Психогенетика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам

Файлы: 1 файл

ГЕНЕТИКА.docx

— 114.69 Кб (Скачать)

перестраиваются другие психические  функции реб-ка.)

Таких работ очень мало, но и  их делят на три группы: 1). Наиболее ранние

работы, в которых исследуется  взаимодействие м\у созреванием и тренировкой,

при этом близнецов – партнеров  обучают одному и тому же, но в разных

возрастах. 2) Сравнивается эффективность разных способов обучения, в качестве

примера может служить исследование обучения чтению. 3).Вопрос о том,

насколько существенными м.б. различия, создаваемые средой у генетически

идентичных индивидуумов. – экспериментальные методы изменения средовых

воздействий.

     Метод близнецовой пары. Строится на «эффекте пары», или «эффекте

близнецовости». Основными хар-ми этой особой психологической ситуации являются

две борющиеся тенденции: к идентификации  со своим со-близнецом и, наоборот, к

индивидуализации каждого члена  пары. Первая приводит к ощущению себя сначала

членом пары и лишь затем –  отдельной личностью. Вторая, в крайних  случаях,

может привести к выраженным конфликтным  отношениям близнецов, своеобразному

протесту против второго такого же. С возрастом первая тенденция  обычно

ослабевает, уступая место второй, причем у мужчин этот процесс происходит

легче, чем у женщин.

С помощью этого варианта метода решаются две задачи: 1) Общепсихологическая  –

поскольку индивидуум существует только внутри некоторых систем связей

(например, в диаде) постольку  близнецовая пара, особенно МЗ  может быть

прекрасной моделью для изучения процессов индивидуализации, влияния

конкретных средовых факторов на формирование тех или иных психологических

черт и т.д. 2) Проверка: валидности самого близнецового метода, а также

постулата о равенстве средовых влияний в парах МЗ и ДЗ. + вопрос о том,

репрезентативна ли среда близнецов  среде, в которой развиваются

одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов высоко

специфичны, имеют собственные, только им присущие закономерности, то близнецы

перестают быть выборкой, репрезентативной общей популяции, и не могут быть

использованы для изучения общих  закономерностей. 3)Кроме того, чрезмерная,

некомпенсируемая идентификация  себя со своим со-близнецом, или пары как

целого, как особой единицы, приводящая к отсутствию личной идентичности,

может стать причиной формирования личностных черт, затрудняющих социальную

адаптацию и в детстве, и во взрослом возрасте.

 

8  Исследования семей, имеющих биологических и приемных детей.

 

9. Биология  близнецовости, условия сравнения с одиночнорожденными

Большинство млекопитающих  рождают больше одного детеныша в  помете. Это происходит потому, что  во время овуляции у этих животных созревают и оплодотворяются сразу несколько яйцеклеток. У некоторых видов животных (лошади, крупный рогатый скот, высшие обезьяны) и человека при овуляции обычно образуется лишь одна яйцеклетка, и в результате рождается только один детеныш. Правда, иногда бывают исключения - одновременно созревают и оплодотворяются две, а иногда три и более яйцеклеток. В этом случае рождаются два или более детенышей, а поскольку они происходят из разных оплодотворенных яйцеклеток, или зигот, их называют дизиготными (ДЗ) близнецами, или двойняшками. Если рождается тройня, то правильнее назвать таких детей тризиготными близнецами. ДЗ близнецы не обязательно должны иметь одного отца. Если в период овуляции женщина имела контакт с разными мужчинами, вполне вероятно, что родившиеся ДЗ близнецы будут иметь разных отцов. Такие случаи описаны, в том числе и такие, когда один из младенцев был черным, а другой - белым. 
          Не все многоплодные беременности приводят к рождению ДЗ близнецов. В ряде случаев такие беременности приводят к рождению другого типа близнецов. Это монозиготные (МЗ) близнецы. МЗ близнецы принципиально отличаются от ДЗ, т.к. происходят не из разных зигот, а из одной и той же, которая на определенной стадии дробления по непонятным причинам разделилась на два самостоятельных организма. Происхождение МЗ близнецов из одной зиготы предопределяет абсолютную идентичность их генетической конституции. МЗ близнецы - это единственные люди на Земле, обладающие одинаковыми наборами генов. Вот почему они обычно как две капли воды бывают похожи друг на друга. Если разделение эмбриона на два организма произошло не полностью, могут родиться сросшиеся, или сиамские, близнецы. Часто такие близнецы погибают сразу после рождения, но в некоторых случаях выживают и даже могут быть отделены один от другого путем оперативного вмешательства. Название "сиамские" такие близнецы получили в честь первой изученной и описанной пары сросшихся близнецов. Это были сросшиеся близнецы Чанг и Энг, родившиеся в Сиаме (Таиланд) в 1811 г. Основную часть своей сознательной жизни они провели в Соединенных Штатах Америки. Оба были женаты и имели детей, один - 12, а другой - 10. Братья прожили 63 года, причем причиной их почти одновременной смерти послужила болезнь одного из братьев (рис. 7.1).

  • При рождении близнецов можно обнаружить четыре различных варианта в соотношении плодных оболочек:

1) близнецы имеют раздельные  амнионы, хорионы и плаценты; 
2) близнецы имеют раздельные амнионы и хорионы, но общую плаценту; 
3) близнецы имеют раздельные амнионы, но общие хорион и плаценту; 
4) близнецы имеют общие амнион, хорион и плаценту.

Для ДЗ близнецов  характерны только два первых типа, тогда как при рождении МЗ близнецов  могут наблюдаться все четыре типа соотношения плодных оболочек. Часто матери судят о зиготности своих детей-близнецов по количеству детских мест во время родов, но, как мы видим, такие суждения могут быть и ошибочными, поскольку здесь возможны различные варианты (рис. 7.2). 
          Частота рождения близнецов в разных популяциях различна, но эта разница возникает в основном за счет различий в частоте рождения ДЗ близнецов, тогда как количество рождений МЗ близнецов во всех популяциях примерно постоянно. Количество родившихся МЗ и ДЗ близнецов определяют приблизительно, используя очень простой способ подсчета. МЗ близнецы всегда однополые, а среди ДЗ - однополые и разнополые рождаются примерно с одинаковой вероятностью, следовательно, частота рождения ДЗ близнецов будет равна удвоенной частоте рождения разнополых двоен. А частота рождения МЗ близнецов, таким образом, составит разницу между частотой рождения всех близнецов вообще и частотой рождения ДЗ близнецов. 
          Допустим, общее число близнецовых родов за какой-то период составило N, из них разнополых двоен оказалось - n. Поскольку разнополые двойни - это всегда ДЗ близнецы, а рождение разнополых и однополых ДЗ близнецов происходит примерно с одинаковой частотой, тогда общее число ДЗ близнецов составит 2n. Понятно, что оставшаяся часть будет приходиться на долю МЗ близнецов, и их число будет определяться как разность между N и 2n, т.е. число МЗ близнецов составит (N-2n). 
          Хотя эти подсчеты дают лишь приблизительное представление об относительном количестве МЗ и ДЗ близнецов, все же таким способом проводят статистическую оценку рождаемости МЗ и ДЗ близнецов в разных странах. Оказалось, например, что в Соединенных Штатах Америки больше всего ДЗ близнецов рождается среди негритянского населения (110 пар на 10 000 родов), тогда как у американских китайцев и японцев они рождаются намного реже (порядка 20 на 10 000 родов). Вообще для монголоидных популяций характерна самая низкая частота многоплодия. Однако частота рождения МЗ близнецов у них несколько выше, чем в основной массе популяций. Например, у американских китайцев она достигает 48 на 10 000 родов, тогда как в большинстве стран колеблется в пределах 30-40. В Европе частота дизиготности составляет от 60 до 90 на 10 000 родов, а монозиготности - колеблется в пределах 30-40. 
          В нашей стране близнецы рождаются примерно с той же частотой, что и в Европе. ДЗ близнецов рождается в два раза больше, чем МЗ. Общее количество близнецов во всем мире составляет около 60 миллионов. 
          Вероятность рождения близнецов тем выше, чем больше номер беременности (т.е. какая беременность по счету) - близнецы чаще рождаются в поздних беременностях. Это правило касается исключительно ДЗ близнецов. Влияние возраста матери объясняется, по-видимому, повышением с возрастом уровня гонадотропина у женщин. Это и приводит к более частой полиовуляции. Эту гипотезу подтверждают и факты повышенной частоты многоплодных родов у женщин, проходивших лечение от бесплодия с помощью гонадотропных гормонов. В отношении дизиготного многоплодия имеются также факты, свидетельствующие о влиянии генетических факторов на вероятность рождения близнецов. Вероятность рождения ДЗ близнецов выше для тех женщин, родственники которых уже имели близнецов. Возможно, основной генетически детерминированной причиной в этом случае также может быть уровень гонадотропина. В отношении МЗ близнецов таких данных не имеется.

 

10. Человек  как объект генетических исследований

Основные закономерности наследственности и изменчивости живых организмов были открыты благодаря разработке и применению гибридологического метода генетического анализа, основоположником которого является Г. Мендель. Наиболее удобными объектами, широко используемыми  генетиками для гибридизации и последующего анализа потомства, стали горох, дрозофила, дрожжи, некоторые бактерии и другие виды, легко скрещивающиеся в искусственных условиях. Отличительной  особенностью этих видов является достаточно высокая плодовитость, позволяющая  применять статистический подход при  анализе потомства. Короткий жизненный  цикл и быстрая смена поколений  позволяют исследователям в относительно небольшие промежутки времени наблюдать  передачу признаков в последовательном ряду многих поколений. Немаловажной характеристикой  видов, используемых в генетических экспериментах, является также небольшое  число групп сцепления в их геномах и умеренное модифицирование  признаков под влиянием окружающей среды.

С точки зрения приведенных выше характеристик видов, удобных для  применения гибридологического метода генетического анализа, человек  как вид обладает целым рядом  особенностей, не позволяющих применять этот метод для изучения его наследственности и изменчивости. Во-первых, у человека не может быть произведено искусственного направленного скрещивания в интересах исследователя. Во-вторых, низкая плодовитость делает невозможным применение статистического подхода при оценке немногочисленного потомства одной пары родителей. В-третьих, редкая смена поколений, происходящая в среднем через 25 лет, при значительной продолжительности жизни дает возможность одному исследователю наблюдать не более 3—4 последовательных поколений. Наконец, изучение генетики человека затрудняется наличием в его геноме большого числа групп сцепления генов (23 у женщин и 24 у мужчин), а также высокой степенью фенотипического полиморфизма, связанного с влиянием среды.

Все перечисленные особенности  человека делают невозможным применение для изучения его наследственности и изменчивости классического гибридологического метода генетического анализа, с  помощью которого были открыты все  основные закономерности наследования признаков и установлены законы наследственности. Однако генетиками разработаны приемы, позволяющие  изучать наследование и изменчивость признаков у человека, несмотря на перечисленные выше ограничения.

Невозможность направленного скрещивания, проводимого в интересах исследования, и малочисленность потомства, получаемого  от каждой родительской пары, компенсируются подбором в популяции семей с  интересующим генетика признаком в  количестве, достаточном для проведения статистического анализа потомства. Ограниченность числа поколений, которые может наблюдать один генетик, компенсируется возможностью подбора и регистрации последовательных поколений семей с интересующим признаком многими поколениями исследователей. Существенно облегчается генетический анализ у человека благодаря высокой степени изученности его фенотипа методами морфологии, физиологии, биохимии, иммунологии, клиники. Большие перспективы в изучении наследственности и изменчивости у человека открываются в связи с применением ранее используемых и новых методов генетических исследований.

 

11. Сензитивные периоды развития

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ, которые  реализуются в разных жизненных  обстоятельствах. Развитие человека –  сложный неравномерный процесс. С раннего возраста человек переживает сензитивные периоды.

Сензитивный период – временной диапазон, максимально чувствительный  и благоприятный для развития той или иной функции или способности организма. Именно на  конкретном возрастном этапе развития  необходимо уделять внимание  определенной области, развивая качественную составляющую способностей ребенка.

Понятие «сензитивный период» ввела М. Монтессори: «Чем более тонко развиты чувства человека, тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами для получения наслаждения ищут грубые и сильные раздражители.   Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредоточиться на деталях и таким образом, собрать материал для воображения».

Первый год жизни ребенок  учиться познавать мир при  помощи тактильных и слуховых ощущений. Поэтому главным становиться  развитие сенсорной сферы. Высокий  уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности  возможны лишь при специальной тренировке.  Школа развития на дому «Вундеркинд» способствует максимальную возможность для развития сенсорной сферы малыша, разрабатывая игрушки из разных материалов: мягкие («пирамидка», «мячик», «куб-сортер» и другие), твердый материал («веселый молоточек», «матрешка» и др.), развитие слуховых ощущений («музыкальный коврик», «музыкальные наборы»).

В раннем детстве (от 1 года до 3х лет) сензитивный период для формирования речи. Она довольно быстро формируется, сначала ребенок, слушая взрослых, накапливает пассивный словарь, а к трем годам появляется  активный словарь, речь приобретает предметное значение.  Ребенок учиться не только реагировать на слова, которые произносит другой человек, но и воспринимает настроение людей, выражает свои эмоции и чувства. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обид говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" в место "правильно - неправильно".  Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка, лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами.

От 1,5 – 2,5 лет – это возраст, когда ребенок начинает манипулировать  мелкими предметами, что свидетельствует о развитии мелкой моторики, мышц руки, пальчиков, идет и подготовка руки к письму.

В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто  разговаривает сам с собой  – это  прекрасная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях и  все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними.

В ходе игры с ребенком необходимо рассуждать, пояснять, вместе придумывать  рассказы и истории, что также  способствует развитию не только речи, но и воображения. Для развития данного  навыка компания «Вундеркинд» разработала  игрушки: пазлы «Мишки. Веселая семейка», «животный мир», пирамидка «корова» и другие.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) ребенок  включается во взрослую жизнь, в мир  разнообразных отношений, видов  деятельности. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и, поэтому понятной окружающим. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где  развернут игру, и т. п. Каждый ребенок  свободен в выборе средств воплощения образа. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к  тому событию, которое разыгрывает.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят  буквы и т.д.  Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Особенностью этого возраста является игра. Он испытывает сильное желание  активно участвовать  в той сфере деятельности, которая ему малодоступна и неизвестна. Из этого рождается ролевая игра.

Сначала появляется режиссерская игра и одновременно с ней или несколько  позже появляется образно-ролевая  игра. Позже появляются игры с правилами (сюжетно-ролевые игры), которые наполнены  содержанием, где самим ребенком создаются специальные  условия и сюжет. Компания «Вундеркинд» предлагает целую серию игрушек для использования ролевой игры: «кукольный домик», «рыцарский замок», «маленький фермер» и многие другие, которые  помогут малышу воплощать свои идеи,  примерять новые социальные роли.

Творческий характер сюжетно-ролевой  игры определяется наличием в ней  замысла, реализация которого сопряжена  с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности  отображать свои впечатления об окружающем мире.

Сензитивный период дает возможность максимально развивать способности ребенка в определенном возрасте, уделяя внимание качественному развитию способностей: до года – тактильные и слуховые ощущения, с года до трех – речь, умение выражать ребенком свои мысли и чувства, с трех до семи - навыки общения и взаимодействия с людьми. Особенность развития человека состоит в том, что каждые новые знания, умения и навыки накладываются на предыдущие, поэтому важно «успеть» вложить в ребенка как можно больше.

Информация о работе Психогенетика