Психогенетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам

Файлы: 1 файл

ГЕНЕТИКА.docx

— 114.69 Кб (Скачать)

наследуемости, полученные объединением различных близнецовых работ, дают

около 40% генетической вариативности  для экстраверсии и около 30% - для

нейротицизма.

Согласованность результатов исследований нейротицизма низе, чем в данных по

экстраверсии. Причиной могут быть и различия в разных версиях этой шкалы (что

неизбежно при адаптации методики к разным популяциям), и большая

межпопуляционная вариативность  по эмоциональности в сравнении  с экстраверсией

и т.д.

Метод приемных детей дал в разных работах различающиеся результаты.

Корреляции детей по экстраверсии и нейротицизму и с биологическими

родителями, и с усыновителями  невысоки.  Правда, в большинстве случаев

сходство с биологическими родителями все же немного выше, чем с

усыновителями. Суммируя эти данные Лоэлин приходит к выводу о том, что гены

ответственны за 35-39% вариативности  оценок экстраверсии; от 1 до 19%

дисперсии определяется общей средой, 46-63% - индивидуальной средой, генотип

– средовыми взаимодействиями и  ошибкой измерения. Некоторую роль (4%) играет

специфическая среда МЗ.

По психотицизму картина чуть иная. Самый высокий коэффициент наследуемости

ниже, чем в двух предыдущих чертах. По данным австралийского близнецового

исследования, генетические факторы  определяют 36-50% дисперсии оценок

психотицизма. 20-40% зависят от индивидуальной среды и 24-30% - от ошибки

измерения. Столь же широки различия и в оценках средовых влияний  для всех

трех черт.

Вероятные влияния среды на результаты генетических исследований темперамента

проанализированы Егоровой и Семеновым. Обнаружили отчетливую зависимость

оценок внутрипарного сходства по эмоциональному статусу от распределения

ролей в паре: наличие лидера и  ведомого снижало внутрипарное сходство и по

самооценке, и по экспертным оценкам  второго близнеца и матери. Такая  же

картина получена и по показателям  нейротицизма. Однако для экстраверсии

внутрипарные отношения оказались несущественными, в обоих типах пар МЗ более

похожи, чем ДЗ.

Многие динамические характеристики поведения ч-ка формируются под большим или

меньшим влиянием факторов наследственности, причем это влияние обнаруживается

уже на первом году жизни. Относительно же генетических влияний на

экстраверсию и нейротицизм можно сделать два вывода: 1) Обе черты

обнаруживают умеренную наследуемость, причем в экстраверсии ее влияние,

очевидно, несколько выше, чем в  нейротицизме. 2) классический близнецовый

метод дает более высокие оценки наследуемости, чем семейный и метод  приемных

детей. Это расхождение м.б. отчасти  следствием не-аддитивного генетического

компонента, особенно в вариативности  оценок экстраверсии. Существенную роль

могут играть и специфические особенности  диадических взаимодействий в парах

близнецов и сиблингов, однако они оказывают, по-видимому, разное влияние на

разные характеристики индивидуальности.

В работах, анализирующих результаты психогенетических исследований

когнитивных функций и личностных хар-к, иногда отмечается целесообразность

изучения более простых признаков, к которым чаще всего относят  сенсорные

пороги и скорость двигательных реакций. Простые признаки – более  удобный и

перспективный объект генетического  исследования. Двигательные  функции

позволяют достаточно точно задавать, менять, контролировать условия их

реализации. Контур их  регуляции  достаточно хорошо изучен, поэтому

экспериментатор может избирательно влиять на те или иные звенья

функциональной системы. Помимо самой двигательной сферы (включающей и такие

специфически человеческие формы, как речевые движения и письмо), с помощью

двигательных реакций тестируются  и изучаются особенности темперамента,

сенсорные функции, психофизиологические и интеллектуальные хар-ки и т.д.

Индивидуальные хар-ки двигательных реакций коррелируют с психометрическими

оценками интеллекта. Эта связь  выше, если измеряется время реакции  выбора, а

не простой двигательной. И с увеличением числа альтернатив корреляция

увеличивается (наиболее отчетливо  – у лиц с низким IQ).

Двигательные реакции имеют  несколько особенностей, важных для

психогенетического исследования: отчетливо фиксируемая тренируемость и, как

следствие этого, возможность реализации одного и того же движения на разных

уровнях регуляции: осознанной (произвольной) и автоматизированной.

Нейрофизиологическое обеспечение  движения в этих случаях оказывается  разным,

поэтому исследователь поучает  уникальную возможность оценить  генотип-средовые

соотношения в изменчивости признака (движения), остающегося фенотипически

одним и тем же, но меняющего свои внутренние – психологические и

физиологические – механизмы.

С.Б.Малыхом предложена классификация исследований: четыре группы –

1.Сложные поведенческие навыки  – ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и

пантомимика.

Возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и

генетическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, по-видимому,

имеют несколько большее значение. Могут сказываться неблагоприятные

обстоятельства внутриутробного  развития.

Спортивная д-сть – ее успешность зависит от очень многих факторов –

морфологических, физиологических, психологических, причем значимость каждого

из них различна в разных видах спорта. Анализ родословных выдающихся

спортсменов обнаруживает и достаточно отчетливое семейное сходство. В целом

работы позволяют считать, что  наследственные факторы играют существенную роль

в спортивных достижениях.

Мимика и пантомимика – непроизвольные движения мимики имеют более высокую

генетическую обусловленность.

Но произвольная саморегуляция может менять соотношение генетических и

средовых детерминант в изменчивости движений.

Почерк близнецов исследовал еще  Гольтон, который отметил широкий диапазон

внутрипарных различий почерка – от очень похожих до вполне различимых, и

пришел к выводу о том, что  почерк соблизнецов путают в редких случаях.

Последующие работы не дали надежного  ответа. Непохожими оказались почерки

разлученных МЗ. Общая динамика и  темп письма чаще обнаруживают влияние

факторов наследственности, чем  детали почерка.

2.Стандартизованные двигательные  пробы объединяет признаки, получаемые  в

стандартизованных двигательных пробах. В этой группе признаков,

характеризующих темп двигательных реакций  ч-ка, соотношение генетических и

средовых детерминант зависит, очевидно, и от типа движения (простое  или

сложное), и от предельных скоростных возможностей ч-ка.

3.Физиологичесие системы обеспечения  мышечной д-сти

4. Нейрофизиологический уровень  обеспечения движений. Признаки, относящиеся  к

физиологическим системам обеспечения  движений: хар-ки дыхания и

кровообращения. Особенности функционирования мышечного аппарата, аэробная и

анаэробная работоспособность  и т.д. Максимальное потребление  кислорода (МПК)

оказывается прогностичным признаком, своеобразным «генетическим маркером».

Генетически заданным оказался и другой мех-м энергетического обеспечения

мышечной активности – анаэробные процессы.

 

18. Исследования  интеллекта

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята  представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.

В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовке интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимо от культурных влияний.

С целью совершенствования методики диагностики интеллекта были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его  структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых "факторов интеллекта": от 12 до 120. Такое дробление интеллекта на множество  составляющих препятствует пониманию  его целостности. Отечественная  психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического  и теоретического интеллекта, их зависимости  от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение  самого интеллекта и особенности  инструментов его измерения зависят  от характера соответствующей общественно  значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).

В связи с успехами научно-технической  революции, развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники  широкое распространение приобретает  термин "искусственный интеллект".

В сравнительной психологии исследуется  интеллект животных.

Методики исследования интеллекта грубо делятся на: экспериментальные,

опросные и креативные (интуитивные).

  Первые дают наиболее быстрый  и четкий результат.

  Вторые позволяют серию корелирующихся между собой данных, но  чуть  более

сложны в обработке.

  Третий тип вынесен в особый  класс, является  наиболее  информативным,  но

представляет значительные трудности  в обработке результата и его  трактовки,

более того результаты полученные с  помощью этой  группы  методик  не  всегда

явно связаны с аналогичными результатами другой группы.

  Ниже будут использованы  примеры из первой и второй  группы. Чтобы избежать

не однозначных интерпретаций  и большого теоретического обоснования.

 

19. Способности:  проблемы происхождения и механизмы  развития

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются. СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ – очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения имеются. Прежде всего это – данные о периодах сенситивных формирования функций. Применительно специальных способностей можно предположить, что их функциональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные. 
Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, – особенности мотивации. Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это – одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются. 
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания – трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, – погасить спонтанную активность ребенка, «засушить» способность. 
СПОСОБНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ – система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Может проявляться в достаточно раннем возрасте. Так, у Рафаэля способности проявились в 8 лет, у Ван Дейка – в 10, у Микельанджело – в 13. В структуре способностей изобразительных выделяются свойства ведущие и свойства опорные. К ведущим относятся: мышление художественное и воображение творческое; способность к ярким зрительным образам (=> эйдетизм; образ эйдетический); эмоциональность и чувство эстетическое; воля и целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированности сенсомоторных операций (=> координация сенсомоторная). 
Для проявления способностей изобразительных значимо не только умение создать изображение, сходное с оригиналом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие чувства эстетического. 
СПОСОБНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ – индивидуально-психологические особенности личности, включающие: 
1) природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; 
2) развившееся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии они образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. В структуре способностей музыкальных выделяются способности основные, общие и специальные. 
К основным способностям музыкальным, требуемым для всех видов музыкальной деятельности, можно отнести: 
1) чувство ладовое – способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; 
2) представления музыкально-слуховые – способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; 
3) чувство музыкально-ритмическое – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. 
К общим способностям музыкальным относятся: 
) память музыкальная (усвоение знаний, умений и навыков) – способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование способностей музыкальных, а также на деятельность психическую слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обусловливает способ музыкального мышления (вокальный или конкретно-инструментальный); 
2) способности психомоторные – проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения; выражаются в мастерстве и виртуозности. 
Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной личности является музыкальность, основой коей служит эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность как реактивное качество личности мало поддается развитию. Однако есть факты, говорящие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной исполнительской деятельности. 
СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности

20. Хромосомные аномалии  и психическое развитие.Примерно половина причин развития врожденных аномалий остается неизвестной. Остальная половина состоит из следующих причин.

Многочисленными исследованиями последних  лет доказано, что большинство  пороков развития и хромосомных  нарушений возникают от воздействия  нескольких факторов (генетических и  средовых факторов), эти причины  составляют от 20 до 30 %.

Примерно 6 % врожденных пороков развития возникают в результате хромосомных  нарушений (изменяется количественный или качественный состав хромосом).

Примерно 7 % всех пороков возникают  в результате генных изменений (мутации  разных типов генов).

Оставшиеся 7 % занимают воздействия  средовых (тератогенных) факторов. К этим факторам относятся физические (механические, радиационные, термические и другие воздействия), химические (лекарственные препараты, химические вещества, используемые в быту и промышленности и другие) и биологические (вирусы, микоплазмы, протозойные и   многие другие внутриутробные инфекции.

Эффект этого вредного воздействия  зависит от нескольких условий. Во-первых, от времени воздействия тератогена (при воздействии до наступления клеточной дифференцировки зародыш, как правило, погибает, при воздействии в период развития органов, возникают различные пороки развитии, их тип зависит от чувствительности конкретного органа в момент воздействия вредного фактора). Во-вторых, эффект зависит от дозы и взаимодействия с другими факторами (чем выше дозы, тем тяжелее поражение, также усиливается при действии других факторов, например, тератогенное действие атиконвульсантов усиливается в комбинации с другими препаратами).   И в-третьих, эффект зависит от материнских факторов (риск возникновения тератогенной аномалии зависит от индивидуальной чувствительности материнского организма к тератогенному агенту).

Причины хромосомных аномалий также  остаются недостаточно изученными. К  факторам, способствующим их возникновению, относятся ионизирующая радиация, воздействия  химических веществ, тяжелые инфекции и интоксикации во время беременности и до неё. Полные формы хромосомных  изменений являются результатом  влиянием на половые клетки при их созревании и делении, мозаичные  формы возникают при делении  клеток в утробе матери. Кроме того родительский возраст имеет значение для хромосомных аномалий.

Вклад хромосомной патологии в патологию детского возраста довольно велик. В структуре множественных пороков развития хромосомная патология составляет примерно 30 % от общего числа всех пороков развития у новорожденных. Около 45 % всех случаев спонтанных абортов (до 28-й недели беременности) и около 6-7 % мертворождений обусловлены хромосомными аномалиями. Около 30 % всех оплодотворенных яйцеклеток погибает в предымплантационном периоде (первые 10 дней после оплодотворения) в связи с наличием хромосомных аномалий, которые нарушают нормальную координационную работу генов, экспрессирующихся в раннем эмбриогенезе (эмбриональном периоде).

Информация о работе Психогенетика