Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.
Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.
В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

Оглавление

Содержание……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика работы…………………. ……………………………..4
Глава 1 Основы бучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания……………………………………………
1.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного воз-
роста………………………………………………………………………………
1.2. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………
1.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания………………………………………………………...
Глава 2 Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………………….
2.1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………
2.2. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях…………
2.3.Цель, задачи, средства физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………….……
Список использованной литературы…………...................................................

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии.doc.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Федеральное государственное бюджетное образование  учреждение

      высшего профессионального образования  «АлтГПА» 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа

      «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил  студент

      481 группы

      Красильников  Дмитрий Евгеньевич

      ____________________

      (подпись)

      Научный руководитель

      Старший преподаватель кафедры психологии Ударцева Е.П.

      ____________________

      (подпись)

      Дата  сдачи_________________

      Дата  Защиты_________________

      Оценка_____________________ 
 
 
 

      Барнаул 2011

Содержание

Содержание……………………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………………..3

Общая  характеристика  работы…………………. ……………………………..4

Глава 1 Основы бучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в  процессе физического воспитания……………………………………………

1.1. Особенности  развития физических качеств  у детей дошкольного воз-

роста………………………………………………………………………………

1.2. Формирование  личности дошкольника в процессе  занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………

1.3. Единство  обучения, воспитания и развития  ребенка в процессе физического  воспитания………………………………………………………...

Глава 2 Теоретические основы физического  воспитания детей дошкольного

возраста…………………………………………………………………………….

2.1. Место  и роль физической культуры  в общей системе воспитания  детей дошкольного  возраста……………………………………………………………

2.2. Система  физического воспитания в дошкольных  учреждениях…………

2.3.Цель, задачи, средства физического воспитания  в дошкольных учреждениях……………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………….……

Список  использованной литературы…………................................................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста – наука об общих закономерностях  физического воспитания и формирования личности ребенка.

      Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе  и к активной последующей творческой деятельности.

      Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка  от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

      Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу.

      Теория  физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные  стороны воспитания ребенка. 

      Актуальность  исследования

      Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей  этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением  ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

      Однако  разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости  от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.

      В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности  развития двигательных способностей  детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

      Именно  в детском возрасте формируются  жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент  двигательного опыта, осваивается  азбука движения, из элементов которой  в последствии формируется вся  двигательная деятельность человека.

      Если  учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и  других сфер, то становится очевидной  необходимость интенсивной научной  разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

      Объект  исследования

      Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные  учреждения.

      Предмет исследования

      Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет  с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего  совершенствования процесса физического  воспитания дошкольников.

      Задачи  исследования

      В соответствии с возрастными особенностями  задачи физического воспитания в  этом периоде сводятся к следующему:

      1. обеспечить нормальное физическое  развитие, охрану и укрепление  здоровья ребенка;

      2. постепенно закаливать организм  и повышать его сопротивляемость  влиянием внешней среды;

      3. развивать умение выполнять основные  движения, а в дальнейшем формировать  основные двигательные навыки (в  ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

      4. путем различных коллективных  действий содействовать воспитанию  активности, самостоятельности, дисциплинированности. 
 

      Глава 1 Основы обучения, воспитания и развития детей  дошкольного возраста в процессе физического  воспитания.

      1.1. Особенности развития  физических качеств  у детей дошкольного  возраста

      Под физическими качествами и способностями  мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние  его морфофункционального развития: конституция его организма и  физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих  конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его  телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных  физиологических функций человеческого  организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется  способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств (14).

      Эта тема рассматривается в тесной связи  со следующей, а именно с периодизацией  воспитания физических качеств. Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием  и анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности  развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень  развитости общей выносливости, скоростно-силовых  качеств у детей разного дошкольного  возраста. Обнаружено, что в проявлениях  общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых  различиях в темпах развития физических качеств.(7).

      Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко  образуются новые условные связи. Это  свойство необходимо использовать для  формирования в раннем возрасте различных  двигательных навыков, а также навыков  самообслуживания. Однако организм дошкольника  еще мало сопротивляется неблагоприятным  условиям среды: у детей легко  возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания (9).

      Теория  физического воспитания учитывает  психофизиологические особенности  детей дошкольного возраста: возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (10).

      На  протяжении дошкольного детства  осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует  показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет  становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается  у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у  девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

      Вместе  с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств  по годам не совпадают. Более высокие  увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при  организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).

      На  развитие физических качеств дошкольника  оказывают влияние различные  средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять  движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы  упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить  в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

      Для воспитания у детей умения развивать  максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром и медленном  темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять  упражнения в различном темпе, что  содействует развитию у детей  умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени  эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные  занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста