Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:51, реферат

Краткое описание

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 17.63 Кб (Скачать)

6

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц. 

Выполнение разнообразных  ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами (быстро сокращать их с необходимой силой и расслаблять после выполнения упражнения). Арсенал ОРУ всем известен: без них не проводится ни один урок физкультуры в школе. Однако, как показали наши наблюдения, многие молодые спортсмены не придают им должного внимания, выполняют их вяло и в малом количестве. Дозировка же упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности в суставах, должна постепенно возрастать, особенно в подготовительном периоде. Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз. В тех случаях, когда бегуны проводят равномерные, переменные темповые кроссы или фартлек, где разминкой служит легкий бег 4—6 км, ОРУ выполняются обязательно после окончания тренировки. 

К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах, строевые упражнения. 

Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем - к крупным мышечным группам (мышцы туловища). 

Особое внимание целесообразно уделить упражнениям  на мышцы плечевого пояса и  вращениям головой. Эти движения способствуют увеличению мозгового  кровообращения, что, в свою очередь, повышает тонус нервной системы, а также умственную и физическую работоспособность организма. 

Вращения головой (повороты, наклоны, круговые движения) нужно выполнять плавно, в невысоком  темпе. Лицам старшего возраста или  склонным к головокружениям по тем  или иным причинам (низкое содержание гемоглобина в крови, повышенное или пониженное давление, беременность и др.) целесообразно выполнять  движения головой, стоя возле опоры, либо сидя. Людям с выраженными  заболеваниями сосудов (аневризмы, склероз и др.) или шейного отдела позвоночника (шейный остеохондроз и  др.) следует выполнять напряжения мышц шеи без осуществления движения. Для этого, например, можно использовать руку в качестве сопротивления и  надавливать на нее головой. 

Выполнение комплекса  общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах, способствует увеличению эластичности мышц и суставных элементов, облегчает приток крови к сердцу, умеренно повышает тем Упражнения, используемые в комплексе, полезно периодически менять, чтобы зарядка не превращалась в скучное и малоинтересное занятие. 

В комплексе физических упражнений можно использовать упражнения на развитие подвижности в суставах (гибкости): наклоны к прямым ногам  из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. Эти упражнения схожи с упражнениями на потягивание, но являются более интенсивными и травмоопасными, поэтому их целесообразно применять после предварительного "разогрева" мышц, то есть в завершение комплекса общеразвивающих упражнений. Однако с осторожностью можно использовать упражнения на растягивание сразу после упражнений на потягивание. 

Растягивание увеличивает  обмен веществ в растягиваемых  мышцах, повышает кровообращение в  них. В то же время упражнения на растягивание не вызывают существенного  увеличения деятельности сердца и дыхания, поэтому хорошо подходят для не полностью  пробудившегося организма. 

Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов  и мышц спины. Улучшение кровоснабжения сопровождается повышенным поступлением питательных веществ и кислорода, что в целом благоприятно сказывается  на функциональном состоянии позвоночника и расположенных рядом нервных  центров. 

Использование в  утренней зарядке упражнений на растягивание оправдано еще и спецификой биологических  ритмов человека. Наибольшие показатели гибкости регистрируются у людей  в утренние часы. Поэтому именно утренние часы целесообразно использовать для развития этого физического  качества.

Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический  признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части  тела):

1.Упражнения для  рук плечевого пояса.

2.Упражнения для  мышц шеи и туловища.

3.Упражнения для  мышц ног.

4.Упражнения для  мышц всего тела.

Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты. 

2Общеразвивающие упражнения без предметов

Упражнения для  рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).

Упражнения для  туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных  исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование).

Упражнения для  ног. Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими  движениями, поднимание на носки, различные  прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения  прыжками на одной и двух ногах  на 30—60 м.

Упражнения для  рук, туловища и ног. В положении  сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые  движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к  другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук (при сопротивлении  партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и  на расслабление. Проработка упражнений утренней зарядки. 

Строевые упражнения используются для решения ряда педагогических задач, воспитания чувства ритма  и темпа, формирования навыков коллективного  действия и классифицируются следующим  образом:

1.Строевые приемы.

2.Передвижения.

3.Построения и  перемещения.

4.Размыкания и  смыкания.

Основные понятия: строй, фланг, фронт, шеренга, интервал, колонна, дистанция, направляющий, замыкающий.

ОРУ – движения руками, ногами, туловищем, головой, выполняемые  с различными мышечными направлениями, разной скоростью и амплитудой, целью  которых является общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными  действиями.

Характерные особенности  ОРУ:

1.Просты и доступны всем категориям занимающихся.

2.Оказывают относительно  изолированное воздействие на  отдельные части тела и группы  мышц.

3.Позволяют легко  регулировать нагрузку. 

Основные  методы ведения уроков: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный. Фронтальный способ. Упражнения выполняются одновременно всеми учащимися, преимуществом которого является большой охват занимающихся, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. 

Поточный способ. Одно и то же упражнение учащиеся выполняют  по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Используется при наличии  нескольких одинаковых снарядов (2-3 планок, бревен и т.п.) Преимущество: большая  возможность наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. Разновидностью поточного способа является поочередное  выполнение нескольких последовательных упражнений (пройти по скамейке, перелезть  через бревно, прыгнуть через планку). 

Подготовительные  и подводящие упражнения (определение, назначение, технология применения).

Разучивая движения наряду с основными методами (разучивания  упражнения в целом и по частям) используется ряд вспомогательных  методических приемов. Как правило, особенно если сложное действие разучивают в целом, широко применяется так  называемые «подводящие» упражнения, которые как бы подводят к освоению нового действия путем его целостной  имитации, либо частичного воспроизведения  и в упрощенной форме.

Метод подводящих упражнений заключ-ся в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнением.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста