Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:44, реферат

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Файлы: 1 файл

ЗАЧЁТ ФИЗРА.docx

— 35.88 Кб (Скачать)

Реферат: Психологические  особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Введение

 

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста –  наука об общих закономерностях  физического воспитания и формирования личности ребенка.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического  воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического  воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием  ребенка в процессе воспитания и  обучения.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка  каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает  требование научно обоснованной программы  всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу.

Теория физического воспитания детей непрерывно развивается и  обогащается новыми знаниями, получаемыми  в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

 

Совершенствование системы  физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

 

Однако разработка самих  методов невозможна без знаний характера  развития основных физических качеств  в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.

 

В то же время в недостаточной  мере изучены возрастные особенности  развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и  обучении детей каждого года жизни.

 

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается  фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов  которой в последствии формируется  вся двигательная деятельность человека.

 

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной  и других сфер, то становится очевидной  необходимость интенсивной научной  разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Объект исследования

 

Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения.

 

Предмет исследования

 

Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего  совершенствования процесса физического  воспитания дошкольников.

 

Задачи исследования

 

В соответствии с возрастными  особенностями задачи физического  воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

 

1. обеспечить нормальное  физическое развитие, охрану и  укрепление здоровья ребенка;

 

2. постепенно закаливать  организм и повышать его сопротивляемость  влиянием внешней среды;

 

3. развивать умение выполнять  основные движения, а в дальнейшем  формировать основные двигательные  навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании,  метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

 

4. путем различных коллективных  действий содействовать воспитанию  активности, самостоятельности, дисциплинированности.

 

Рабочая гипотеза

 

Предполагается, что для  совершенствования процесса физического  воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить со строгим  учетом их соматического типа (торакальный, мышечный, астеноидный и дигестивный) и характера двигательной деятельности.

 

Практическая значимость результатов исследования состоит  в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия  физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному  акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп  занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных  учреждениях.

 

В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа  научно-методической литературы, педагогического  наблюдения.

 

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного  возраста.

 

1.1 Место и роль физической  культуры в общей системе воспитания  детей дошкольного возраста.

 

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом  общего развития человека. Всемирная  организация здравоохранения провозгласила  самый гуманный лозунг за всю историю  существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она  становится основой формирования здорового  образа жизни человека закладываются  в дошкольном возрасте.

 

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано  так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка  закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и  самые различные расстройства в  деятельности организма, не только ведет  к понижению способности, но и  расшатывает волю ребенка. Недаром  выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность  в знаниях, вера в свои силы. Поэтому  крайне важно организовывать занятия  физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В  настоящее время в ряде детских  учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

 

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического  воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.

 

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает  возможности работоспособности  организма, возникающие интересы и  потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического  воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

 

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка  каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает  требования научно обоснованной программы  всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу. (8)

 

Вместе с тем предусматривается  соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с  учетом возрастных особенностей и возможности  ребенка каждого периода его  жизни, состояния нервной системы  и всего организма в целом.

 

Превышения требований, ускорение  темпа обучения детей, минуя промежуточные  звенья программы, следует считать  недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей( занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8)

 

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

 

1.Уметь анализировать  и оценивать степень физического  здоровья и двигательного развития  детей;

 

2.Формулировать задачи  физического воспитания на определенный  период (на пример, на учебный  год) и определять первостепенные  из них с учетом особенностей  каждого из детей;

 

3.Организовать процесс  воспитания в определенной системе,  выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

 

4.Проектировать желаемый  уровень конечного результата, предвидя  трудности на пути к достижению  целей;

 

5.Сравнивать достигнутые  результаты с исходными данными  и поставленными задачами;

 

6.Владеть самооценкой  профессионального мастерства, постоянно  совершенствуя его.(16).

 

Установлена прямая зависимость  между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием  физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

 

Ребенок по своей природе  готов постоянно двигаться, в  движении он познает мир (12)

 

1.2. Система физического  воспитания в дошкольных учреждениях 

 

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной  системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов  включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости  от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и  общенародным интересам.

 

Целью физического воспитания является формирование у детей основ  здорового образа жизни.

 

1.3.Цель, задачи, средства  физического воспитания в дошкольных  учреждениях.

 

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

 

Среди оздоровительных задач  особое место занимает охрана жизни  и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование  функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

 

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

 

Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей  учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более  конкретной форме: помогать правильному  и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной  нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию  двигательного анализатора, органов  чувств.

 

Образовательные задачи предусматривают  формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в  его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь  с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его  интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного  возраста, составляют фундамент для  их дальнейшего совершенствования  в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов  в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей  вырабатывается способность легко  овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков  по возрастным данным находится в  программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста