Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:44, реферат

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Файлы: 1 файл

ЗАЧЁТ ФИЗРА.docx

— 35.88 Кб (Скачать)

 

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с  детства, когда организм пластичен  и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется  желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести  себя так, чтобы не причинить вреда  себе и другим. С помощью взрослого  ребенок осознает: для того, чтобы  быть здоровым, нужно ежедневно выполнять  физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а  также соблюдать правила гигиены.

 

На занятиях физическими  упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через  систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости  оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного  приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное  отношение и интерес физической стороне своей жизни.

 

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами  формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно  оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника  является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает : привлечения внимания ребенка к  художественному образу, «картине мира»  окружающей его природы; к способности  создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению  окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная  двигательная деятельность, связанная  с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные  игры, спортивные упражнения, игры –  эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые  он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

 

В сложных действиях проявляется  воля ребенка – преодоление препятствий  при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить  условия, побуждающие к преодолению  трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и  спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и  многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые  усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют  применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

 

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных  личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской  поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется  в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка  перед необходимостью вступить в  контакт со сверстником, оказать  помощь в выполнении двигательного  задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель  старается показать зависимость  общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго  и справедливого отношения к  товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения  услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию  у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего не возможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку  возможность самоутверждения, развивает  уверенность, инициативность, формирует  чувство товарищества.

 

Таким образом, занятия физическими  упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.(18)

 

2.3. Единство обучения, воспитания  и развития ребенка в процессе  физического воспитания

 

Обучение является составной  частью целостного педагогического  процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям осуществляется путем непосредственного руководства  воспитателя и самостоятельной  деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям  происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил  ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям  оказывают целенаправленное влияние  на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны  для здоровья и общего физического  развития.

 

Содержание обучения составляют физические упражнения, в том числе  подвижные игры, подобранные в  соответствии с программой.

 

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно  ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях  программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

 

Усвоение нового требует  от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление  трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному  уровню развития движений, к уже  достигнутым двигательным умениям  и навыкам. Преодоление этого  противоречия и составляет движущую силу развития.

 

Обучение требует у  ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс  обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный  отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений воспитателя  и выполнения упражнений детьми; словесно- логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения, содержания и действия в подвижной  игре и самостоятельного их выполнения; двигательной - моторной - в связи  с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой  невозможно сознательное, самостоятельное  выполнение упражнений.

 

Обучение детей тесно  связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребенка, развитие его  морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности.

 

Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются  умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется  сознательное отношение к своей  деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода  к процессу обучения, который содействует  формированию всесторонне развитой личности (8)

 

Заключение

 

В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием  человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.

 

Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического  воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и  методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные  формы построения процесса физического  воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.

 

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного  приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес  к физической стороне своей жизни.

 

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона  повышения эффективности физического  воспитания.

 

Список литературы

 

Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн. : « Четыре четверти» , 1998. – 66с.

 

Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК – Малаховка, 2000, - 21с.

 

Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968.

 

Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992. – 44с.

 

Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.

 

Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48с.

 

Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1985.- 144с.

 

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.

 

Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.

 

Леонтьев А.Н. Современная  психология. М., 1983, - 227с.

 

Матвеев А.П.,Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.

 

Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. –  Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

 

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.

 

Физическая культура в  жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. – М.: 1985.- 59с.

 

Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.

 

Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.

 

Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 1998г.

 

Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ. – Мн.: Университетское, 1998,. – 184с.


Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста