом образе жизни. Она представляет собой  отношение человека к собственной  деятельности, поддерживающей и укрепляющей  его здоровье. Здоровье ребенка, с  которым в смысловом отношении  связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.

      Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда  организм пластичен и легко поддается  воздействиям окружающей среды. У детей  укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь  обслужить и вести себя так, чтобы  не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок  осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также  соблюдать правила гигиены.

      На  занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления  о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов  и систем организма. Через систему  специальных упражнений и игр  дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при  необходимости оказывать себе и  другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость  своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное  отношение и интерес физической стороне своей жизни.

      В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт  развития сознательности ребенка, проявляющейся  в оценке личности самой себя. Основными  факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных  суждений окружающих, прежде всего  взрослых. Формирование самооценки в  процессе двигательной деятельности предполагает : привлечения внимания ребенка к  художественному образу, «картине мира»  окружающей его природы; к способности  создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению  окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная  двигательная деятельность, связанная  с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные  игры, спортивные упражнения, игры –  эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые  он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

      В сложных действиях проявляется  воля ребенка – преодоление препятствий  при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить  условия, побуждающие к преодолению  трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и  спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и  многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые  усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют  применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

      Двигательная  деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего  она способствует формированию таких  положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство  справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх  и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед  необходимостью вступить в контакт  со сверстником, оказать помощь в  выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается  показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого  отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила  игры, использовать вежливые формы  предложения услуг, замечаний). Наличие  игрового момента способствует поддержанию  у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего не возможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку  возможность самоутверждения, развивает  уверенность, инициативность, формирует  чувство товарищества.

      Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.(18) 

      1.3. Единство обучения, воспитания и развития  ребенка в процессе  физического воспитания

      Обучение  является составной частью целостного педагогического процесса, направленного  на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства  воспитателя и самостоятельной  деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям  происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил  ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям  оказывают целенаправленное влияние  на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны  для здоровья и общего физического  развития.

      Содержание  обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с  программой.

      В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности  развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед  ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы  физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков  и физических качеств.

      Усвоение  нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное  требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым  двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

      Обучение  требует у ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный  отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя  и выполнения упражнений детьми; словесно- логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной  игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной  - в связи  с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой  невозможно сознательное, самостоятельное  выполнение упражнений.

      Обучение  детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных  чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности.

      Таким образом,  в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи  является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который  содействует формированию всесторонне  развитой личности (8) 
 

      Глава 2. Теоретические  основы физического  воспитания детей  дошкольного возраста.

      2.1 Место и роль  физической культуры  в общей системе  воспитания детей  дошкольного  возраста.

      Правильное  физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация  здравоохранения провозгласила  самый гуманный лозунг за всю историю  существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она  становится основой формирования здорового  образа жизни человека закладываются  в дошкольном возрасте.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста