Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:44, реферат
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Потребность в здоровом образе
жизни необходимо формировать с
детства, когда организм пластичен
и легко поддается воздействиям
окружающей среды. У детей укрепляется
желание быть здоровым, вырасти красивым,
активным, уметь обслужить и вести
себя так, чтобы не причинить вреда
себе и другим. С помощью взрослого
ребенок осознает: для того, чтобы
быть здоровым, нужно ежедневно выполнять
физические упражнения, закаляться, делать
зарядку, соблюдать режим дня, есть
здоровую пищу, следить за чистотой
окружающей среды и помещения, а
также соблюдать правила
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.
В дошкольном возрасте начинает
складываться самооценка – наиболее
сложный продукт развития сознательности
ребенка, проявляющейся в оценке
личности самой себя. Основными факторами
формирования самооценки признаются :
собственная активность личности, оценка
окружающих людей, умение правильно
оценивать действия других. На ранних
этапах формирования самооценка дошкольника
является отражением оценочных суждений
окружающих, прежде всего взрослых.
Формирование самооценки в процессе
двигательной деятельности предполагает
: привлечения внимания ребенка к
художественному образу, «картине мира»
окружающей его природы; к способности
создавать собственный
В сложных действиях проявляется
воля ребенка – преодоление
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего не возможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.(18)
2.3. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания
Обучение является составной
частью целостного педагогического
процесса, направленного на формирование
всесторонне и гармонически развитой
личности. В физическом воспитании
обучения движениям осуществляется
путем непосредственного
Содержание обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с программой.
В процессе воспитания двигательных
действий, учитывая психофизиологические
особенности развития ребенка, опираясь
на его возможности, взрослый последовательно
ставит перед ним новые двигательные
программы. Конкретно это выражается
в постепенно повышающихся требованиях
программы физического
Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.
Обучение требует у
ребенка собранности, внимания, конкретности
представления, активности мысли, развития
памяти: эмоциональной, если процесс
обучения вызывает заинтересованность
и связанный с этим эмоциональный
отклик; образной – при восприятии
наглядного образца движений воспитателя
и выполнения упражнений детьми; словесно-
логической – при осмысливании задачи
и запоминании
Обучение детей тесно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребенка, развитие его морально- волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности.
Таким образом, в процессе обучения движения у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности (8)
Заключение
В отличие от других педагогических наук, теория физического воспитания познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.
Обобщая научные и практические данные, теория физическое воспитание раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.
Чем скорее ребенок осознает
необходимость своего непосредственного
приобщения к богатствам физической
культуры, тем скорее сформируется
у него важная потребность, отражающая
положительное отношение и
Таким образом, обоснованный
выбор содержания и методов развития
физических качеств – важная сторона
повышения эффективности
Список литературы
Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн. : « Четыре четверти» , 1998. – 66с.
Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК – Малаховка, 2000, - 21с.
Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968.
Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992. – 44с.
Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.
Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48с.
Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1985.- 144с.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.
Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.
Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.
Матвеев А.П.,Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и учащихся пед. Училищ. – М.:Просвещение, 1991.- 191с.
Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
Физическая культура в
жизни детей дошкольного
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., а так же Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников, 3-и издания, 1998г.
Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед.колледжей и училищ. – Мн.: Университетское, 1998,. – 184с.
Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста