Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:44, реферат
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.(17).
Первые семь лет жизни
ребенка характеризуются
Физическое воспитание благоприятствует
осуществлению эстетического
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность
воздействия физических упражнений
на организм занимающихся. Например, занятие
физическими упражнениями лучше
содействует развитию костной и
мышечной системы. Чистота помещений,
физкультурного инвентаря, игрушек, одежды,
обуви служат профилактикой заболеваний.
Гигиенические факторы имеют
и самостоятельное значение: они
способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, регулярное
и доброкачественное питание
положительно влияет на деятельность
органов пищеварения и
Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия
На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях (8).
Движения, физические упражнения
считаются специфическим
Глава 2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
2.1. Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами
и способностями мы понимаем такие
качества и способности, которые
характеризуют его физическое состояние,
это - прежде всего состояние его
морфофункционального развития: конституция
его организма и
Эта тема рассматривается
в тесной связи со следующей, а
именно с периодизацией воспитания
физических качеств. Обсуждение имен должно
сопровождаться рассматриванием и
анализом иллюстрируемого материала
(графиков, диаграмм), отражающего особенности
развития координационных способностей,
умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень
развитости общей выносливости, скоростно-силовых
качеств у детей разного
Нервная система детей
дошкольного возраста отличается большой
пластичностью, на основе чего у ребенка
легко образуются новые условные
связи. Это свойство необходимо использовать
для формирования в раннем возрасте
различных двигательных навыков, а
также навыков
Теория физического воспитания
учитывает психофизиологические особенности
детей дошкольного возраста: возможности
работоспособности организма, возникающие
интересы и потребности, формы наглядно-действенного,
наглядно-образного и
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).
На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы
более сложные упражнения по координации
и условиям проведения : применение
необычных исходных положений (бег
и исходное положение стоя на коленях,
сидя, лежа); прыжок из исходного положения
стоя спиной к направлению движения;
быстрая смена различных
Упражнения для развития
силовых способностей делятся на
2 группы: с сопротивлением, которое
вызывает вес бросаемых предметов
и выполнение которых затрудняет
вес собственного тела (прыжки, лазания,
приседания). Большое значение имеет
количество повторений : небольшое
не содействует развитию силы, а
чрезмерно большое может
Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.
Для развития выносливости больше
всего подходят упражнения циклического
характера(ходьба, бег, прыжки, плавание
и др.). В выполнении этих упражнений
принимает участие большое
В раннем и дошкольном возрасте
важно решать задачи воспитания практически
всех физических качеств. В первую очередь
следует обращать внимание на воспитание
координационных способностей, в
частности на такие компоненты, как
чувство равновесия, точность, ритмичность,
согласованность отдельных
2.2. Формирование личности
дошкольника в процессе
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.
Дошкольный возраст –
это период первоначального складывания
личности, период развития личностных
механизмов поведения. Главная цель
развития личности – реализация ребенком
своего «Я», а также переживания
себя в качестве социального индивида
– успешно может решаться в
процессе занятий физическими
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной деятельностью детей.
Важная характеристика личности- ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.
Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста